Маскарад Москва / Театр им. Е.Вахтангова 3.3 325 оценок 445 отзывов Маскарад 3.3 325 оценки Москва / Театр им. Е.Вахтангова 445 Отзывов Драматический Купить билеты Отзывы: Оставить отзыв Оставить отзыв Ваша оценка: ★ ★ ★ ★ ★ Отправить Денисъ Михеевъ от 1 декабря 2010 Театр им. Е.Вахтангова afisha.ru/performance/79928/ Умолкли последние хлопки, актёры пропали в бескрайней зимней ночи кулис вахтанговского театра, и сказка закончилась. Так же внезапно, как и началась. Подобно зимней метели, эти люди бесцеремонно ворвались в мою жизнь, которую поначалу было трудно представить без этого волшебства, как трудно себе сейчас представить, как я мог жить до этого, не видев «Маскарада» Туминаса. И вроде бы ничего не изменилось, из зала я вышел всё тем же человеком, но каждый, кто побывал на этом спектакле, никогда не сможет его забыть. Все те, кто успели приобщиться к этому удивительному таинству, будут с трепетом вспоминать каждую секунду трёхчасового чуда. Это нельзя рассматривать как спектакль, это вообще нельзя рассматривать как что-то земное. Это кусочек чистого, нетронутого небесного искусства, посетивший нас в этом театральном сезоне, и теперь покидающий нас. Казалось бы, Лермонтова сказал всё в своей драме, добавить в неё ещё чего-то просто невозможно, но… Туминас и не пытался. Он создал свой удивительный мир, где законы нашего мира уступают место красоте во всех её проявлениях. Кому-то этот мир может показаться нелогичным (а алогизм всегда, кстати, выгоден на сцене), кому-то глупым, кто-то подумает, что актёры местами откровенно кривляются и переигрывают, а гигантская рыба и пальба на каждом шагу в третьем действии тут вообще не к месту, кто-то не оценит всю прелесть слуги – находки Римаса. Пусть. Я уже сказал, что этот «Маскарад» нельзя воспринимать как всё, что вы видели раньше. Это не обличение современников Лермонтова. В третьем действии Нину Арбенину называют Настасьей Павловной, во всех редакциях, и многие эксперты видят в этом указание на реальный случай. Но у Туминаса нет этого имени. Значит, пьеса не об обществе, его пороках. Для этой пьесы нет временных и социальных рамок, но не потому, что она их стирает, как, например, бессмертное и всегда актуальное «Горе от ума», нет! «Маскарад» просто не об этом. Это не спектакль, аллегорично говорящий о современности. Это не авангард, это не революционная трактовка (хотя в некоторых местах могло показаться). Это ближе всего к самой сути маскарада. Этот спектакль – сказка, пожалуй, единственное место на Земле, где есть место простой детской радости (что весьма странно, учитывая суть пьесы). Этот спектакль срывает все когда-либо существовавшие маски на душе. Он делает людей людьми, но не как маскарады XIX века, где люди ничего не стеснялись, потому что носили маски, нет, вся его прелесть в том, что он заставляет людей быть самим собой и без масок. Что очень символично, за все три часа ни один персонаж не появлялся в маске. Это самая что ни на есть ортодоксальная, классическая постановка. Просто мы, люди, не всегда чутки к искусству в его высшем проявлении, и это не наша вина, и даже не беда, это наша суть, природа, но каждый, кто побывал на этой сказке, даже если ему не понравилось и он ничего не вынес из зала, даже такой человек хоть на три часа, но приобщился к прекрасному. Но как Туминас поместил драму Лермонтова в этот мир. Создаётся впечатление, что они были созданы друг для друга и друг без друга существовать не могут. Кто из побывавших вчера может теперь себе представить пьесу без этой рыбы, без снежного кома, без выстрелов, без рушащегося пианино, без слуги, без толпы, бегающей по сцене, без снега… Снег! Вот это главная находка. Когда снег падает из под потолка на сцену, ты думаешь, что ничего красивее в жизни не видел. Какую атмосферу он создаёт. А музыка! Как блестяще она была подобрана. Нету такого спектакля, где музыка была бы настолько в тему. Вальс Хачатуряна, написаны ещё в 1941 году именно для театра Вахтангова и именно для «Маскарада» (у той постановки довольно трагическая судьба) просто божественна, не от мира сего и в это смысле едина с замыслом Туминаса. А режиссёрские находки! Это чудо. Чего стоит один слуга и его лезгинка на пару со Звездичем. И такого было много. Например, невероятно гармонично и красиво смотрелась зловещая подсвеченная белая рука, из-за кулис подающая Арбенину мороженое. И ВСЁ, абсолютно каждая мелочь, даже нечаянно или специально упавшая микроскопическая снежинка, ВСЁ работает во имя великого замысла, воплотить чистое искусство в жизнь. И я нахожу очень правильным, что для такого замысла была выбрана именно пьеса Лермонтова, человека, который 26 лет страдал и погиб, чтобы привнести немного искусства в этот мир, да и пьеса сама очень хороша, удивительно, что её довольно редко ставят в московских театрах, хотя это наверное потому, что все понимают, что добавить там нечего, но Туминас единственный понял, что драму можно использовать не как цель, а как средство, средство сказать о том, ради чего жил и страдал Лермонтова, и у него это блестяще получилось, и наверное, он был прав, ведь Лермонтов менее всего был драматургом, и, хотя говорят, что «Маскарад» - единственная пьеса, которую он писал именно для театра, я так не думаю. Он писал её для театра Вахтангова образца 2010 года и Римаса Туминаса. Вот для кого он её писал! И я буду в этом непреклонен, меня больше не разубедить! О Демоне, о своём обществе, о романтизме он всё сказал в лирике и романе. Теперь я убеждён, что «Маскарад» планировался Лермонтовым именно как средство. Итак, подробнее о находках режиссёра. Снег. Что о нём сказать? Это надо видеть. Музыка. Лучше нельзя было подобрать. Рыба, которая время от времени появляется на сцене, и которую вылавливают из оркестровой ямы. Это сложно. В конце мы с друзьями пришли к заключению, что она символизирует Неизвестного, который хранил молчание всю пьесу, а в третьем действие (там, где по пьесе Неизвестный говорит одну единственную фразу) вместо рыбы появился аквалангист, и он готов бы заговорить, но не может. В пользу этой догадки выступает и то, что Неизвестный четвёртом действии взял рыбу и унёс её за кулисы, больше она не появлялась. Но лично у меня есть и другая версия. Море у романтиков всегда символизировало свободу, волю, силу. У Лермонтова тоже. Значит, рыба – свободное животное. А так как трудно представить в драматургии героя более романтического, чем Арбенин, можно предположить, что рыба символизирует его – свободную и сильную душу, обречённую быть скованной светом, как рыба в пруду, а когда Неизвестный уносит рыбу, он забирает душу Арбенина. Снежный ком. С каждой картиной снежный ком, который слуга катал по сцене, становился всё больше, а в конце увлёк за собой и Арбенина. Нетрудно догадаться, что он символизирует нагнетание страстей и эмоций. Но это узко. Снег холоден. Холоден и Арбенин, холодны все герои, кроме Нины, а когда Нина была на сцене, снежный ком не появлялся, а в итоге холодность прежде всего самого Арбенина и других людей, погубила его, нет, скорее открыла глаза. Античная статуя девушки. Почти весь спектакль она стояла на сцене, но исчезла в пруду, когда Арбенин решил вернуться на путь зла. Красота погибла. Но. Её место вскоре займёт Нина. Красота мраморная уступит место красоте живой, хоть Нина и будет мертва. Любая красота требует жертв. Небесная красота души Нины потребовала такую. Слуга. Заметный персонаж. Его просто надо видеть, надо видеть, как он вписался в канву повествования и как он служит замыслу режиссёра. В спектакле очень много немых сцен, я бы даже сказал, немых монологов и диалогов, которые по объёму даже превосходят лермонтовские. И их словами не описать. Тут стрельба, игры, песни, танцы, разрушение пианино… В этих сценах все театры, режиссёры и актёры мира, когда-либо существовавшие. Эти сцены необъятны и неописуемы, в них уместилось едва ли не больше, чем в текст Лермонтова. Что творится в это время на сцене трудно назвать каким-либо другим словом, кроме как «хаос», но Туминас поэтому и гениальный режиссёр, что в этом хаосе очевиден строгий порядок. Порядок безграничного величия человеческой мысли и души. Актёры. Я люблю громкие слова, но они правда были гениальны. Играли с нескрываемым детским задором (все, кроме Князева, естественно), который был очень кстати именно в этом спектакле. Евгений Князев – Арбенин. Ожидаемо гениален. Он такой, каким должен быть. Холодный, безразличный. Когда нередко на сцене творится откровенное безумие, он стоит в стороне и осуждающе смотрит. Да, он судит. Судит других людей. Я увидел Демона. Его очень трудно уловить, но ещё труднее донести до зрителя, но я его увидел. Надеюсь, не только потому, что я знал, где искать. Холодная безразличность в итоге выливается в пламенную речь, где лицо Арбенина освещается дьявольским светом. В этот момент становится правда страшно. Не по-животному страшно, а по-человечески. Князев – великий актёр и он блестяще изобразил Демона. У меня больше нет слов, так он был гениален. Даже когда он вышел на поклон, я всё ещё видел Демона… Мария Волкова – Нина. Какая она милая, наивная и беззаботная в исполнении выпускницы «Щуки» 2008 года. Это красивая девушка, по-детски простая, добрая и беззаботная, нечаянно вовлечённая в жестокие игры взрослых. Невозможно было не влюбиться в неё с первого взгляда, как только она первый раз появилась на сцене. Дитя, она не скована узами света, она свободна и красива всей душой. И эта теплота, казалось, была готова растопить не только снег, но и сердце Арбенина. Эту Нину мне было жалко и я был готов оплакивать её смерть, как смерть близкого друга, в то время, как история Нины на бумаге меня не особо тронула, оставив равнодушным (сочувствовал я, когда читал, только Арбенину). Леонид Бичевин – Звездич. Браво! Просто браво! Приятно удивил. Был ярок, жив, оригинален. Ни капельки не отошёл (по сути, а не по исполнению) от оригинального образа, но привнёс в него столько живого. Его пламенные речи, драки, героические поступки, приставания к женщинам. Он трудно описуем. Чего стоит один эпизод со слугой, когда они стали изображать из себя кавказцев и даже станцевали лезгинку. Кому-то могло показаться, что он местами откровенно кривлялся и играл полного идиота. Но нет же! Он просто был собой, он показал такого Звездича, какого видел, и от этого, даже если для вас Звездич другой, вы искренне верили, что Звездич именно такой и другим быть не может. Чтобы сыграть такого Арбенина, нужно быть актёром редкой гениальности, плюс по внешности и харизме подходить под описание Арбенина, но с таким Звездичем ещё сложнее – чтобы его сыграть нужно быть Леонидом Бичевиным и всё. Браво! Ещё по фотографии на сайте я определил, что хочу увидеть Звездича в исполнении Бичевина, и как я обрадовался, когда увидел состав на 28 мая (позже я вспомнил, что Бичевин, равно как и Князев играют во всех составах)! Но результат превзошёл все мои даже самые смелые ожидания, что бывает, согласитесь, довольно редко. Браво! Браво! Отдельного упоминания заслуживает тандем Князева и Бичевина. Когда они вместе находятся на сцене, что-то происходит. Что-то невообразимое. Всё их взаимодействие, от подсознательного уровня до физического контакта, всё производит необыкновенное впечатление жизненности и простой правды. Ну а энергетика, которая преумножается и отдаётся безвозмездно зрителям во время их диалогов, просто не поддаётся описанию. Статическое электричество, образующееся от напряжения между этими двумя актёрами без труда могло бы осветить всю Россию, ещё и для Франции осталось бы. Надеюсь, нет, я уверен, что Римас догадается дать им больше взаимодействия в других спектаклях, потому что пока они пересекаются на сцене лишь в этом великолепном «Маскараде». Виктор Добронравов – Слуга. Ну что тут ещё сказать? Браво Виктору и отдельно спасибо и аплодисменты режиссёру. Не то чтобы другие актёры не заслуживали внимания – все были гениальны, но просто запомнились эти четверо. Всем спасибо! Марина Есипенко, Александр Рыщенков, Михаил Васьков, Юрий Шлыков, Александр Павлов, Евгений Косырев, Андрей Зарецкий, Владимир Бельдиян, Мария Шастина, Александра Стрельцина, Ольга Ефремова, Василиса Суханова, Мария Бердинских, Ирина Дымченко, Юрий Красков, Алексей Завьялов. Все заслуживают того, чтобы навсегда быть вписанными в историю театра и сердца зрителей. Счастливчики те, кто вчера, 28 мая 2010 года, был со мной в зале. Нам всем очень повезло увидеть чудо. Ценители искусства! Нет! Я передумал, это больше, чем искусство, больше, чем жизнь. Просто сходите, не пожалеете. Оно того стоит. Этот спектакль – одна из лучших вещей, что пока случались в моей жизни, и, я думаю, таковым останется до конца моей жизни. Нет! Это просто лучшее, что я видел в своей жизни. Вся моя жизнь меркнет по сравнению с этим спектаклем. Тот, кто увидел «Маскарад» на сцене театра Вахтангова, никогда не сможет позабыть его. Этот человек не зря жил. Спектакль дарит очень сильные по модулю эмоции, а какой знак поставите вы – зависит только от вас, сохраните ли вы их или нет, насколько долго и как используете их, во благо, или во вред – тоже зависит только от вас… Сильнее Лермонтова я ничего не любил. Теперь я люблю «Маскарад» Туминаса так же, как и Лермонтова… Свершилось! Лучшие в мире пьеса, театр и художественный руководитель нашли друг друга… И это случилось в Москве! Радуйтесь! Мы все являемся свидетелями великого. Этот театр мечты может потягаться с литературой… Между спектаклем и пьесой нельзя ставить знак равенства, но этот спектакль показал, что по пьесе можно поставить такой спектакль, который затмит литературный первоисточник и выйдет за рамки театра, то есть то, что происходило на сцене больше и чем спектакль, и чем пьеса вместе взятые, что противоречит законам математики (число не может быть больше суммы чисел, из которых получено), а значит, это не подчиняется земным правилам и это нельзя оценивать как спекаткль. Забудьте всё, что знали раньше. Это театр Вахтангова с блистательной труппой и умопомрачительным художественным руководителем, который является настоящим художником своего дела… Это ни с чем не сравнимые ощущения… Елена, Ольга от 20 ноября 2010 Театр им. Е.Вахтангова teatr.ru/Repertoire/Performance.aspx?perf=22652 Смотрели "Маскарад" в постановке Туминаса 19.11.2010. Ушли в антракте. Мнение: говнище редкостное.Лермонтова, актеров и зрителей жалко!!! Елена, Ольга от 20 ноября 2010 Театр им. Е.Вахтангова teatr.ru/Repertoire/Performance.aspx?perf=22652 Были на спектакле "Маскарад" 19 ноября, ушли в антракте. Не комментируя качество постановки, скажем кратко: постановка Туманаса - говнище редкостное как по форме, так и по содержанию. Бедный Лермонтов! Наталия от 18 ноября 2010 Театр им. Е.Вахтангова teatr.ru/Repertoire/Performance.aspx?perf=22652 Это не "Маскарад"!Это "Балаган"! Другими словами назвать сие действо нельзя. Не говоря уж о том, что Лермонтов рядом не стоял. Хотя Князев в роли Арбенина очень понравился. Единственный, кто играл именно драму "Маскарад", остальные актеры, извините за выражение, кривлялись в балагане. Натали от 3 ноября 2010 Театр им. Е.Вахтангова teatr.ru/Repertoire/Performance.aspx?perf=22652 Палата №6 отдыхает! Анна от 1 октября 2010 Театр им. Е.Вахтангова teatr.ru/Repertoire/Performance.aspx?perf=22652 Ужасно! Хуже спектакля не видела, скука смертная. Ушли с мужем в антракте. Аарон Моисеевич от 19 сентября 2010 Театр им. Е.Вахтангова teatr.ru/Repertoire/Performance.aspx?perf=22652 Серебряное Копытце, выучись сначала грамоте, а уж потом оставляй публичные отзывы.Стыдно читать многие проплаченные комментарии! Зриельница с 9 ряда от 10 сентября 2010 Театр им. Е.Вахтангова teatr.ru/Repertoire/Performance.aspx?perf=22652 Раньше о таком "зрелище" говорили:самодеятельность, причем с самой пренебрежительной интонацией. Сравнимо только с "Гамлетом" в Александринском театре. Наталья Петрова от 17 июля 2010 Театр им. Е.Вахтангова afisha.ru/performance/79928/ С первых минут и до конца первого акта я думала: "Какая чушь! редкое фуфло! ради чего можно так испортить Лермонтова?? чтобы "приподняться" за счёт бедного мёртвого классика, который ничем уже не ответит?!!" По окончанию спектакля я вышла из зала с убеждением, что это - гениально, ни больше, ни меньше. Только так и можно ставить Лермонтова! Туминас невероятно точно ощутил внутренний настрой "Маскарада", отразивший мировосприятие самого Лермонтова. Только ТАК и можно ставить "Маскарад"!! Вот такая метаморфоза произошла со мной, когда я поняла, что всё происходящее на сцене - это отражение внутреннего мира Арбенина, который не случайно вначале наблюдает за всем этим бедламом со стороны и лишь потом начинает принимать в нём участие. Это мироощущение человека циничного и самодовольного, считающего, что он "изведал в жизни всё", а потому и люди для него - марионетки. Участники маскарада поэтому послушно следуют за колокольчиком Слуги, Нина говорит голосом малолетней дурочки, Звездич просто пошлый му... Это не они такие, это Арбенин их такими видит! Не случайно и монологи свои Князев-Арбенин произносит практически без выражения, не говоря уже о "чувстве",он слишком презирает всех, с кем разговаривает. И как-то все "модерновые финтифлюшки" типа Человека зимы и снежного кома, неутопающего покойника, рыбы и водолаза, вылезающих из воды по свистку Слуги, дам, на разный лад читающих один и тот же монолог на потеху публике, Нины, пытающейся петь французскую песню и прерываемой дружным гарканьем "са-а-лавей мой!" - всё это улеглось в моей голове удобно и без всяких противоречий. В конце концов что наша жизнь? абсурд! И мы видим весь этот бред в восприятии Арбенина, смеющегося над ним и презирающего всех и вся. Финал гениален. Нина оказывается статуей Мадонны, Звездич незаслуженно опозоренным благородным героем, а сам Арбенин - ничего не смыслящим в жизни и людях тщеславным негодяем, которого погребает под собой снежный ком - его собственное "я" гордеца и циника. Боже мой, какое счастье, что мне хватило ума не уйти после первого акта! Я невероятно благодарна режиссёру и актёрам "Маскарада" за одно из самых ярких и мощных впечатлений в этом театральном сезоне. Елена Олейник от 17 июня 2010 Театр им. Е.Вахтангова afisha.ru/performance/79928/ Спектакль очень красив. Для художника Адомаса Яцовскиса Петербург Лермонтова — это снег, зима, круженье в вихре снежных метелей, снежок, превращающийся в снежный ком, который сметает Арбенина. Это Летний сад, Нева и снова снег, снег... Его стряхивают с одежды, им посыпают друг друга, он накрывает с головой. Поток белых хлопьев на фоне черного задника под музыку Хачатуряна — лейтмотив спектакля, который говорит сам за себя. А действие между тем идет двумя параллельными путями. С одной стороны, история Арбенина, Нины и далее по тексту Лермонтова. С другой - сочинение режиссера, которое как в королевстве кривых зеркал отражает весь этот сюжет. В одном мире — декламирующий нараспев романтический Арбенин и Нина столь неземная, что даже встает на пуанты, в другом — все остальные. И здесь - свой главный герой, обозначенный как «слуга» или «человек Зимы». В каком-то странном одеянии, то ли шут, то ли Арлекин, он всегда присутствует на сцене, мельтешит, прислуживает, катает снежки, нарушая возвышенность сюжета. То, что происходит на втором плане «Маскарада», - это самостоятельный спекталь из пантомимы и комедии дель арте, заставляющий вспомнить «Снежное шоу» Славы Полунина. А маленький человечек, который катит большой снежный ком, — и вовсе оттуда. С классикой режиссер обходится решительно, одним ударом сбивая ее с пьедестала. Туминас — постмодернист на сцене — разбавляет пафос клоунадой, обыгрывает цитаты, иронизирует над театральными штампами, демонстрируя действительно незурядный талант постановщика. Но вечто живая классика не поддается на провокации. Евгений Князев играет всерьез, блестяще читает текст, роль пригнана к нему как хорошо сшитый фрак. В конце концов сцена становится похожа на ринг, где идет борьба режиссера и автора, кто кого. И только музыка Хачатуряна да белый снег на черном фоне звучат в унисон. И это единство стоит больше, чем самая отчаянная борьба противоположнстей. 1 ... 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45