Фаина. Эшелон

Фаина. Эшелон

4.4
61 оценка
отзыв
Купить билеты
Kassir
afisha
Отзывы:

Оставить отзыв

  • Ваша оценка:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
от 26 января 2021
Школа современной пьесы
Понравилось Мы, дети, ставшие взрослыми, всегда будем любить наших матерей. Так же, как они всегда любили нас. Значит, постараемся их поблагодарить-порадовать каким-то доступным нам и приятным им способом: долгим объятием, искренним поцелуем, душевным разговором, хорошим подарком… А потом, на беду – цветами на могильную плиту и безразмерно долгой нашей памятью… Если у тебя есть желание и возможность, ты за все отблагодаришь родного человека спектаклем. Так, главный режиссер театра Школа Современной Пьесы Иосиф Райхельгауз в пояс поклонился своей маме Фаине Райхельгауз, поставив спектакль по ее документальной повести. Это монолог, и маму Фаину играет актриса Елена Санаева. Хотя сказать «играет» тут будет неверно. Просто немолодая женщина готовит на кухне постный борщ и рассказывает нам, зашедшим к ней в гости, о том, как она прожила свою жизнь. Не по актерски рассказывает, с всплесками и падениями эмоций, а ровно так… Вот – надо перемешать пассирующиеся овощи… и тут же – о страшно, во время фашистской бомбежки, погибших на ее глазах папе и маме. Вот – надо в конце лимончик добавить… и тут же – об одесском дворике и проходной комнате, в которой жили. Вот – ах, куда же сахар делся, надо же и его в борщ (не по спектаклю, реально чуть не потеряла баночку)… и тут же (а чего не похвастаться? и моя мама в этом случае похвасталась бы) – что Окуджава пел ей песню, посвященную своей маме, а Галина Волчек и Юрочка Богатырев приезжали в гости… Прямо напротив меня, возле стеночки, сидел Иосиф Райхельгауз, и я краем глаза смотрела на него: ведь там, на крохотной площадке «кухоньки» - это его мама варила борщ и рассказывала то, что он, конечно же, много раз слышал… Но это же МАМА – и ее рассказ, как и борщ - «это святое». А в финале мы, весь спектакль сидевшие то ли на открытой платформе поезда, то ли за длинным столом, где «день рождения справляют и навеки провожают всем двором»; мы, перед которыми уже расстелили вышитые вручную скатерти и поставили миски – ведь нам обещали дать попробовать тот самый, по рецепту Фаины, сваренный борщ – с платформы встали… …и случилось страшное: весь этот мир, с белоснежными скатертями, с ожиданием вкусно пахнущего борща, с рассказом хозяйки – ВДРУГ!!! – был взорван, перевернут, разрушен… Эффектный финал. А тот борщ мы с подругой все же попробовали. Очень неплохой был борщ. PS Если бы я могла поставить спектакль или написать книгу… Она началась бы с того, как пятилетняя девочка и четверо ее братьев и сестер стоят, вцепившись в юбку мамы… А рядом сносят-разрушают дом-пятистенку, где семья жила. И летят щепки, и раскатываются бревна, и пыль стоит столбом. Раскулачивают семью середняков, ибо план по «кулакам» не выполнен: не было в том степном районе людей шибко богатых. А меньше, чем через год никого из ее братьев и сестер не стало. Голод да болезни выкосили всех: а как сохранить детишек, если зиму зимуешь в холодном погребе и ешь то, что тебе подают добрые люди… А у них и у самих ничего нет…
от 26 января 2021
Школа современной пьесы
Понравилось
от 28 октября 2020
Школа современной пьесы
Просто потрясение «Фаина. Эшелон» в Школе современной пьесы, пожалуй, оказался в этом сезоне одним из самых потрясших меня «военных» спектаклей, хотя постановок о ВОВ я успела посмотреть (несмотря на локдаун) три или четыре в разных театрах. «Фаина. Эшелон» - спектакль Иосифа Райхельгауза по документальной повести Фаины Райхельгауз, матери режиссера. От этого он становится еще пронзительнее и болезненнее. Зрителей приглашают рассесться вдоль двух очень длинных деревянных столов, посередине которых стоит плита, кастрюля и .. лежат ингредиенты для борща. Да-да, настоящего борща, который по мере своего рассказа будет готовить исполнительница главной роли (а это, по сути, моноспектакль) Елена Санаева. Елена рассказывает историю жизни своей героини, но так часто «сливается с ней», что видно, что этот материал был невероятно глубоко пропущен ею через себя. Часто ловишь себя на мысли, что это произошло как будто с самой Еленой, и это достойно восхищения. Воспоминания Фаины кажутся еще страшнее от того, что ты словно погружаешься в них. Вот по столу проходит тихо, как видение, призрак ее матери, погибшей в войну (Татьяна Циренина), вот она зажигает лампу, стелет скатерти. Вот на гармони играет музыкант, а на экране показывают старые фото и отрывки из военных фильмов. Рассказ неторопливый, про знакомство и свадьбу родителей, тихую жизнь в еврейском колхозе, мечты стать врачом, любимом брате и сестрах. И тут начинается война – война, которая заберет всю почти всю семью Фаины. А почему в названии фигурирует эшелон? На эшелон предложили пересесть семье Фаины, когда они эвакуировались на подводе из колхоза. И именно этот эшелон обстреляли немецкие самолеты и 15-летняя Фаина с младшей сестрой потеряли при этом мать и отца. При этом столы, стоящие на платформе, словно куда-то «едут», имитируя движение поезда. Но есть в истории и светлые воспоминания: взятие Берлина, влюбленность в будущего мужа, рождение сына и жизнь с семьей в маленькой коммуналке. К концу, как кажется логичным, на столе уже есть миски и ложки, и умиротворенным гостям предлагается отведать борща хозяйки, но… А вот после этого «но» и произошло то, что меня и, думаю, всех, просто ошеломило. Не буду открывать всех секретов, но спектакль обязательно порекомендую к просмотру, это очень сильно и заставляет заново задуматься об ужасах войны. 10 из 10.
от 28 октября 2020
Школа современной пьесы
Просто потрясение
от 28 октября 2020
Школа современной пьесы
«Фаина. Эшелон» в Школе современной пьесы, пожалуй, оказался в этом сезоне одним из самых потрясших меня «военных» спектаклей, хотя постановок о ВОВ я успела посмотреть (несмотря на локдаун) три или четыре в разных театрах. «Фаина. Эшелон» - спектакль Иосифа Райхельгауза по документальной повести Фаины Райхельгауз, матери режиссера. От этого он становится еще пронзительнее и болезненнее. Зрителей приглашают рассесться вдоль двух очень длинных деревянных столов, посередине которых стоит плита, кастрюля и .. лежат ингредиенты для борща. Да-да, настоящего борща, который по мере своего рассказа будет готовить исполнительница главной роли (а это, по сути, моноспектакль) Елена Санаева. Елена рассказывает историю жизни своей героини, но так часто «сливается с ней», что видно, что этот материал был невероятно глубоко пропущен ею через себя. Часто ловишь себя на мысли, что это произошло как будто с самой Еленой, и это достойно восхищения. Воспоминания Фаины кажутся еще страшнее от того, что ты словно погружаешься в них. Вот по столу проходит тихо, как видение, призрак ее матери, погибшей в войну (Татьяна Циренина), вот она зажигает лампу, стелет скатерти. Вот на гармони играет музыкант, а на экране показывают старые фото и отрывки из военных фильмов. Рассказ неторопливый, про знакомство и свадьбу родителей, тихую жизнь в еврейском колхозе, мечты стать врачом, любимом брате и сестрах. И тут начинается война – война, которая заберет всю почти всю семью Фаины. А почему в названии фигурирует эшелон? На эшелон предложили пересесть семье Фаины, когда они эвакуировались на подводе из колхоза. И именно этот эшелон обстреляли немецкие самолеты и 15-летняя Фаина с младшей сестрой потеряли при этом мать и отца. При этом столы, стоящие на платформе, словно куда-то «едут», имитируя движение поезда. Но есть в истории и светлые воспоминания: взятие Берлина, влюбленность в будущего мужа, рождение сына и жизнь с семьей в маленькой коммуналке. К концу, как кажется логичным, на столе уже есть миски и ложки, и умиротворенным гостям предлагается отведать борща хозяйки, но… А вот после этого «но» и произошло то, что меня и, думаю, всех, просто ошеломило. Не буду открывать всех секретов, но спектакль обязательно порекомендую к просмотру, это очень сильно и заставляет заново задуматься об ужасах войны. 10 из 10.
от 21 октября 2020
Школа современной пьесы
Я открыла для себя "Школу современной пьесы", побывав там впервые, и сразу на очень интересном спектакле! Он поставлен внуком на основе документальной повести своей мамы и посвящен тем, чья юность совпала с ВОв. Главная исполнительница - любимая Лиса-Алиса моего детства - Елена Всеволодовна Санаева здесь совершенно в другом амплуа, играет настолько достоверно и искренне, что порой кажется - она неторопливо рассказывает Свою жизнь, и при этом варит борщ, которым в конце угостит всех желающих (борщ отменный!!!)! Я не буду рассказывать все нюансы. Спектакль мощный. Я рекомендую его думающим людям.
от 8 октября 2020
Школа современной пьесы
"Фаина. Эшелон" в театре Школа современной пьесы В зале "Зимний сад" создана особая атмосфера, в которой происходит какая-то совершенно реальная история, до которой всем есть дело. Так получается. Документальный театр вообще имеет давнюю, наверное, даже столетнюю историю, но все равно не так уж часто используется напрямую. Миссия такого театра - показать политический и социальный контексты существования человека. Живая речь, совершенно личная интонация Елены Санаевой вовлекает в трагическую историю. Актриса воспроизводит строки дневника, будто б писанного ее рукой, и трансформирует себя, а вместе с собой и зрителей в участников и соучастников торжественного ужина. Рассказ о жизни еврейского колхоза, о смерти родителей на поле у поезда, о любви и простоте нас вовлекает на ту сторону бытия стремительно. А хроника, кадры из фильма, показываемые на двух мониторах, не так уж и прибавляют реальности происходящему. Даже запах борща вторичен, тогда как алюминиевые ложки и цветы вышитые на скатерти становятся столь важными фрагментами. Все эти детали будто являются частью воскресительного процесса, в котором мы все принимаем участие. Нас ведет нить Ариадны - голос актрисы, ее бытовая, личная, интимная интонация, движения рук, завязки фартука. На столах - скатерти какие-то музейные, драгоценные, а мисочки - голубые эмалированные. Милота. Еще у нас есть Татьяна Циренина, она выступает из темноты, из черного квадрата, со свечой, в белом платье. Поэтичная и хрупкая: поет нежную песню, бежит из черного в черное. Воплощенное видение. Да..и посмотрите, мы ведь в безопасности, в театре, зимнем саду, берем ложку, кладем сметану в борщ, и не хотим туда идти, где все это случалось, страшное и неуютное. Нет, нам всем, наверное, нужно остаться здесь, не утрачивая память, однако пребывая на внешней границе дневника, в любви.
от 7 октября 2020
Школа современной пьесы
Мне очень нравится читать истории из жизни других людей. Не написанные художественным языком (как у Маркеса), а обычные рассказы о событиях и тех чувствах, которые испытывал человек в ту минуту. А что, если дать страницам дневника вторую жизнь? И поставить их в театре…. Мы посмотрели такой спектакль в прошлые выходные в театре Школа Современной пьесы. Постановка называется «Фаина. Эшелон». Режиссер Иосиф Райхельгауз решил поделиться с нами историей своей семьи. Он с детства помнит рассказы своей мамы о том, как их семья отправилась в эвакуцию, и как эшелон, в котором они ехали, попал под бомбежку. Иосиф попросил маму записать ее воспоминания, так получилась книга «О том, что прошло». А теперь и спектакль. Формат постановки очень необычный. Действие происходит не на сцене. Все зрители располагаются за длинными столами, а в центре Фаина (Елена Санаева) готовит борщ. Создается ощущение, что мы пришли не в театр на спектакль, а попали на дружеские посиделки, и слушаем историю хозяйки дома. В окнах по бокам сцены мигают фрагменты из воспоминаний Фаины: едет поезд (он занимают огромную долю «памяти»), звучит музыка, горит лампа… часто Фаина вспоминает свою маму… В постановку внесена нотка иммерсивности. Вас встречают люди в форме, ваш эшелон трясётся на дороге, и, конечно же, самым ярким пятном в спектакле становится бомбежка. Спектакль произвёл на меня сильное впечатление. Он пронзительная, эта история берет за душу. Создаётся ощущение того, что нам не рассказывает сам автор воспоминаний. А какое приятное и вкусное завершение у этого спектакля! Всех зрителей пригласили отведать ароматного борща со сметаной. Думаю, если бы так встречали и на других постановках, то мой муж смог бы полюбить театр).
от 4 октября 2020
Школа современной пьесы
Идите на спектакль! И не забудьте взять с собой платок... Щемящая душу история, написанная мамой режиссера Иосифа Райхельгауза, поставленная им самим и сыгранная великолепной Еленой Санаевой! Сейчас так много интерактива, что язык не поворачивается упомянуть относительно этого спектакля такое слово. Напишу, что это полное погружение в воспоминания! Благодаря очень трогательной и такой близкой Елене Санаевой, героиня которой на кухне готовит фирменный борщ и рассказывает нам о своей семье, о родителях, о войне... Благодаря режиссеру Иосифу Райхельгаузу, который мастерски ставит спектакль и всей душой погружен в него... В какой-то момент из кухни, ты переносишься в вагон, на котором едут эвакуированные евреи и оказываешься внутри этого эшелона.... Рассказ тем временем продолжается, жизнь не останавливается. И вот тебе уже накрыли стол и ты чувствуешь аромат борща, слышишь историю, которая звучит не первый раз (ведь наши бабушки любят рассказывать знакомые с детства истории неоднократно), а значит она уже не столь режет сердце...ко всему привыкаешь и к смерти тоже и вдруг ?
от 4 октября 2020
Школа современной пьесы
Идите на спектакль! И не забудьте взять с собой платок...

Спектакли с высоким рейтингом Школа современной пьесы

Самые обсуждаемые спектакли Школа современной пьесы