Евгений Онегин

Евгений Онегин

2.7
118 оценок
отзывов
Купить билеты
afisha
Отзывы:

Оставить отзыв

  • Ваша оценка:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
от 2 декабря 2013
ТЮЗ
Я оцениваю спектакли. фильмы, книги и другие произведения искусства непрофессионально. Если внутри меня рождается какая-нибудь ответная эмоция, будь то улыбка, печаль, недоумение, сочувствие, я полагаю, что не зря сходил на выставку, в театр или музей. Очень хорошим, отличным мне представляется творение, которое вызывает множество эмоций, ведет меня через весь спектр чувств, мне доступных. Тогда я иду на спектакль вторично, перечитываю книгу, смотрю много раз давно знакомый фильм. Спектакль Римаса Туминаса "Евгений Онегин", который мне посчастливилось недавно посмотреть, именно так на меня и подействовал: от смеха и цинизма до любовных переживаний и восхищения Татьяной. В общем, я взрыв эмоций. Считается, что Ф.М.Достоевскому потребовалось целое семейство Карамазовых, чтобы описать нюансы характера русского человека - невозможно литературными средствами раскрыть перед читателем такой сложный предмет, как русская душа, используя только один персонаж. Подобный же прием применяет Римас Туминас в спектакле. На сцене два Онегиных (молодой и пожилой) и два Ленских (живой и, скорее, мертвый). Их перекрестные диалоги раскрывают перед зрителем роман совершенно по-новому. Заслуга режиссёра, в данном случае, ещё и в том, что он практически не отступает от текста А.С.Пушкина и, тем не менее, являет нам совершенно новое его прочтение. Герои, которые в романе упоминаются мельком - Странница с домрой, Гусар в отставке - занимают на сцене ведущее место, но их появление на сцене очень органично и усиливает атмосферу русского уклада жизни и в усадьбе и в столице. Как всегда у Туминаса много режиссерских находок и зритель не скучает при смене картин, действие развивается и без текста. Как и Маскарад, спектакль снежный, только, вместо пушистого новогоднего снегопада, здесь метёт февральская вьюга. Не очень понятно появление в конце спектакля персонажа совершенно гейского типа, от него ни тепло спектаклю, ни холодно. Думаю, этот персонаж позволил театру маркировать спектакль, как 18 . Во-первых, как маркетинговый ход, чтобы повысить интерес у совершеннолетней публики. Во-вторых, школьникам на спектакле, я думаю, делать совершенно нечего, т.к., разница между пониманием романа школьной программой и Туминасом радикальна. Вредно для ЕГЭ. В общем, спектакль удивительный, смотреть его стоит, расцветёте букетом эмоций. Советую перелистать роман перед представлением. Мне его пришлось перечитывать после спектакля.
от 1 декабря 2013
ТЮЗ
"А судьи кто?.. ...Вот уважать кого должны мы на безлюдье..." (А.С. Грибоедов) "А король-то голый!" (Е.Л. Шварц) Не могу удержаться, чтобы не написать. Посмотрел спектакль Московского театра им. Вахтангова "Евгений Онегин" на Международном театральном фестивале "Балтийский дом", заплатил за билет 3000 рублей. Жалко потраченных денег! Скажете, искусство материальными затратами не измеряется... А я не об искусстве собираюсь вести речь. О современной нашей культуре. О культуре выпячивания, безапелляционного набивания себе цены - да еще и никак не соотносимой с результатами труда большинства людей страны. И ведь получается. Я в том смысле, что у нас большие, по меркам России, деньги платят не за труд, не за открытие, а за то, что ты, "ничего не знача", решился выставить себя в центр всеобщего внимания. Это теперь так мило и современно - набивать себе цену: на столичные билеты, на налоги, на ремонты вечно разваливающегося жилья, на зарплаты чиновникам... Не стыдясь того, что ты, как бы это помягче выразиться, не оправдываешь надежд. Как вот в этот раз. Название спектакля - "Евгений Онегин", - и знакомый каждому школьнику текст обещали зрителям новое осмысление романа А.С. Пушкина. Вместо этого театр Вахтангова представил зрителям вариант "новогоднего утренника" для детей с "разнохарактерными" номерами из "звезд" телеэкрана. Не случайно, многие простодушные зрители каждый раз при появлении на сцене "кумиров" (или завершении ими монологов) разражались аплодисментами - независимо от настроя событий в эпизодах. Звучавшие весь спектакль длинные поэтические монологи из пушкинского романа не раскрывали смысл событий. О развитии действия (за которым, как правило и приходим в театр) здесь говорить не приходилось: актеры только меняли места на сцене, чтобы надолго "застыть" в монологах. Увы, статичность представлений с "умным" текстом - такая же характерная примета нашего времени, как и отсутствие общественного движения в культуре России. Поэтому вполне естественно воспринималось то, как забывала слова "великая Юлия Борисова": ведь не за словами же на сцене следил зритель... Что в результате у вахтанговцев получилось?.. "Популярное шоу". Сродни многочисленным "мыльным" мелодраматическим телесериалам, которые каждый день дают возможность миллионам труженников отдохнуть у "ящиков" от мыслей о проблемах и сложностях жизни. Из мощных усилителей, как "фон" за экраном, весь спектакль "лилась" музыка - вариации на тему "Старинной французской песенки" (из "Детского альбома" П.И. Чайковского). Но мир классических героев представлялся нам не "прекрасно-старинным", а скорее "устаревшим", безжизненно, формально упорядоченным. На это нас настраивало балаганное (увеселительное) разностилие: в костюмах, в музыкальных ритмах, в движениях танцев, в изображенных манерах. И даже в том, как часто сливались в один произносимый текст реплики героев и повествователя романа. Так в спектакле муж Татьяны Лариной "сообщал" своему приятелю Онегину "всеобщие сентенции", что "любви все возрасты покорны..." и т.д. (совсем как в опере П.И. Чайковского). А над головами героев в это время высоко поднятые над сценой висели на веревочных качелях в позах "ангелов" в белоснежных платьях «московские жены». В предыдущей сцене эти жены "были" приехавшими в Москву невестами и двое "мужланов", грубо их "облапав", саблей отрезали им "символы девственности" - их косы. Вот такая вот формулировалась "сэлявуха" - современная "семейная нравственность". И главная героиня, Татьяна, представлена создателями спектакля "милым идеалом" не в качестве "музы" (вдохновляющей на искусство и любовь). Она являет пример женщины, которая захотела не единолично съесть банку варенья (как я понимаю, символизирующую потребляемые нами удовольствия жизни), но решила и с пожилым мужем поделиться. Нашла свой идеал гармонии отношений. Не в образовании же ей, в самом деле, находить свое счастье?! За чтением книг эту Татьяну мы не видим. Она обходится с книгами приблизительно так же, как создатели экзамена ЕГЭ: раскладывает их на полу под дождем и ждет, когда поднимающий страницы ветер "вдует" в ее воображение готовое понимание всей жизни - по одной цитате и одному смыслу из каждой... Как все это характерно для нас, не правда ли: считать, что главное, что соединяет людей – это желание жить сладко, беззаботно, потребительски... Вы спросите: а какое Пушкин имеет отношение к такому идеалу? Вот уж он точно не мог задерживаться в "спокойной сладости" бытия: "Когда б не смутное влеченье Чего-то жаждущей души, Я здесь остался б — наслажденье Вкушать в неведомой тиши..." Да и Татьяна, как известно, "отдана" мужу, а не "отдалась" - потому что любовь ее, душевное спокойствие остаются за "рамками" брака... Так при чем здесь Пушкин?.. А как же без него? Ничего бы у авторов спектакля и не получилось. В этом еще одна особенность современной российской культуры. Мы любим скандалы, видим в них проявление новизны и свободы. Мы паразитируем на мировой значимости прежней русской культуры. Сводить пушкинскую "энциклопедию жизни" к банальной, пошлой в своей торжествующей заурядности истории про то, как девушка, мечтающая выйти замуж, преодолев умствования и притворства мужчин, добивается, наконец, спокойного существования в браке - означает, разрушить смысл произведения (которое, напомню, так длинно на протяжении трех часов декламируют актеры). И не сам этот идеал пошл, а то, что он утверждается у нас теперь безоглядно и не к месту. Ведь уже не нужно культуре "сопротивляться" советской государственной идеологии подчинения личности "коллективу". Да и самого "коллектива", то есть объединенного "мыслями" общества, у нас сейчас, увы, не существует. Так какой смысл "звать" читателей в "борьбу" за беззаботную гармонию семейных "гнезд"?.. Остановлюсь: не хочется втягиваться в спор по поводу идеологии... Итак, новой версии романа Пушкина в спектакле нет. Нельзя назвать версией сужение значений произведения до одного. И это несмотря на то, что спектакль чрезвычайно насыщен обилием метафорических сцен. Режиссер надеялся, очевидно, на то, что зритель увлечется множеством символов, как головоломкой, и сам найдет в них великий сокрытый смысл и "пророческие" аналогии. Но в спектакле метафоры не создают какого-то единого философского, сатирического или лирического настроя. Просто, как всякий любительский театр, создатели "Евгения Онегина" попытались в стиле "Ералаша" придумать способы необычного, образного изображения каждой выбранной ими строчки. Этакая "игра с фантазией". Без цели. Ради хорошего настроения зрителей... Да, видел бы Пушкин... И в связи с этим снова хочется сказать о деньгах за билеты. В Петербурге немало замечательных театров, талантливо волнующих зрителей спектаклей. И что же: судя по ценам, они в разы менее значительны, чем это московское "творение"?! Когда же мы в России научимся ценить труд, а не место, "дело, а не лица"?! …Почему-то кажется, что, когда и у зрителей будут «несколько большие», чем нынешние зарплаты, тогда 3000 рублей покажутся им незначительной суммой... Возможно, что мысли сидящего в зрительном зале школьного учителя приобретут тогда какое-нибудь другое направление...
от 23 ноября 2013
ТЮЗ
Доля русской женщины в ослепительной картине. Красота! Царство подлинной эстетики и изящных метафор. Визуальный ряд спектакля продуман до мелочей. Его одного достаточно, чтобы не пожалеть о потраченном времени. Образы — яркие, точные, в высшей степени поэтичные — составляют богатство этого спектакля. Музыкальное оформление, хоть и состоит из одной короткой темы, но впечатляет разнообразием прекрасных аранжировок — от вкрадчивого пиццикато до оркестрового вальсового великолепия. Однако, как говорил Станиславский, задача театра — показать жизнь человеческого духа. Что с этим? «Духов» здесь много, быть может даже чересчур. Помимо того, что и Онегин и Ленский существуют в двух ипостасях (до и после), здесь мы имеем целый выводок «Татьян» плюс несколько полу-реальных персонажей, изображающих непонятно кого (они, надо полагать, служат деталями некоего целостного образа). На «зрелых» Онегина с Ленским в основном ложится произнесение текста автора, в то время как «молодые» действуют. Такое решение приводит к некоторому однообразию интонаций, ведь, само собой, отношение ко всему произошедшему у зрелого Онегина уже сформировалось, и всё, что он произносит, оттенено лишь смесью горькой досады и пресыщенного фатовства. Мне кажется, тому же Маковецкому эти рамки тесноваты. В дополнение к этой ноте за понимание и прощение отвечает Ленский, а за упоение жизнью — некий «отставной гусар». В итоге прожить историю Онегина вместе с персонажем не очень получается. Татьяна у Туминаса может быть и молчалива, но уж точно не печальна. Натура страстная, при том почти ребёнок по образу восприятия и чувствования — она единственная, от кого веет дыханием жизни. За этим последовало, правда, и некоторое упрощение. Пресловутое письмо далось ей гораздо легче, чем все мы привыкли видеть. Не было тут «шага в бездну». Тем не менее, судьбе русских женщин того времени на примере Татьяны, похоже, и посвящён спектакль. Эта тема представлена наиболее полно и трогательно.
от 20 ноября 2013
ТЮЗ
Это было, незабываемо волшебно, столько эмоций. Браво! Браво И еще раз Браво! Такие постановки остаются на всю жизнь замечательным воспоминанием, о прекрасном. Можно добавить только спасибо!
от 26 сентября 2013
ТЮЗ
Спектакль "Евгений Онегин", 25.09.2013г. Предусмотрительно скажу, что вовсе не являюсь ретроградом, приемлю современные постановки, иронию в классике и прочее. Как уже было отмечено другими зрителями, игра Маковецкого-Вдовиченко-Добронравова вне всяких похвал. Конечно, нужно привносить новые веяния, отмечать те моменты, которые показались режиссеры наиболее интересными, но причем тут сумасшествие причем без всякой иронии? Почти все сцены, где не присутствовали актеры-мужчины, напоминала балаган. Ольга с баяном, кривляющийся Ленский-блондин - "кудри черные до плеч - нет белые", "Черные-нет белые". Сцена Татьяны с няней (Таня валяется по кровати, не зная, как уснуть, прыгая по кровати), то "няня здесь так душно"-"няня курит". Именины занятуты просто невероятно. И что поразительно, после каждой из этих сцен люди так радостно хлопали, что мне искренне стало завидно. Что в этом кликушничестве смешного? Это расчитано на иностранцев? Все эти валенки, выкидывающиеся для девушек-актрис на сцену, полупьяный мужик, танцующий русский народный танец перед Таней на её празднике? И да, Антонова замечательно перепела какой-то там романс, спародировала все приемы и прочее, но....ЛЮДИ!!!!!! Всё это на сцене не провинциального театра, не Гоголь-центра, где любым экспериментам есть место, а на сцене театра им. Вахтангова! Уж насколько я была восхищена постановкой "Анны Карениной", настолько не то чтобы шокирована "Евгений Онегиным". Для меня эта постановка осталась непонятной. Жаль денег. Со спектакля я хотела уйти уже минут через 10, но почти в начале 2 акта стало просто невыносимо.
от 19 сентября 2013
ТЮЗ
Хочется кричать от счастья и благодарности за этот спектакль!!! Это было великолепно, незабываемо, чудесно, волнительно и еще три миллиона восторженных эпитетов. Такая живая постановка, такая пронзительная, открыла для себя,как просто потрясающих театральных актеров, Виктора Добронравова и Владимира Вдовиченкова, честно, от последнего даже не ожидала такого! И всё в этом спектакле такое продуманное и точное и декорации и костюмы,звук,свет, всё так красиво и легко сосуществует вместе. И эта Татьяна,повисающая на медведе в финале....просто, браво!
от 11 сентября 2013
ТЮЗ
Два Онегиных, два Ленских и восемь балерин Только что вернулись со спектакля в полном восторге. Все-таки, Театр им. Вахтангова - это всегда высокий уровень театрального искусства. "Пушкин", "Бесы", теперь вот - "Евгений Онегин" - мы всякий раз выходим под сильным впечатлением. Прочтение Пушкина близкое к классике, - все, что не сказано стихами, постарались изобразить вообще без слов. Потрясающие выразительные находки при полном отсутствии декораций. Даже из зеркала на заднем плане выжали все возможные иллюзии и смыслы. А как Онегин "сыграл" на Ольге Лариной в сцене именин Татьяны? А как он переступал в буквальном смысле через женщин, которые ему попадались на жизненном пути? А сцена дуэли с Ленским? Без всякой скидки - это шедевр, а не спектакль. Периодически повествование прерывается хореографическими и вокальными вставками - частично, чтобы позабавить зрителя, а частично для того, наверное, чтобы следующие сцены были более напряженными. Возможно, их можно было бы и подсократить немного, чтобы спектакль укладывался в заявленные 2 часа 45 минут, а не шел 3:45, как сейчас. Но скучно не было. Юмор не пошлый, вставки заставляют задуматься. Да, забыл сказать - в спектакле целых два Онегина (взрослый - Сергей Маковецкий, и юный - Виктор Добронравов), и два Ленских: юный (Василий Симонов) и состарившийся призрачный в исполнении Олега Макарова. Еще блистает "вечно пьяный" автор - Владимир Вдовиченков и Танцмейстерша - Людмила Максакова, руководящая небольшой труппой из восьми прекрасных балерин. Татьяна (Ольга Лерман) и Ольга (Мария Волкова) только в одном экземпляре, но это нисколько не мешало - играли они потрясающе. Порадовал еще мальчик-репетитор танцев (Александр Солдаткин). Главный вывод, который я сделал после спектакля - надо перечитать Пушкина. Что я там понимал, когда в школе готовился к уроку по этой поэме? Как вообще такую литературу дают в школе? Я понял, например, какой трагизм заложен в последнем монологе Татьяны только тогда, когда этот монолог прочитала Ольга Лерман ТАК, что слезы на глаза наворачиваются. В общем, читайте классику, сходите на спектакль - очень рекомендую.
от 6 сентября 2013
ТЮЗ
Прекрасно. Потрясающе. Необыкновенно. Музыка! Прошло уже полгода после спектакля, а я все еще слышу ее, когда говорят "Евгений Онегин в Вахатнгова" и она все также потрясает меня. Любимый театр продолжает радовать и один полюбившийся спектакль сменяет другой. Хочу, чтобы и далее так продолжалось) Два Онегина органично смотрятся в действии. Когда одному жалко Татьяну, эстафету перенимает другой, а тот, сожалеющий, смотрит на себя со стороны. Ведь так и есть! И у великого русского писателя их два: один молодой и холодный, другой, умудренный жизнью и раскаивающийся. Понравилась Татьяна. Ее прочтение письма тронуло до глубины души и проняло до слез. Сцена с няней перед написанием письма знакома не понаслышке каждой женщине) Она проста и понятна, в то же время умилительна и одновременно комична) В целом, в спектакле присутствует юмор, который местами помогает снять внутреннее напряжение и немного расслабиться. Ну а финальная сцена вообще войдет в историю. Ее образ на фоне всепроникающей музыки - визитная карточка этого спектакля.
от 2 июля 2013
ТЮЗ
Мощный спектакль-движение. спектакль-танец. Великолепная сценография и хореография, все в меру, все со вкусом и с юмором. Отличные голоса, пластика и игра
от 30 июня 2013
ТЮЗ
Евгений Онегин - картины русской жизни. Удивительно точное прочтение романа Александра Сергеевича! Этот спектакль не для тех, кто ожидает дословное воспроизведение авторского текста. Это - спектакль, где режиссер выступает соавтором Пушкина. Многие сцены, непонятные на первый взгляд, настолько точно отражают русский менталитет, что поражаешься тому как точно, тонко, иронично, и с какой любовью их выстроил Туминас. "Энциклопедией русской жизни" назвал роман Белинский, а спектакль есть картины той самой жизни. Картины живые. Сцены с брусничной водой, зайцем, празднования именин Татьяны - все это есть у Пушкина, не в самом тексте, а в духе романа. Воспринимая "Онегина" как серьезное "классическое" произведение мы обрекаем себя на безутешное горевание по поводу судьбы Татьяны, Ленского, или самого Онегина. Но если это жизнь, то в ней есть место и смеху, не пошлому и огульному, как принято во многих других театрах, а тонкому и ироничному. Два Онегина дают возможность увидеть этот образ ретроспективно: Маковецкий - Онегин взрослый, вспоминающий, размышляющий, Добронравов - Онегин молодой, чувственный, действующий. Владимир Вдовиченков в роли отставного гусара превосходен. Сам образ, берущий на себя функции рассказчика, точен и многогранен. Татьяна в исполнении Евгении Крегжде, сначала предстает девочкой, а потом, на наших глазах превращается во взрослую женщину. И конечно, старшее поколение: Юлия Борисова и Людмила Максакова, здесь говорить что-либо не имеет смысла, это надо видеть. Спектаклем можно только восхищаться, во всех его составляющих. Музыка, декорации, костюмы, игра актеров, режиссура - все на самом высочайшем уровне. Спектакль по духу "вахтаноговский", его можно ставить в один ряд с "Принцессой Турандот".

Спектакли с высоким рейтингом ТЮЗ

Самые обсуждаемые спектакли ТЮЗ