Мандельштам

Мандельштам

3.9
90 оценок
отзывов
Купить билеты
Kassir
afisha
Отзывы:

Оставить отзыв

  • Ваша оценка:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
от 30 января 2018
Театр Романа Виктюка
В воскресенье была на спектакле «Мандельштам» и до сих пор под впечатлением! Игорь Неведров сыграл потрясающе, банальные слова, но на разрыв аорты. Сильно, тяжело…В конце не могла разжать рук и начать аплодировать. Диалоги Сталина и Мандельштама, Сталина и Пастернака заставляют подумать…Спасибо, Роман Григорьевич! Браво Игорь Неведров!
от 29 января 2018
Театр Романа Виктюка
Есть такие особенные люди, которые слышат голоса. Не все они – поэты. Но все настоящие поэты слышат голоса. Они для этого рождены, они для этого устроены. Голоса важно не только слышать, но и выпускать в Мир, сообщать Ему, Миру, то, что говорят голоса. Настоящие поэты – проводники Божьего присутствия и благословения, они есть во все времена, потому что Бог не оставляет людей. Не оставляет даже тогда и особенно тогда, когда к власти – земной – приходит Дьявол. Кто мог бы в наше время захотеть рассказать эту историю, историю противостояния Бога(человека) и Того, чье имя нельзя называть (а имя может быть любое)? Кто мог бы посметь это сделать, когда люди стали не только забывать, что такое Большой террор, но и, кажется, оправдывать его? Есть великие режиссеры, да. Но Роман Виктюк – один. Один в поле воин. Один со своей командой, он сделал спектакль на таком Нерве, на выкрике до самого Неба, что, придя на премьеру спектакля «Мандельштам» со своей семейной историей, я думала – кто услышит его? Я, у которой дедушка погиб в Гулаге, а бабушка «отмотала» полный срок, как «жена врага народа». Еще горстка людей, которые знают Правду. Эдвард Радзинский, в этот раз – в роли зрителя. Но остальные? Те, которые время от времени что-то находили смешным, эксцентричное «поведение» Осипа, должно быть? Те, кто не пришел сегодня, но, может быть, придет завтра? Поймут ли они, о чем тут речь? Я не говорю о том, что трудна сценография – она как раз очевидна. Но те, которым 25 – поверят ли они, что такое возможно?..Возможно было?.. И поэтому я пишу этот отзыв. Это самое малое – и самое большое, что я могу сделать, чтобы отблагодарить Театр, который создал памятник Осипу Эмильевичу Мандельштаму и всем другим поэтам, замученным во время сталинских репрессий. В Москве, на пересечении Старосадского переулка и улицы Забелина установлен памятник Осипу Мандельштаму. Здесь, в квартире брата неподалеку, жил какое-то время Осип. Выходил погулять по Ивановской горке, смотрел на купол Ивановского монастыря и думал, должно быть, о Флоренции, кормил голубей.. слышал голоса.. и записывал их, посланников Божьих. И есть негласная традиция – читать рядом с памятником стихи. Читать шепотом, про себя, всей улице, главное – читать стихи, если сердце просит. Согревать душу Осипа Эмильевича и свою. Прочитаем и мы – для начала. "Дождик ласковый, тихий и тонкий, Осторожный, колючий, слепой, Капли строгие скупы и звонки И отточен их звук тишиной. То - так счастливы счастием скромным, Что упасть на стекло удалось; То, как будто, подхвачена тёмным Ветром, струя уносится вкось. Тайный ропот, мольба о прощеньи; Я люблю непонятный язык! И сольются в одном ощущеньи Bся жестокость, вся кротость, на миг. В цепких лапах у царственной скуки Сердце сжалось, как маленький мяч: Полон музыки, музы и муки Жизни тающей сладостный плач!" Иосиф Мандельштам, человек, познавший «пьяный воздух» свободы, учившийся в Сорбонне и в Гейдельбергском университете, - и Иосиф Сталин, чья персона в комментариях не нуждается. Вот и весь сюжет спектакля. Маленький, отчаянный, нежный, неуравновешенный, бесшабашный, чувствующий Человек. И бесполый, бесстрастный Великий Паук, в чью сеть попала букашка, не желающая покориться и «подлизать зад». В пьесе есть «посредник» - Борис Пастернак, силящийся уберечь сизого голубя Мандельштама от исполинской машины уничтожения, но что может он, когда машина приведена в действие, а Хозяин задет непослушанием? Букашка-голубь написал стихотворение «Горец», то самое, в котором "мы живем, под собою не чуя страны, наши речи за десять шагов не слышны.." Букашке суждено пройти свой Крестный Путь до конца. Путь, о котором он знал, Путь, которого не хотел, но должен. Потому что..ну вы помните..истинные поэты слышат голоса.. «Не моя воля, Боже, но Твоя.» Чаша и в этот раз не была пронесена мимо. Осип прошел все круги. Отказ печатать его, невозможность заработать на жизнь, нищета, ссылка в Воронеж: «Пусти меня, отдай меня, Воронеж: Уронишь ты меня иль проворонишь, Ты выронишь меня или вернешь,- Воронеж - блажь, Воронеж - ворон, нож.» Медленное помешательство. Второй арест – и ссылка на Дальний восток. Немыслимые телесные страдания, распад физической оболочки, еще больший распад психики. В пересыльном лагере выгнан из барака, питался отбросами, ночевал рядом с помойными ямами, но продолжал писать стихи. Умер на улице, его тело нашли весной и похоронили в общей могиле. Дата смерти предположительно 27 декабря 1938 г. Этот Путь прошел не только он. На сцене "лежат" поэты. Их тела, их души? Фотографии из застенков на больших щитах. Я рассмотрела только Гумилева, он был одним из первых, по которому проехал Молох. Но были: - Театральный режиссер Всеволод Мейерхольд, расстрелян в 1940 г. Сталину не понравился его спектакль. Зверски убита (17 ножевых ранений) его жена Зинаида Райх. После ее смерти в квартиру въехала любовница Берии. - Блестящий генетик Николай Вавилов. После многочисленных страданий умер в саратовской тюрьме в 1943 г, похоронен в ящике из-под картошки. - Ныне почти забытый поэт Николай Клюев расстрелян в Томске в 1937 г. на Кашдачной горе, тело свалили в овраг с другими телами. Где покоятся его останки – неизвестно. Николаю было 53 года, так же, как и Осип, никакой опасности он не представлял, жил в страшной нужде и продолжал писать стихи до того момента, пока «не исчез». - Поэт и сценарист Вольф Эрлих, друг Есенина, расстрелян в 1937г. - и дальше..бесконечный список имен. Это были букашки. Букашки-голуби с выдающимся интеллектом и талантом, смевшие мыслить. Почтите их память. В конце спектакля «умерший» Сталин опять звонит Борису (Пастернаку), но мертвый Осип ему говорит: ты умер, тебя нет. И «глас»…Демона раздирает зал: Я ЖИВОЙ!!! ОН – ЖИВОЙ??
от 29 января 2018
Театр Романа Виктюка
"Мандельштам" в театре Виктюка оставляет сильное впечатление. Но испытываемые чувства столь же сложны, как сцена после спектакля (см. фото). Пожалуй, первое, что надо сказать - я в очередной раз убедилась, что Роман Виктюк исключительно талантливый режиссер. Наверное, даже гениальный. Ни у кого больше нет такого идеально точного соединения музыки и пластики, которые не ради себя самих (как это часто сейчас), но сливаясь, образуют нечто большее. Когда каждая нота и каждое движение - играют. "Мандельштам" - спектакль в общем-то не музыкальный по своей сути - это одна сплошная драма, но тем заметнее точность пластических формулировок. Подобранные музыкальные темы (как всегда невероятно уместно) пробирают до мурашек. Осип движется так, словно ходит по облакам в этой случайной для него реальности. Постоянно теряет равновесие, но при этом ни разу не боится оступиться (во всех возможных смыслах). Это поэт в той ипостаси, которая граничит с безумием. Ему не нужен ни стол, ни бумага. Все его стихи - в голове. Недаром его самое скандальное стихотворение "Мы живем, под собою не чуя страны" не было записано. Пастернак - полная противоположность, он прям, ровен и бесшумен. Ни одного лишнего движения - ни одной лишней мысли. Сталин - соединяет плавность и четкость, и позиционно он каждый раз над другими. Здесь он изображен прежде всего гениальным манипулятром - и это сыграно просто блистательно. Диалоги со Сталиным довольно ироничны и каждый раз несколько оживляют общее настроение пьесы. А оно, знаете такое... Вот, бывает, смотришь фильм, и в какой-то момент начинает играть тревожная музыка, и становится ясно, что вот сейчас что-то произойдет, что-то страшное, внезапное, и ты весь замираешь в ожидании и предвкушении. Задерживаешь дыхание и смотришь. Весь спектакль, с первых минут смотрится именно так - вдохнуть и замереть. Удержать такую эмоцию на протяжении почти 2-х часов - это дорогого стоит. Так что, когда в финале раздвигаются металлические шторки на окнах, наконец, вздыхаешь с облегчением, и кажется, что это тебя выпустили на свободу. В спектакле много символов, часть довольно очевидные - например, металлические щиты с фотографиями людей, уничтоженных в лагерях (среди них Мандельштам, Гумилев Флоренский) в какой-то момент переворачивают вниз изображением. А затем поднимают, словно извлекая из небытия, стирая снег с кладбищенских камней. В какой-то момент сцена оказывается словно заваленной трупами - черные тряпичные куклы падают вниз. Табурет превращается в клетку, стреноживая поэта. Надо всем происходящим - распятый Христос, но нет креста. Смотрится на одном дыхании, но впечатление оставляет тяжелое. Если вы хотите увидеть здесь романтичного, легкого и светлого Мандельштама, написавшего мое любимое и гениальное (в отличие от процитированного выше грубого памфлета): "немного красного вина, немного солнечного мая...", то его здесь нет. Здесь Мандельштам уже из другой реальности - немного безумный, срывающийся в истерику, пытающийся быть больше гражданином, чем поэтом. А борьба с властью всегда заканчивается одинаково. Смотреть, думаю, стоит. С риском быть пришибленным эмоциями, но стоит. P.S. Вот, кстати, не могу не сказать, что мне несколько обидно за того, настоящего Мандельштама. Который прежде всего поэт, а не трибун. Ведь лучшие стихи написаны до тридцатых. А последнее время все это заслоняет "его пальцы, как толстые черви жирны". Жаль.
от 29 января 2018
Театр Романа Виктюка
Про спектакли этого театра всегда трудно написать, если понравилось. Конечно, понравилось. Спектакль тяжелый, нервный, сложный и энергетически сильный. Неведров в очередной раз поразил. Это надо видеть, сопереживать, думать и впитывать.
от 29 января 2018
Театр Романа Виктюка
Спектакль очень понравился, прекрасная режиссура и драматургия, актеры играли замечательно. Очень смелый и актуальный спектакль. Приятно, что такие ещё ставят. Браво! Огромное спасибо Роману Виктюку и всем артистам за эту постановку.
от 29 января 2018
Театр Романа Виктюка
"Мандельштам" в театре Виктюка оставляет сильное впечатление. Но испытываемые чувства столь же сложны, как сцена после спектакля (см. фото). Пожалуй, первое, что надо сказать - я в очередной раз убедилась, что Роман Виктюк исключительно талантливый режиссер. Наверное, даже гениальный. Ни у кого больше нет такого идеально точного соединения музыки и пластики, которые не ради себя самих (как это часто сейчас), но сливаясь, образуют нечто большее. Когда каждая нота и каждое движение - играют. "Мандельштам" - спектакль в общем-то не музыкальный по своей сути - это одна сплошная драма, но тем заметнее точность пластических формулировок. Подобранные музыкальные темы (как всегда невероятно уместно) пробирают до мурашек. Осип движется так, словно ходит по облакам в этой случайной для него реальности. Постоянно теряет равновесие, но при этом ни разу не боится оступиться (во всех возможных смыслах). Это поэт в той ипостаси, которая граничит с безумием. Ему не нужен ни стол, ни бумага. Все его стихи - в голове. Недаром его самое скандальное стихотворение "Мы живем, под собою не чуя страны" не было записано. Пастернак - полная противоположность, он прям, ровен и бесшумен. Ни одного лишнего движения - ни одной лишней мысли. Сталин - соединяет плавность и четкость, и позиционно он каждый раз над другими. Здесь он изображен прежде всего гениальным манипулятром - и это сыграно просто блистательно. Диалоги со Сталиным довольно ироничны и каждый раз несколько оживляют общее настроение пьесы. А оно, знаете такое... Вот, бывает, смотришь фильм, и в какой-то момент начинает играть тревожная музыка, и становится ясно, что вот сейчас что-то произойдет, что-то страшное, внезапное, и ты весь замираешь в ожидании и предвкушении. Задерживаешь дыхание и смотришь. Весь спектакль, с первых минут смотрится именно так - вдохнуть и замереть. Удержать такую эмоцию на протяжении почти 2-х часов - это дорогого стоит. Так что, когда в финале раздвигаются металлические шторки на окнах, наконец, вздыхаешь с облегчением, и кажется, что это тебя выпустили на свободу. В спектакле много символов, часть довольно очевидные - например, металлические щиты с фотографиями людей, уничтоженных в лагерях (среди них Мандельштам, Гумилев Флоренский) в какой-то момент переворачивают вниз изображением. А затем поднимают, словно извлекая из небытия, стирая снег с кладбищенских камней. В какой-то момент сцена оказывается словно заваленной трупами - черные тряпичные куклы падают вниз. Табурет превращается в клетку, стреноживая поэта. Надо всем происходящим - распятый Христос, но нет креста. Смотрится на одном дыхании, но впечатление оставляет тяжелое. Если вы хотите увидеть здесь романтичного, легкого и светлого Мандельштама, написавшего мое любимое и гениальное (в отличие от процитированного выше грубого памфлета): "немного красного вина, немного солнечного мая...", то его здесь нет. Здесь Мандельштам уже из другой реальности - немного безумный, срывающийся в истерику, пытающийся быть больше гражданином, чем поэтом. А борьба с властью всегда заканчивается одинаково. Смотреть, думаю, стоит. С риском быть пришибленным эмоциями, но стоит.
от 17 января 2018
Театр Романа Виктюка
Здравствуйте! Постановка понравилась, спасибо. Роман Виктюк - театральный мастер - ярко, умно, тема для размышлений! Само здание Мельникова - великолепный памятник истории - архитектуры советского авангарда! Хорошо, что историческое здание отреставрировано, и что театр Мастера нашел свой "дом"! Спасибо! Небольшое замечание: ряды (сидения) находятся очень близко друг к другу, неудобно сидеть 2 часа без антракта... С уважением, Ирина
от 17 января 2018
Театр Романа Виктюка
Премьера спектакля Мандельштам в театре Виктюка прошла с блеском. Очень сильный, проникновенный спектакль. Актеры играли блестяще. Спектакль не типичный для этого театра, как мне показалось, но этим и более впечатляет. Очень хорошая постановка, а в совокупности с игрой актеров эффект воздействия на зрителя потрясающий. всем рекомендую посмотреть
от 17 января 2018
Театр Романа Виктюка
Спектакли Виктюка очень сложны, многогранны и т.д., но смотреть их по моему такая же работа как и играть их (наверное). Никогда не скажешь "я отдохнул на спектакле"...нет. Но "Мандельштам" как и планировалось тяжел, но впечатления оказались лучше, чем ожидания...получился довольно смотрибельный спектакль и тяжёлый в меру (точно не тяжелее Есенина в этом же театре). По мне так очень твердая 3, для ценителей думаю и 4 подойдёт.
от 17 января 2018
Театр Романа Виктюка
Режиссёр Роман Григорьевич Виктюк не впервые ставит спектакли на сложные, порою спорные темы, иногда выбирая для их воплощений "игровые", "нарядные" формы с шикарными декорациями, костюмами и гримом, а иногда - минималистичные, сосредоточенные только на теме спектакля формы. Новая постановка Театра Романа Виктюка - "Мандельштам" - это как раз такая визуально "простая", "бытовая" форма с глубоким содержанием. Непростой спектакль для души и ума, для этого времени и для последующих времён. Актёры, участвующие здесь и живущие "в шкуре" известных всему миру личностей, в очередной (или в первый для дебютанта) раз поражают точностью и целостностью образов (если только можно о чём-то таком судить человеку, не знавшему лично этих людей и эту эпоху). Игорь Неведров, Людмила Погорелова, Прохор Третьяков Александр Дзюба и Екатерина Карпушина великолепны в этих ролях, в этой эпохе и в этих жизнях, проживаемых на наших глазах! Подытоживая, хочется отметить спектакль "Мандельштам" как очередную веху великолепия Виктюка-режиссёра в частности и русского театра в общем.

Спектакли с высоким рейтингом Театр Романа Виктюка

Самые обсуждаемые спектакли Театр Романа Виктюка