Русское варенье Москва / Школа современной пьесы 3.4 84 оценки 108 отзывов Русское варенье 3.4 84 оценки Москва / Школа современной пьесы 108 Отзывов Купить билеты Отзывы: Оставить отзыв Оставить отзыв Ваша оценка: ★ ★ ★ ★ ★ Отправить Elena Shmyreva от 20 января 2018 Школа современной пьесы afisha.ru/performance/73474/ В канун Старого Нового года в театре Школа Современной Пьесы смотрела пьесу Людмилы Улицкой в постановке Иосифа Райхельгауза "Русское варенье". С первых же минут понимаешь, что без Чехова тут не обошлось. Это и прямые указания в виде портрета Антона Павловича, и более тонкие аллюзии в виде выбора места действия: родового гнезда - старой, разваливающейся, пережившей не одно поколение дачи в академическом поселке; главных героев — интеллигентной семьи, члены которой могут красиво рассуждать, но совершенно не способны к простому ремеслу да и к финансовой деловитости. Но если у Чехова задаешься вопросом, почему "Вишневый сад" КОМЕДИЯ, в диалогах и сюжете "Варенья" такого вопроса не возникает. Идейно очень похоже на Чехова, но доведено до абсурда. Все разваливается в прямом и переносном смысле: разваливается дом, отказывают электричество и канализация, соседи продают свои участки, нет денег на ремонт и нормальное существование; но вместо чеховского "надо работать", слышишь от молодого поколения: "работать? ..неееет!" От главы же семьи, а ей является мать семейства Наталья Ивановна (Татьяна Васильева), в первые минуты действия следует реплика: "Всю жизнь я работаю, как ломовая лошадь.." Оно конечно, каждый труд почетен. И лишь несколько позже мы узнаем, что Наталья Ивановна занимается переводом многотомного издания женских романов своей снохи (кажется на момент пьесы ей закончен 15й том). А что же варенье? Это проект семьи выйти из финансового кризиса. Варить его собирается Мария Яковлевна (Елена Санаева). Она сестра покойного мужа Натальи Ивановны, домоправительница и приживалка. Единственная, кто что-то может в доме делать руками. Ну, и что, что в варенье попала мышь? Надо еще раз продукт прокипятить и освятить... Отличный рецепт. Собственных вишен нет, как и яблонь, которые то ли засохли, то ли замерзли. Но это диалектический материализм, который когда-то преподавал брат Марии Яковлевны. "А диалектика в том и заключается, что все в развитии… что вчера было хорошо, то сегодня плохо…. Что сегодня хорошо, завтра опять плохо… Все в развитии… Все хуже и хуже… " Гротескные ситуации, интересные узнаваемые герои. Мы живем в этом мире рядом с ними. И нам не грустно, несмотря на все тридцать три несчастья. Сказочный эпилог добавляет позитива. Пьеса из тех, про которые говорят: вы сделали мой день! Да, да, сделали все: и драматург, и режиссер, и, конечно, артисты. Огромное спасибо за приглашение Сообществу Люблю Москву. Елена Соколова от 17 января 2018 Школа современной пьесы afisha.ru/performance/73474/ В этот раз Московский театр Школа современной пьесы ждал своих зрителей на спектакль "Русское варенье". Какие ассоциации вызывает у вас словосочетание "русское варенье"? У меня: традиции, общение, чаепитие в семейном кругу за столом, воспоминания, меланхолия, расслабленность, душистый аромат, ощущение приторного вкуса и густой консистенции. "Русское варенье" у Иосифа Райхельгауза в театре ШСП получилось необычным: объединяющим, тягучим, приторным и с горчинкой. Спектакль знакомит зрителей с жизнью одной интеллигентной семьи на старой даче. Мы подсматриваем за героями, подслушиваем их разговоры и вначале очень быстро становимся очарованными ими. Все члены семьи очень разные по характеру, возрасту и роду деятельности. Но их объединяет одно - знание своего дела. Наталья Ивановна - успешная переводчица с нескольких языков на русский, Вава - работница церкви, все знающая о Боге и православии, Маканя - знаток домохозяйства, Семен-мастер на все руки и др. Однако по мере раскрытия характеров ты начинаешь видеть всех героев с другой стороны. В отличие от первого впечатления, ты находишь героев совсем не знающими, даже бездеятельными и очень консервативными. Все они держатся за свои обычаи, уклад и привычки, хотя по факту у них уже ничего не осталось: ни статуса, ни денег, ни дома, ни любви, ни уважения друг к другу. Все всё понимают, иронизируют над собой и друг над другом, кичатся, произносят пафосные слова, но никто ничего не меняет. Герои глубоко закопали свои эмоции, и, чем что-то поменять в своей жизни, им было проще плыть по течению и рухнуть вместе с домом. Но итог этой истории был другой. Ростислав - успешный сын, давно не живущий с семьей, однажды приезжает и видит проблему... в разрухе. Сын предлагает переехать в новый комфортный дом, чему семья противится. Новый бизнес в виде производства варенья и латание дыр на разрушенной даче ситуацию не меняют. Наконец, всех убеждает вопрос сына: "Неужели вы все хотите пойти работать?". Как думаете, переезд поменяет людей? Думаю, нет. Проблема в людях, а не в домах. Жанр спектакля "Русское варенье" в афише определен как afterchekhov, Чехов и его классика "Вишневый сад" прослеживаются здесь повсеместно. Сегодня классика не устаревает - ты находишь в "Русском варенье" себя, своих близких и друзей. Галина от 14 января 2018 Школа современной пьесы ticketland.ru/doma-kultury/dk-krosna/russkoe-varene/ Очень понравилось!!! Сюжет интересный, игра актеров замечательная. Нам повезло. Вчера на сцене была Санаеева!) Лариса от 14 января 2018 Школа современной пьесы ticketland.ru/doma-kultury/dk-krosna/russkoe-varene/ Великолепная постановка! Великолепная игра актеров! Смотрится на одном дыхании. Очень актуальный спектакль. Рекомендую!!! Галина К от 29 декабря 2017 Школа современной пьесы afisha.ru/performance/73474/ И снова, в третий раз за этот месяц, я побывала в театре "Школа современной пьесы". На этот раз мой выбор пал на спектакль Иосифа Райхельгауза "Русское варенье". И снова те же два обстоятельства, что и при выборе "Дома", сыграли решающую роль: автор произведения (Людмила Улицкая) и исполнитель (точнее, исполнительница) главной роли - Татьяна Васильева. Улицкую люблю за то, что ее произведения лишены пафосного морализаторства, они рассказывают о вещах, которые бывают в реальной жизни, они трогают струны души читателя какими-то своими для каждого событиями и ситуациями. Ну а Татьяну Васильеву люблю за ее роли на экране, на сцене до сих пор ни разу не видела. Если честно, на экране она лучше. Здесь, в спектакле, мне гораздо больше понравились Владимир Шульга ( Гаев Дидюля, он же Андрей Иванович Лепехин), Алексей Глиницкий ( Епиходов Семен-золотые руки) и Ольга Гусилетова (Лиза). Я недаром упомянула персонажей "Вишневого сада", ибо в спектакле постоянно, прямым текстом персонажей либо какими-то косвенными напоминаниями идет отсыл к Чехову. Нам намекают вполне явно, что действующие лица являются потомками Лопахина и Раневской... Ну вот как-то так, да, то звучит в воспоминаниях некий Иван ЕРМОЛАЕВИЧ Лепехин, то упоминают, как бабушку (или прабабушку, не уловила) разорил в Париже француз. И в то же время три сестры, образованные, знающие кучу иностранных языков и многое другое ("я знаю много лишнего"), и при этом ни на что не способные, ищущие оправдания своему безделью в высоких словах и мотивах (я не буду работать "на это государство", "за такие гроши" и т.п.). Так вот, три сестры и деятельный брат, так что тоже Чехов. Та же чеховская безысходность и разруха, с которой никто не только не может, но и не хочет справляться. Одна только мать семейства пашет круглосуточно, переводя на английский (плохо) женские романы своей невестки. Да сестра ее покойного мужа пытается, как может, тащить на себе весь дом с оравой лежебок. Одна, между прочим, Варя, вечно уставшая после долгой службы в церкви. Второй - вечно сочиняющий что-то композитор, произведений которого никто не слышал, но который "работает", плюс его жена - сокровище, помешанная на своей внешности, да плюс их дядя - пенсионер и пьяница. Разве что младшая, Лиза, хоть какую-то лепту вносит в общее хозяйство - то на машине кого-то из них подвезет, то яиц купит, то вишни. И вот тут надо сказать, что вишневое варенье, на котором они собираются сказочно разбогатеть, но никогда этого сделать не смогут, и дало название спектаклю. Варенье из вишни, которую покупают, ибо своя давно погибла, как, впрочем, и яблони, и весь сад, и дом... Дом вообще разваливается, сын предлагает купить им новый, больше и лучше, но они не желают уезжать из родового гнезда... И вообще, "это так пошло" (с). Итог, я думаю, предсказуем, я имею ввиду для тех, кто читал (смотрел) "Вишневый сад". Впрочем, эта история кончается намного благополучней, и в ней больше действительно смешных моментов (в отличие от депрессивных "комедий" А.П.Чехова), поэтому спектакль можно смотреть просто ради отдыха, провести приятный театральный вечер, посмеяться шуточкам Лизы, да и другим тоже, поузнавать себя или знакомых, а потом уйти из театра и заняться своими делами, про спектакль забыв. Но в этот театр мне бы хотелось еще вернуться. Оксана от 20 декабря 2017 Школа современной пьесы ticketland.ru/doma-kultury/dk-krosna/russkoe-varene/ немного затянуто Мария Н. от 3 декабря 2017 Школа современной пьесы afisha.ru/performance/73474/ "Русское варенье" Школы современной пьесы - чудесный спектакль, в котором порой трудно понять, где грань между постмодернистской игрой в Чехова и суровым реализмом, типажами чеховскими и современными. Зато очевидно одно - за сто лет для определенного типа людей решительно ничего не поменялось. Разве что вишневого сада все-таки жаль, а вот старую лепехинскую дачу и впрямь давно пора было пустить под бульдозер. Спектакль практически полностью состоит из отсылок к творчеству Чехова - как очевидных ("Вишнёвый сад", "Три сестры"), так и мимоходом проскакивающих ("Крыжовник", "Свадьба"). Он определённо предназначен для многоразового просмотра - все цитаты с одного раза не считаешь. Зато ситуация в нём узнаваема с полуслова - дача, на которой уже всё разваливается и не работает, толпа бездельников, каждый из которых убеждён в своей уникальности, и пара работяг, на чьи деньги все эти люди и живут, тайно или явно тех, кто их обеспечивает, презирая - конечно, куда новому русскому и писательнице, строчащей дамские романы, проникнуться высокой духовностью. Чеховские персонажи за век с хвостиком поизмельчали и вызывают мало сочувствия - зато много здорового смеха. Великолепна игра актеров - решительно каждого из персонажей узнаешь, они одновременно совсем чеховские и совершенно конкретные, современные, тебе знакомые. Чудесный Владимир Шульга - одновременно и Гаев, и профессор-алкоголик Дюдя. В харизматичной Татьяне Васильевой есть многое и от Раневской, и от Аркадиной, и от других чеховских героинь. А какие замечательные сёстры: Татьяна Циренина - подчёркнуто "верующая" Вава (судя по фанатизму - неофитка), Екатерина Директоренко - самовлюблённая лентяйка Лёля, Ольга Гусилетова - язвительная студентка Лиза... Прекрасен и очень органичен Вадим Колганов в роли бизнесмена Ростислава - в котором безошибочно узнаёшь Лопахина. Вот только не так тонка и не так трагична ситуация "Русского варенья", как в "Вишнёвом саде". Современный Гаев продаст родовое гнездо за бесценок, чтобы купить себе с любовницей квартиру в Барселоне. Обитатели лепёхинской дачи, конечно, будут за неё цепляться - но не потому, что она для них свята, а потому, что иначе придётся работать. И звук лопнувшей струны сменится вибрацией и гудением явно механического происхождения, а вместо стука топора мы услышим бульдозеры. И, конечно, никакого сада. Сады давно выродились, вишня, из которой Лепёхины пытаются варить варенье, куплена Лизой на рынке, да и варенье то есть нельзя - в нём невесть как оказалась дохлая мышь. Всё выродилось, всё измельчало. "Русское варенье" - это очень смешно. И совершенно безжалостно. светлана исаева от 3 декабря 2017 Школа современной пьесы afisha.ru/performance/73474/ "Русское варенье" это спектакль поставленный по пьесе Людмилы Улицкой с одноименным названием. В основе ее произведения Чеховские "Вишневый сад" и "Три сестры" только на современный лад. Вот что значит классика на все времена, проблемы, затронутые Чеховым до сих пор актуальны и живы и будут еще актуальными много лет спустя. Поэтому спектакли по его произведениям всегда будут иметь успех и отлично смотреться в любое время. Вернемся к "Русскому варенью". Герои, а именно мать семейства - Наталья, пишущая перевод для своей невестки за деньги, и единственная хоть что-то делающая. Остальные - ее три дочери, брат, зять и золовка, только делают вид что заняты, постоянно придумывают себе отговорки чтобы не работать и даже сходить купить творог не кому. Живут герои на старой даче, где то отключается свет, то лопаются трубы. Деньги на жизнь они получают от сдачи квартиры в Москве.Они все причисляют себя к древнему роду, интеллигенции, смотрят свысока на "рабочий люд". Но при этом тот же Семен, тот самый "рабочий люд" сантехник, имеет постоянный доход и в конце даже становится владельцем "родовой дачи". Самый приспособленный к жизни и деловой это Родион - сын Натальи. Он постоянно помогает семье и решает их материальные проблемы. Именно он в итоге заставляет всю семью сдвинуться с насиженного места. Актеры играют отлично, естественно, что главная героиня в исполнении Татьяны Васильевой бесподобна. Все же старая школа заметно отличается. Сразу видно игру профессионалов, им веришь, переживаешь и действительно погружаешься в сюжет. Также хочется отметить и Елену Санаеву, сыгравшую Маканю, очень понравилась мне ее игра. Одним словом, первое знакомство с театром ШСП прошло более чем удачно. Надеюсь посетить и другие спектакли театра. Ну а "Русское варенье" могу посоветовать всем и любителям классики и не любителям, даже в рамках школьной программы этот спектакль отлично подойдет. Gal K от 2 декабря 2017 Школа современной пьесы afisha.ru/performance/73474/ Во второй раз смотрела спектакль "Русское варенье" в театре "Школа современной пьесы". И во второй раз получила огромное удовольствие, что не удивительно, учитывая, что в этом театре все спектакли на самом высоком уровне, а актерский состав впечатляющий. Этот спектакль очень тесно перекликается с Чеховским "Вишневым садом". Тоже люди благородного происхождения, тоже дом, тоже нежелание оглянуться вокруг и увидеть, что кроме родословной есть еще и быт, насущные проблемы, которые нужно решать. Люди, которые живут вчерашним днем, при этом смотрят свысока на тех, кто не имеет таких громких имен среди предков. Только что им это дает? Протекающую крышу, засоренную канализацию, отключенный свет и полную разруху. И лишь хозяйка семьи, ее старший сын и младшая дочь понимают, что предки предками, а кушать хочется всегда. И иногда не плохо просто взять и пойти работать... Очень поучительный спектакль, прямолинейный, язвительный и честный. Рекомендую однозначно! Вивьен от 24 ноября 2017 Школа современной пьесы ticketland.ru/doma-kultury/dk-krosna/russkoe-varene/ Замечательная пьеса! Прекрасная игра актёров! Всё очень понравилось!!! 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11