Толстого нет

Толстого нет

4.0
15 оценок
отзывов
Купить билеты на спектакль "Толстого нет" вы можете здесь:
Отзывы:

Оставить отзыв

  • Ваша оценка:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
от 30 марта 2021
Школа современной пьесы
Интересная постановка. Ирина Алферова в своем образе тут к месту
от 29 марта 2021
Школа современной пьесы
Очень интересно! Магически увлекательно! Прекрасная постановка и сценография! Всевидящее ОКО сверху! Зеркала! Благородно и тактично, эмоционально и сдержанно, мудро и наивно, возвышенно и приземлённо, просто и многозначительно! Честно и достойно! Классически по-современному, с новейшими технологиями!
от 29 марта 2021
Школа современной пьесы
Очень понравился спектакль. Благодаря талантливой Ирине Алферовой, спектакль получился очень изысканным и нежным. Хочется отметить и красоту Ирины. Невозможно было оторвать глаз от неё. Большое спасибо за удивительный вечер и побольше таких постановок!
от 27 февраля 2021
Школа современной пьесы
Великолепный спектакль! ⠀ В основе этой постановки лежат дневники писателя и его домочадцев. Мы видим Льва Николаевича и его семью в совершенно новом, зачастую неожиданном свете. ⠀ Здесь главной героиней становится супруга гениального писателя – Софья Андреевна. Мы видим ее чувства, переживания, ту боль, и ту любовь, которыми наполнена ее душа. ⠀ Здесь не существует привычной театральной сцены. Задействовано все пространство зала: стены, потолок, пол… театральный подиум, на котором, собственно, и происходит действие пересекает все пространство. Зритель максимально вовлечен в постановку. ⠀ На стены и потолок проецируются мультимедийные проекции: зал живет своей особенной жизнью. В нем строятся и рушатся стены, расцветают цветы, опадает листва, горит огонь, идет дождь…А на стенах «висят» семейные портреты, в них, как в документальном фильме, один персонаж сменяет другого. ⠀ Великолепно построена работа со светом, то это нежный розовый, то глубокий красный. Свет помогает лучше понять происходящее, делает акцент на важных моментах. ⠀ Роль Софьи Андреевны исполняет Ирина Алферова. Это абсолютно ее образ. Видно, как она переживает за домочадцев, за супруга, с которым они пробыли в браке 48 лет, и за это время у них появилось 13 детей. Ей, по большому счету, все равно, кто получит наследство, она волнуется за судьбу своих детей и жизнь своего супруга, все остальное второстепенно. ⠀ Из названия спектакля становится понятно, что самого Толстого здесь не будет. Он незримо присутствует в зале. Кажется, что писатель находится где-то рядом, в соседней комнате, и вот-вот войдет в дверь… но этого так и не происходит… ⠀ Помимо главной сюжетной линии, на сцене происходят и маленькие драмы. У каждого из действующих лиц есть своя боль, своя личная драма. ⠀ Спектакль оставил хорошее послевкусие и почву для размышлений. После просмотра я еще пару дней читала про семью Толстого.
от 24 февраля 2021
Школа современной пьесы
Сильный спектакль, есть, о чем задуматься. Мне нравится нестандартный подход к постановкам в этом театре. Каждый раз идёшь в ШСП и не знаешь, чего ожидать. В этот раз было опять необычное расположение сцены: она была частично посередине зала, и частично по бокам, а так же в этот раз были задействованы экраны. Это очень красиво выглядит, впечатляюще. Но опять-таки неудобно, когда актеры стоят долгое время в другом конце зала, шея затекает в не комфортном положении. Первое впечатление от пьесы было ближе к негативному. Но постепенно, по капле, по сцене, по диалогу, начинаешь проникаться драматичностью сюжета. История действительно интересная. Что мне понравилось - это то, что в спектакле нет очевидных положительных и отрицательных персонажей. Там у каждого рыльце в пушку, но у каждого есть на то свои причины. Такие неоднозначные сюжеты обычно всегда дают пищу для размышлений, я такое люблю. Актёры играют хорошо, но роли их ещё не отшлифованы, текст не отскакивает от зубов, как бывает, когда спектакль прогоняют часто. В общем, не смотря на перечисленные мною недостатки, мне спектакль понравился. Примерно на 7 из 10.
от 24 февраля 2021
Школа современной пьесы
И снова премьера в театре «Школа современной пьесы» - спектакль «Толстого нет». Речь в постановке идет о последнем периоде в жизни Льва Толстого, мы застаем его семейство незадолго до смерти писателя. Именно семью, а не его самого. Ну, то есть, он незримо присутствует в доме, мы слышим его шаги на втором этаже, его нужды спешат удовлетворить домочадцы, его всевидящее око смотрит за нами с потолка, его тень мелькает за окнами, но вся история показана именно глазами его близких, прежде всего, его жены Софьи Андреевны. Не знаю, как в современной школе, но нам внушали постоянно, какая это глыба –Толстой, какой он человек удивительный – все раздавал крестьянам, сам ходил босой, мало что граф). Ну и вообще – икона литературы. А вот жена у него, мол, была стерва… Это уже не из школьной программы, там вообще про жен как-то не очень принято было вспоминать, ну, за исключением Натали Гончаровой, про Софью Андреевну это более поздние сведения, но тоже коррелируются с тем, чему учили в школе: Лев Николаевич - белый и пушистый, а все кругом – волки, эту овечку сожрать пытавшиеся. Так вот, к счастью, спектакль заставляет задуматься, а так ли это было на самом деле? Вообще, сразу хочу сказать, что спектакль зацепил, заставил сопереживать и думать. Нет, никто не пытался умалить значение Льва Толстого как русского писателя, он глыба, и с этим трудно спорить, да и не нужно. Просто кому-то эта глыба нравится, кому-то нет, но каждый из наших современников в любой момент может ее обойти, а вот близкие вынуждены были под гнетом этой глыбой жить. Ну, справедливости ради, и за ее счет. Крестьянский благодетель? Вполне. Но ведь любить весь мир и быть им любимым для известного писателя – и проще, и почетней, чем любить своих собственных детей, на которых никогда не хватало времени и желания просто посидеть возле постели хотя бы. А детей ему жена нарожала аж 13 человек. Шестеро умерли, семерых вырастили. Но то, что ты за счет своей семьи благодетельствуешь посторонним – это оценят эти самые посторонние (возможно, оценят), а то, что при этом жена должна как-то крутиться, чтобы вырастить многочисленных детей – это ее забота. И вот она уже оплевана и оговорена, представлена истеричкой. За то, что противится тому, что все семейное добро уходит в чужие руки. И даже наследство, право на посмертное издание книг, того и гляди уйдет случайному человеку, сумевшему втереться в доверие Толстого и его дочери Александры. А почему, собственно, ее должен радовать «альтруизм» мужа?! Она за графа шла, а не за босого мужика. Да и сам Толстой в молодости не чурался мирских утех, ни роскоши, ни блуда. А вот к старости ударился в новую философию, оскорбляясь при этом, что жена и дети не захотели ходить в лаптях. Мало того, что жена родила и вырастила в одиночку практически детей, мало того, что на ней было все хозяйство, она еще и толстенные романы мужа переписывала вручную по ночам. Только «Войну и мир» переписала 8 (восемь, Карл!!!) раз! И все равно в его глазах была плохой женой. Все равно в своих дневниках он поливал ее грязью. Я не претендую на историческую достоверность, я не знаю, как там было на самом деле, но факты и обстоятельства заставили меня отчаянно сопереживать Софье Андреевне. Измученную жену гения, иногда скандальную, от усталости, но все равно любящую, играет Ирина Алферова. Я очень давно не видела ее на сцене, с тех пор, когда она играла Звезду в спектакле «Звезда и Смерть Хоакина Мурьетты», поэтому именно она явилась для меня одним из притягательных маячков, приведших на этот спектакль. В молодости Ирина Алферова считалась едва ли не самой красивой актрисой СССР. И сейчас она хороша. И играет достойно. Преданную отцу дочь Александру (она едва ли не единственная в семье, кто разделял его взгляды), серую мышь, сдвинутую на идеях Толстого и лишенную личной жизни (скорее причина, чем следствие, мне кажется), зато не лишенную наследства, играет Татьяна Циренина Точнее, она играет эту роль в очередь с Валерией Ланской, против которой я тоже ничего не имею, но была очень рада, что играла именно Татьяна, очень ее люблю, на мой взгляд, одна из лучших актрис в ШСП. Олег Царев, которого я открыла для себя совсем недавно, играл Илью Львовича, сына Льва Толстого. До чего хорош. Именно Илье автор (Ольга Погодина-Кузьмина) отдала слова о том, а что было бы, если бы мать, вместо того, чтобы истерить, тоже пошла за отцом, бросив дом и детей?!.. В смену с ним эту роль исполняет Иван Мамонов, я его тоже люблю, и было расстроилась, что не он играет, но быстро утешилась, Олег прекрасен! Вообще, в этом спектакле не было слабых актеров, все были на своем месте и хороши. Дьявольский Чертков и кучер – пьяница, мучитель и спаситель горничной Катюши, сыграны одним и тем же актером- Николаем Голубевым. От его персонажа берет оторопь, а ведь именно Чертков пытался завладеть правами на посмертное издание произведений Толстого, в обход семьи. Помогал ему в этом наивный юноша, секретарь писателя, Валентин Булгаков, талантливо сыгранный Александром Сеппиусом По большому счету, сопротивлялся этому всему только еще один сын, Илья. Выглядел при этом довольно гаденько, таким стяжателем, плюющим на волю отца, но его можно было бы понять, если бы он не так грубо разговаривал с матерью. В общем, у Павла Дроздова персонаж получился довольно неприятный, хоть по-своему и правый. Но по большому счету, слетелись детки в дом, как воронье, в ожидании покойника. А Павел в этой роли оказался очень убедителен. Единственный, кто пытался поддержать Софью Андреевну, врач и друг семьи – Сергей Иванович, чудесно сыгранный Борисом Вайнзихером Короче говоря, спектакль вызвал море эмоций, возможно, где-то наступил на что-то больное, но ведь отозвался, а это ли не главное в театре. Я рада, что посмотрела. Было бы неправильно не упомянуть своеобразную сценографию спектакля. Действие раскидано по нескольким площадкам. Основная сцена, подиум к помосту в центре зала, сам помост, еще пара небольших площадок по краям. Актеры играют по всему залу фактически. По всем стенам – проекции происходящего. Не знаю, отовсюду ли хорошо видно, не уверена, но я сидела очень удачно, видела все отлично, актеров иногда можно было чуть ли не коснуться. А ведь от того, где сидишь, сильно зависит восприятие спектакля.
от 16 февраля 2021
Школа современной пьесы
"Толстого нет" - новый спектакль в Московском театре "Школа современной пьесы". Льва Николаевича действительно нет в спектакле, но он все время незримо присутствует: то тяжёлыми шагами на втором этаже, то всевидящим оком, то просто проходя мимо окон. Спектакль о великом писателе, но главной героиней здесь является его жена, Софья Андреевна. Очень приятно было видеть в главной роли Ирину Алфёрову. Именно такой представляется жена великого писателя и хозяйка Ясной Поляны. Ирине Ивановне великолепно удалось передать смятение в душе ее героини. Внешне ей приходится "сохранять лицо", а внутри ее гложут мысли о том, что она будет делать с огромной усадьбой, если случится самое страшное; на какие средства будет жить вся ее большая семья. При этом ей так не хватает душевного тепла, любви и заботы. Мне даже показалось, что она слегка заигрывала с доктором, но потом до меня дошло: так она пыталась через доктора узнать планы своего мужа на посмертное издание его трудов. Но доктор тоже оказался не прост: вместо ответов все время проверял пульс Софье Андреевне. Борис Вайнзихер в роли доктора великолепен) На самом деле, на мой взгляд, актерский состав получился идеальным. Валерия Ланская в роли сухой и строгой Александры Львовны была прекрасна) В предыдущем своем отзыве я сетовала, что, мол, потерялась актриса без песен в спектакле. Тут я такого сказать не могу; очень понравился ее образ. Снаружи строгость и самообладание, а внутри нежный и ранимый цветок. Это было удовольствие наблюдать Валерию в этой роли. Илья Львович (Иван Мамонов ) - прям настоящий русский помещик: огромный с ружьём в руке (при первом выходе на сцену он а руке нес добычу с охоты - кролика, с которого капала кровь). Лев Львович (Павел Дроздов) - сухопарый нигилист с резкими суждениями о жизни. Булгаков Валентин Федорович (Александр Сеппиус ) - молодой секретарь, очень восторженный и радостный, но совершенно не готовый к тому, что жизнь и спиной может к нему повернуться. Браво всем-всем! Отдельно хочется сказать, даже не сказать, а восхититься как используется сценическое пространство в этом спектакле. Есть большая сцена, где находилась гостиная в доме Толстых, а ещё есть две точки, где проходило действие спектакля. Эти точки соединены между собой дорожкой. Актеры во время спектакля перемещаются по всему залу: то на расстоянии вытянутой руки, то на большой сцене, то в дальнем углу зала. Но при этом все хорошо видно любому зрителю, т.к. огромные багеты на стене были превращены в экраны. Было страшно, когда на пятачке передо мной размахивали кнутом, но делали это очень аккуратно. Отдельно хочется выразить восторг технической стороной спектакля! Я даже представить себе не могла до чего дошли современные технологии! Толстой ходит на втором этаже; с помощью звука и света все зрители действительно ощущают этот топот, буквально потолок ходуном ходит. Идёт дождь. И ты чувствуешь себя в деревне летним вечером, когда капли барабанят по стеклу и дорожками стекает вода....А во время монолога Ирины Алфёровой все вокруг горит от эмоций; словно все слышат слова: "Гори в аду!" БРАВО! Отдельное спасибо режиссеру спектакля. На поклонах сначала даже не поняла, что Александр Созонов режиссер. При таких молодых талантах ШСП не пропадет) Ждём новых постановок. Здорово, что молодым доверяют ставить новые спектакли. Отличный спектакль! Он несомненно достоин внимания и имеет несколько весьма весомых плюсов: - Актерский состав. Ирина Алфёрова (давняя любовь) и интересные молодые актеры, а также актеры, которых я знаю по другим постановкам театра. - Интересное сценическое пространство. - Звуковое и световое оформление спектакля. - История семьи, члены которой стали одними из первых публичных личностей России. Самый тяжёлый момент семейной жизни Толстых, когда до ухода Льва Николаевича оставалось недолго. Непростые семейные отношения, отсутствие взаимопонимания, навешивание вины за непростую ситуацию на мать семейства, да и вообще жизнь в тени великих редко бывает лёгкой и счастливой. - Лично для меня этот спектакль - новый взгляд на великого писателя Толстого. Конечно, я читала, что Софья Андреевна родила мужу 13 детей, 5 из которых умерло, что по ночам она от руки переписывала великие труды. Но в нашем советском сознании Толстой всегда был глыбой, положительным героем, небожителем. В спектакле он предстает скорее семейным тираном и диктатором; вся жизнь в семье заточена под нужды Льва Николаевича. Впрочем, и живёт вся семья на его средства и вопрос наследования один из самых острых в семье. Рекомендую к просмотру!
от 10 февраля 2021
Школа современной пьесы
В театре Школа современной пьесы режиссер Александр Созонов поставил спектакль "Толстого нет" по пьесе Ольги Погодиной-Кузьминой. Действие пьесы разворачивается в 1910 году в Ясной поляне, в последние дни жизни Льва Николаевича. На сцене действительно Толстого нет, он лишь незримо присутствует в жизни своей семьи. Именно от имени его домочадцев и пойдет повествование.
Итак, кем же был великий писатель - Лев Николаевич, тираном или большим гуманистом. Несмотря на свой бесспорный и необыкновенный талант, в обычной жизни он был тяжелым и непростым человеком. Очень трудно было жить бок о боком с ним. Об этом и рассказывает нам спектакль.
Повествование ведется в основном от лица его жены - Софьи Андреевны и его детей. Софья Андреевна вышла замуж за Толстого в 18 лет, муж был старше на 16 лет. Перед свадьбой он дал прочитать своей невесте дневник, описывающий его любовные похождения. Софья Андреевна была глубоко задета его откровениями, а в дальнейшем всю жизнь терпела измены и внебрачных детей мужа. Сама она родила 13 детей, пятеро из которых умерли в младенчестве. Самая тяжелая утрата для нее - смерть младшего сына Ванечки. Отношения между мужем и женой сначала были вполне счастливыми, тогда и были написаны величайшие "Война и мир" и "Анна Каренина". Постепенно супруги отдалялись друг от друга. Лев Николаевич все больше погружался в философию помощи крестьянам, даже хотел отказаться от авторских прав, чтобы пустить все деньги на помощь беднякам. Софья Андреевна, наоборот настаивала на завещании в пользу семьи. Она упирала на то, что отдала всю жизнь отдала мужу, рождению и воспитанию его детей, а также много помогала мужу и в переписывании его произведений. Именно этот конфликт между супругами стал решающей точкой не только в их семейной, но и непосредственно жизни Толстого. Решив уйти от непонимающей жены, он отправился в дорогу. Но ему не суждено было далеко уйти и в дороге он заболевает и умирает.
детей, но полностью разделить его убеждения так и не смогла. А ведь именно полного подчинения и ждал от нее Лев Николаевич.
Спектакль идет на сцене Эрмитаж, сцены как таковой нет. Посередине зала есть подиум, на котором и происходит действие. Зритель сидят лицом к этому подиуму, рядов всего 6 поэтому видно хорошо. Но есть также и видео-проекция на экраны по всему периметру зала.
Актеры все блестяще сыграли. Выделю я пожалуй двух актрис - Ирину Алферову и Валерию Ланскую. Алферова очень органична в роли Софьи Андреевны, это ее роль на 100 процентов. Валерия Ланская прекрасно преобразилась в этакую серую мышь, которая живет ради отца и полностью разделяет его странные убеждения. Она прекрасно показала трудные отношения с матерью.
Замечательный, глубокий, заставляющий задуматься спектакль.
от 10 февраля 2021
Школа современной пьесы
В театре Школа современной пьесы режиссер Александр Созонов поставил спектакль "Толстого нет" по пьесе Ольги Погодиной-Кузьминой. Действие пьесы разворачивается в 1910 году в Ясной поляне, в последние дни жизни Льва Николаевича. На сцене действительно Толстого нет, он лишь незримо присутствует в жизни своей семьи. Именно от имени его домочадцев и пойдет повествование. Итак, кем же был великий писатель - Лев Николаевич, тираном или большим гуманистом. Несмотря на свой бесспорный и необыкновенный талант, в обычной жизни он был тяжелым и непростым человеком. Очень трудно было жить бок о боком с ним. Об этом и рассказывает нам спектакль. Повествование ведется в основном от лица его жены - Софьи Андреевны и его детей. Софья Андреевна вышла замуж за Толстого в 18 лет, муж был старше на 16 лет. Перед свадьбой он дал прочитать своей невесте дневник, описывающий его любовные похождения. Софья Андреевна была глубоко задета его откровениями, а в дальнейшем всю жизнь терпела измены и внебрачных детей мужа. Сама она родила 13 детей, пятеро из которых умерли в младенчестве. Самая тяжелая утрата для нее - смерть младшего сына Ванечки. Отношения между мужем и женой сначала были вполне счастливыми, тогда и были написаны величайшие "Война и мир" и "Анна Каренина".Постепенно супруги отдалялись друг от друга. Лев Николаевич все больше погружался в философию помощи крестьянам, даже хотел отказаться от авторских прав, чтобы пустить все деньги на помощь беднякам. Софья Андреевна, наоборот настаивала на завещании в пользу семьи. Она упирала на то, что всю жизнь отдала мужу, рождению и воспитанию его детей, а также много помогала мужу и в переписывании его произведений. Именно этот конфликт между супругами стал решающей точкой не только в их семейной, но и непосредственно жизни Толстого. Решив уйти от непонимающей жены, он отправился в дорогу. Но ему не суждено было далеко уйти и в дороге он заболевает и умирает. Этот конфликт супругов заставил меня серьезно задуматься. И я даже для самой себя не смогла определить кто же прав, а кто виноват. С одной стороны Толстой. Он сам написал свои произведения и в праве решать как распорядится авторскими правами, но в тоже время нельзя забывать и о своих самых близких. Софья Андреевна, действительно всю жизнь была ему преданной и надежной спутницей жизни. Она терпела его отношения на стороне, переписывала на чисто его произведения и помогала в ведении дневника, вела хозяйство в усадьбе, воспитывала детей (Лев Николаевич был противником кормилиц, нянек и гувернанток), то есть выполняла все его требования. С другой стороны Софья Андреевна. Она тоже многое получила от Толстого. Зная какой он гуляка она все равно вышла за него, рожала ему детей, но полностью разделить его убеждения так и не смогла. А ведь именно полного подчинения и ждал от нее Лев Николаевич. Делятся своими воспоминаниями и дети Льва Николаевича, причем их мнения тоже диаметрально противоположны. Так, Илья Львович - старший из его сыновей, в диалоге с сестрой Александрой очень не доволен отцом. Он рассказывает о своем счастливом и беззаботном детстве, когда она всей семьей жили на широкую ногу, ездили на охоту. Потом Лев Николаевич начинает свои нововведения, заставляя семью ходить в простой одежде, не есть мясо, не курит и не пить. Илья Львович отмечает, что отец лицемер, так как сам прожил молодость так как хотел, не ограничивая себя. А теперь остепенившись, требует исполнения своих правил у всей семьи, не зависимо хотят они этого или нет. Также он ставит отцу в вину что тот не любил и не любит своих детей, что вечно недоволен ими. Младшая же дочь Толстого - Александра Львовна наоборот любит и боготворит отца. Она родилась намного позже и уже не застала разгульной жизни отца. Она полностью разделяет его увлечения вегетарианством, не курит и не пьет. Правда и в личной жизни она несчастна, так как все себя посвятила делу отца. Есть еще и Лев Львович, который больше всего переживает за деньги и наследство и постоянно обвиняет мать в том, что она не влияет на отца. Такие разные рассуждения, но каждый по своему прав. Зрителю самому решать чью сторону выбрать, чья правда ближе. Спектакль идет на сцене Эрмитаж, сцены как таковой нет. Посередине зала есть подиум, на котором и происходит действие. Зритель сидят лицом к этому подиуму, рядов всего 6 поэтому видно хорошо. Но есть также и видео-проекция на экраны по всему периметру зала. Актеры все блестяще сыграли. Выделю я пожалуй двух актрис - Ирину Алферову и Валерию Ланскую. Алферова очень органична в роли Софьи Андреевны, это ее роль на 100 процентов. Валерия Ланская прекрасно преобразилась в этакую серую мышь, которая живет ради отца и полностью разделяет его странные убеждения. Она прекрасно показала трудные отношения с матерью. Замечательный, глубокий, заставляющий задуматься спектакль.
от 15 января 2021
Школа современной пьесы
Прекрасный спектакль, ново, красочно, великолепная игра актеров!
от 15 января 2021
Школа современной пьесы
Браво!!! Рекомендую посмотреть этот спектакль. Содержание захватывает с первых минут. Ирина Алфёрова так тонко и мастерски передала суть характера и все сложности семейных отношений Софьи Андреевны Толстой. Любовались её игрой. Великолепно! И еще очень понравилась игра Ивана Мамонова (Илья Львович), Валерии Ланской (Александра Львовна), Николая Голубева (Чертков Владимир Григорьевич) и Бориса Вайнзихера (доктор Сергей Иванович)! Всем артистам и режиссёру этого спектакля огромное спасибо. Необычный зрительный зал и профессиональная игра актеров побуждают посмотреть и другие спектакли Театра "Школа современной пьесы".
от 30 ноября 2020
Школа современной пьесы
Потрясающее действо! Так необычно обустроен зал, что хочется рассматривать каждый сантиметр пространства. Художник по свету - просто гений! Звуковые эффекты тоже впечатлили - пожар, гром, ливень... Впервые была в Школе Современной Пьесы и теперь хочется пересмотреть весь репертуар. Ирина Алферова - у меня сложилось впечатление, что роль Софьи Андреевны писалась специально для нее. Настолько она органична, одновременно нежная и суровая, красивая и женственная. Давненько не чувствовала мурашек в театре, а тут прям пробрало. БлагоДарю!
от 4 ноября 2020
Школа современной пьесы
Шедевр! Главная роль в этом спектакле у блистательной Ирины Алферовой. Я вам больше скажу, режиссер задумал свой спектакль именно с этой актрисой в роли Софьи Андреевны - жены Льва Николаевича Толстого. И да, я согласна, что без Ирины Алферовой спектакль был бы другим. Я обожаю эту актрису и видела много спектаклей с её участием. И вот удивительное дело, Ирина Алферова всегда такая разная в зависимости от роли, но всегда узнаваемая! Идя на спектакль, я предвкушала новую встречу с этой удивительной женщиной и вроде бы предполагала, чего примерно ожидать от её игры. И тем сильнее оказался мой восторг! Реальность превзошла все ожидания! Мощь! Лавина! Тонкая, интеллигентная Софья Андреевна благодаря Ирине Алферовой оказалась так многогранна, что я даже немного пожалела, что это не моноспектакль. Вот смотрела бы и смотрела! Но нет. Я несправедлива. В этом спектакле прекрасно всё и все. Каждый из выходивших на сцену добавлял свои "штрихи к портрету". А на портрете у нас - вся семья Толстых. Семья жившая бок о бок с гением. Помимо жены в спектакле мы видим троих из детей Александру (Татьяна Циренина), Льва (Павел Дроздов) и Илья (Олег Царев). Счастлива ли это семья? Возможно когда-то давно, но явно не сейчас. Льву Николаевичу 82, он вот-вот уйдет навсегда из дома, из этой самой семьи. Тень его ухода уже нависла над всеми. Но они все еще пытаются сохранить хоть что-то. Смотришь, а в голове невольно звучит: Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему. Смотришь и каждой частичкой души сопереживаешь этой семье, уже перешагнувшей порог "несчастья". Но смотришь с восторгом! Благодаря новаторским идеям освоения пространства сцены, которые всегда были визитной карточкой "Школы современной пьесы", у зрителей создается удивительное ощущение присутствия внутри происходящего. Ясная Поляна. И 1910 год чувствуется во всем. Костюмы, манеры, реквизит - все, абсолютно все детали дополняя одна другую, не позволяют усомниться - это в самом деле происходит в начале XX века в старой русской усадьбе. А лазерная графика, периодически высвечивающая стены зала, превращая их то в диковинные интерьеры, то в бушующее пламя, сменяющееся проливным доджем, ничуть не сбивает атмосферу, скорее наоборот. Самого Толстого в спектакле, как и обещано, нет, но как же увлекательно узнавать подробности взаимоотношений Софьи Андреевны и детей, их характеры и судьбы, раскрывающиеся от сцены к сцене. Мое мнение о каждом менялось несколько раз, едва я узнавала новые подробности. И это так захватывающе! Я даже забыла, что мечтала увидеть в роли Ильи Ивана Мамонова, которого обожаю. Илью в этот раз играл Олег Царев и был настолько хорош со своим этим ружьем наперевес, что я даже не вспомнила о том, что мечтала на его месте увидеть другого актера! Но любая семья, а тем более семья Толстого, не может существовать в замкнутом кругу. Поэтому в спектакле есть и другие персонажи. Секретарь, доктор, горничная, история которой особенно показательна и драматична. И за всем этим невидимый, но явно присутствующий, Лев Николаевич. Его присутствие во всём. О нём постоянно говорят, на его слова и желания ссылаются. И невольно чувствуешь, что Толстой - нечто гораздо большее, чем просто человек. Сходите в театр!
от 2 ноября 2020
Школа современной пьесы
рекомендую! Еще одну премьеру удалось на днях посмотреть в ШСП - "Толстого нет". Название воистину говорящее - самого Льва Николаевича в спектакле действительно нет, он появляется лишь в виде изображений, звуков, незримо присутствует ежеминутно. Действие пьесы Ольги Погодиной-Кузьминой происходит в Ясной Поляне в 1910 году, когда 82-летнему Толстому жить осталось считаные месяцы. Но главный герой здесь не великий писатель, он лишь высшая сила, определяющая существование и образ жизни всего и всех: собственно поместья, своей жены и детей, многочисленных "толстовцев", завистников и просителей. Главным героем можно назвать саму Ясную Поляну и жену Толстого - Софью Андреевну, которую играет великолепная Ирина Алферова, а основной темой - отношения внутри семьи, отношения Льва Николаевича и Софьи Андреевны, отношение к родителям и друг другу детей их... В семье Толстых было рождено 13 (!) детей, впрочем, пять детей умерли в детстве. А в спектакле мы видим всего троих: Льва (Павел Дроздов), Илью (Олег Царев) и Александру (Татьяна Циренина). Интересно, что семья Толстых, похоже, одна из первых оказалась абсолютно "на виду", под пристальным наблюдением общества, все, происходящее в семье Льва Николаевича становилось достоянием общественности. И зрители оказываются всего лишь частью этого самого общества начала XX века, и имеют возможность наблюдать "в режиме онлайн" все происходящее в Ясной Поляне. Эффекту присутствия очень помогает сценография. Наверное, первый раз здесь я вижу действительно полноценное использование возможностей зала Эрмитаж: многоуровневая сцена, как дорога, вьется через весь зал, в одном ее конце несколькими выразительными штрихами создано видение гостиной в имении, на другом конце, очевидно - уголок сада со скамейкой и зеленой травой. Видеопроекции заменяют собой большую часть декораций, полностью меняя зал и позволяют в деталях видеть лица актеров, все эмоции и чувства, многократно воспроизводя их изображения по периметру. Наблюдающее сверху за всем происходящим "всевидящее око", видимо, как раз подчеркивает общественное внимание к этой семье, и то, как сложно жить, действовать и общаться с близкими, понимая, что каждый твой шаг будет детально разобран и оценен общественным мнением. Как сложно выстраивать отношения с мужем и отцом, когда для всех (включая его самого) он - Гений и великий человек, а ты видишь лишь вздорного, неблагодарного, не любящего и не уважающего членов своей семьи старика... Одним словом, если вам интересен Толстой, очень и очень рекомендую этот спектакль. Автор пьесы явно основывалась на подлинных документах, дневниках и письмах, что делает постановку не только интересной, но и познавательной. Впрочем, дневники Софьи Андреевны я читала до того, так что ничего принципиально нового о Льве Николаевиче не узнала. Примечательно, что кроме "большой" истории в спектакле есть не одна частная история, частная трагедия. Например, внутренние страдания Александры, выбравшей отказ от "женской жизни" в пользу общественно. Или трагическая судьба горничной Катюши (Ольга Грудяева), внебрачной дочери Льва Николаевича, воспитанной в усадьбе. Еще раз настоятельно рекомендую этот спектакль. Очень и очень хорошо все - от темы и проработки материалов до современной постановки и актерской игры. Вот 10 из 10.
от 1 ноября 2020
Школа современной пьесы
Спектакль произвел сильное впечатление Хочу поделиться впечатлениями от просмотра спектакля «Толстого нет» в театре «Школа Современной пьесы». Мы были на премьере 29 октября 2020г. Я очень люблю этот театр за потрясающие находки в постановке. И в этот раз, зайдя в зал, мы поняли, что классической сцены не будет. Зал был разделен на секции (островки), где зрители сидели в разных ракурсах относительно друг друга. А через весь зал были выстроены сцены. Да, она была не одна. Было три основных сцены с подиумом (переходом), который соединял все эти три конструкции. И мы, зрители, оказались внутри этой постановки, рядом с актерами. Хочу отметить, что с любого места, зрителям было комфортно следить за действием спектакля. Дополнительно, по стенам были размещены мониторы, где мы могли видеть крупные планы актеров. Хочу также отметить интересную находку с оформлением спектакля. Художник по свету (Нарек Туманян) создал потрясающие световые декорации с подсветкой стен, переходов. Зал все время менял свои декорации. А какая потрясающая сцена получилась с пожаром! Браво! Но перейду к спектаклю и к нашим актерам. Как вы уже заметили из названия, Льва Николаевича Толстого в спектакле нет. Т.е. он незримо присутствует в доме, со своей семьей. Мы видим жену, Софью Андреевну, которую потрясающе сыграла Ирина Алферова. Детей: Александру Львовну (для нас играла Татьяна Циренина), Илью Львовича (для нас играл Олег Царев), Льва Львовича (Павел Дроздов). Нам показывают 1910г, семью Толстого перед его уходом из жизни. Мы видим, под каким пристальным вниманием общественности находилась жена и дети Толстого. Интересно представлены герои: Чертков, его последователь (актер Николай Голубев), Булгаков Валентин Федорович, его секретарь (актер Александр Сеппиус), доктор Сергей Иванович (актер Борис Вайнзихер), Катюша, горничная ( актриса Ольга Грудяева). Интересный ход спектакля, где горничная Катюша и секретарь Булгаков Валентин повторяют судьбу героев из романа Толстого «Воскресенье». Мы видим душевные переживания всех членов семьи, споры о завещании, проблемы и разочарования. Спектакль основан на документальных материалах (письма, дневниковые записи его семьи). Спектакль произвел сильное впечатление. Спасибо режиссеру спектакля Александру Сазонову. После спектакля мне захотелось больше узнать о Толстом и его семье. Обязательно прочту документальные материалы.
Купить билеты на спектакль "Толстого нет" вы можете здесь:

Еще спектакли этого театра