Мольер (Кабала святош)

Мольер (Кабала святош)

4.2
88 оценок
отзыва
Купить билеты
Kassir
afisha
Отзывы:

Оставить отзыв

  • Ваша оценка:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
от 1 июня 2018
Театр Российской армии
Мораль – не шутите с религией. Спектакль охватывает вторую половину жизни Мольера – от его расцвета и признания Людовиком XIV до заката и смерти. Начинается действие 17 февраля в Пале-Рояль: зрителю показывают закулисную жизнь театра, попутно представляя основных героев трагедии. Это сам Мольер – директор театра (Андрей Егоров), его слуга – простоватый Бутон (Константин Денискин) и его артисты: де Лагранж, по прозвищу «Регистр» (Максим Чиков) – также секретарь театра и молодая Арманда Бежар (Елена Сванидзе). Жизнь в театре бьет ключом: полным ходом идет подготовка к спектаклям, в зал частенько наведывается сам король, Мольер в милости – Людовик даже платит ему 5000 ливров всего за одно стихотворение. Кроме того, драматург собирается жениться на Арманде, несмотря на разницу в возрасте: ей 20, ему 40. Есть только одна проблема – Мольер уже состоит в долгих, многолетних отношениях с артисткой Мадленой Бежар (Наталья Аристова), старшей сестрой Арманды. Она с самого начала сопровождала его на пути к вершине. У Мадлены есть некая тайна, которую она доверяет только немногословному верному «Регистру» - Лагранжу. Но никогда не знаешь, кто может подслушать разговор и чем это впоследствии обернется… Но вокруг Мольера начинают сгущаться тучи. Камнем преткновения становится его пьеса «Тартюф», в которой он осмеливается высмеивать религию, а первым предвестником начала конца – блаженный проповедник Варфоломей (Андрей Кочинов). Он говорит Людовику (Николай Лазарев) и придворным, что Мольер – антихрист и его следует сжечь. Позднее выясняется, что Варфоломея подослала Кабала священных тайн – тайная организация во главе с архиепископом маркизом де Шароном (Сергей Смирнов). Оскорбленные насмешками Мольера, они уже давно мечтают ему отомстить. Не ладится у драматурга и с личной жизнью: его новорожденные дети умирают в младенчестве, а молодая жена Арманда изменяет ему с Муарроном (Роман Богданов), мальчиком, которого Мольер когда-то нашел внутри клавесина музыканта-шарлатана и негласно усыновил. Ох уж этот клавесин… Оскорбленный изменой Мольер выгоняет из труппы Муаррона, и это становится его главной ошибкой. Юноша попадает в руки Кабалы, а они хорошо умеют заставить рассказать все секреты и обернуть их против врага (в данном случае, Мольера). Когда страшная тайна становится известна всему обществу, несчастными остаются все: кающаяся Мадлена, бежавшая Арманда, предатель-Муаррон, знавший обо всем Лагранж и покинутый всеми и впавший в немилость короля Мольер. Как показалось мне, он так и не понял, за что его так невзлюбил свет, ибо сам оставался в неведении секрета Мадлены. Спектакль всячески рекомендую - есть и над чем посмеяться, и над чем погрустить, и о чем задуматься. Прекрасно подобраны артисты, хорошая сценография. И меня просто покорили архиепископ - Сергей Смирнов и Лагранж - Максим Чиков) :)
от 31 мая 2018
Театр Российской армии
Моё первое и ярчайшее впечатление после 40 лет непосещения Центрального академического театра Российской (тогда Советской) Армии: потрясающе!!!! Я б назвала это местом, где хранят театральные традиции. Уже видела во МХАТе им. М.Горького «Кабалу святош» и была приятно удивлена. Ну а здесь уже удивления не было, поскольку шла подготовленная. Во-первых, однажды от актёров МХТ им. А.Чехова, когда вместе курили, услышала рекомендацию в духе: «Посмотрите в ЦАТРе, у Морозова, вам понравится». Это когда я возмущалась очередным новомодным и эпатажным «шедевром». Шедевры, по-настоящему модные, может ставить, на мой взгляд, лишь один театр. Люди, что меня читают, в курсе какой. Любой смелый эксперимент, поставленный на камерной сцене того театра, играют, выкладываясь на тыщу процентов, вовлекая и нас в свою атмосферу. Во-вторых. В очередной раз во мне проснулся дед-ревизор. Я так свою любознательность и дотошность шутя называю. Против генов не попрёшь, однако. Давно надо было посетить этот мощный театр. В-третьих, на открытии фестиваля имени М.Булгакова послушала про спектакль самих актёров, исполнителей главных ролей, и зажглась. Они могут долго рассказывать о своей работе, вернее жизни в театре, да так, что заслушаешься. И могу подтвердить: то, что нам говорил Андрей Павлович Егоров в Доме Булгакова про «Мольера», абсолютная правда! Только неправда то, что он пока ещё не совсем сыграл его. Я-то 25 мая увидела настоящего Художника, Творца, и совсем не видела человека Николая Егорова, того, с кем познакомилась в жизни. На сцене он совершенно неузнаваем!!! Увидела и братство, и дух того времени, всё-всё, о чём говорилось в Булгаковском доме. Когда смотришь на сцену, видишь – да, перед тобой … Мольер и его Театр!!!! Такой же Мастер своего дела, при этом – настоящий Король Солнце, был в этот вечер и Николай Евгеньевич Лазарев. Они часто играют вместе. И вообще там всё было на-сто-я-ще-е!!! Театр, который нам показывали, пасынок-предатель, святоши, ансамбль превосходных артистов, да и работа их – действительно слаженная. Костюмы – потрясающие, великолепные, в этом вы можете убедиться, разглядывая фото, музыка – изумительная. Танцевальные вставки, пластика красивы. Мы долго-долго не отпускали актёров, хотелось снова их увидеть, поблагодарить за доставленное удовольствие. Это чудо какое-то, что такой театр есть у нас в Москве. Спасибо режиссёру Борису Афанасьевичу Морозову, хранителю тех ценностей, которые дороги нам. Спектакль шёл на малой сцене. А добраться до неё непросто. Надо проехать на лифте на 4-й этаж, потом ещё по лестнице подняться. Да не такая она уж и малая. Зал просторный, достаточно большой, мест на 500!!! Точнее на 450. Надо бы ещё и на большой сцене, что на 1520 мест, побывать (ой! Прорвало мечты) поглядеть спектакль. Там они идут с истинно русским размахом. Хотя и Мольер – сам по себе очень яркое, праздничное зрелище. Даже, как мне кажется, и на большой сцене прошёл бы с успехом. Но, думаю, эту интимную и сокровенную историю хотят всё ж сделать немножко камерной. Театр с богатейшей историей, с прекрасными традициями. P.S. И ещё я сделала для себя вывод: если в названии театра стоит «академический», мне надо обязательно туда идти. Потому что там всё взаправду!!!
от 30 мая 2018
Театр Российской армии
Красивая версия исторической легенды Драматургия без ДНК-тестов Жизнь — лучший романист. Пара недоказуемых фактов — и можно писать занимательную пьесу. Вот только судьба этой пьесы может не совпасть с линией действующей власти, видящей во всем намеки на современность, и произведение надолго ляжет под сукно. Михаил Афанасьевич Булгаков написал пьесу «Кабала святош» о жизни Мольера в 1929 году. С большими трудностями первая постановка увидела свет в 1936 году во МХАТе, но после 7-и успешных прогонов спектакль был снят с репертуара. Почему? Платон Керженцев, председатель Комитета по делам искусств, направил Сталину и Молотову докладную записку, в которой разоблачил «тайный политический замысел» Булгакова — провести аналогию между бесправным положением писателя при тирании монарха и при диктатуре пролетариата. Еще в только готовящемся к постановке варианте пьесу ругали за то, что Булгаков показывает Мольера простым человеком, а не борцом и писателем. К чему зрителю пьеса о жизни драматурга Мольера, когда есть пьесы Мольера? Первым постановщиком пьесы был Станиславский. По воспоминаниям актеров от 1934 года: «он пытался репетировать с актерами какую-то другую, свою, воображаемую пьесу о «гениальном Мольере» и его борьбе с королем и церковью, пьесу, скорее всего, историко-биографического характера. Поэтому его сплошь да рядом не устраивало то, что было написано Булгаковым, и он требовал от него (на пятом году работы над спектаклем!) бесконечных переделок и дописок» Почему так долго пишу об истории произведения, потому как постановка Центральный Академический Театр Российской Армии​ которую смотрела, представлена в рамках Фестиваля им. М.А. Булгакова "Рукописи не горят" этого года. В спектакль, поставленный режиссером Борисом Афанасьевичем Морозовым, включен и пролог романа Булгакова «Жизнь господина де Мольера». Само действие пьесы охватывает период с 1662 года, когда сорокалетний Мольер, добившийся признания и материальной стабильности на театральных подмостках, женится на актрисе своей труппы двадцатилетней Арманде Бежар, до момента его кончины в 1673 году. История, рассказанная Булгаковым, драматургически построена крайне красиво. Мольер наблюдал жизнь и в фарсовом виде помещал в свои пьесы. Поэтому нет ничего удивительного, что события его собственной жизни стали увлекательной пьесой. Здесь есть место служакам-болванам, красавицам, шарлатанам, героям-любовникам, неверным женам, святошам, прикрывающимся высокими словами о вере, и миру реальной власти короля. Самое большое напряжение вносит вопрос: а была ли Арманда Бежар - воспитанница и супруга - дочерью Мольера. До сих пор не найдено церковных записей о ее рождении, а досужие домыслы и расчеты допускают такую возможность. Булгаков воспользовался легендой и создал свой вариант биографических событий. Интригующий вариант. И не менее правдоподобный, чем вот такое, выловленное по поисковому запросу в интернете: «Свадьба не поддавалась огласке, поэтому на торжество были приглашены только самые близки друзья и родные люди. К слову, родители невесты не были довольны выбором своей дочери всячески пытались заставить ее расторгнуть помолвку. Однако она не поддалась на уговоры родных, и вскоре после свадьбы прекратила общение с матерью и отцом.» Особенно радует «прекратила общение с отцом», когда своего официального отца она точно не знала, по тому как тот умер незадолго до ее рождения, то есть лет этак за 20 до свадьбы. А вот с официальной матерью Марией Эрве-Бежар, которая была в контакте с труппой Мольера до самой своей кончины в 1970 году, поскольку все ее дети были артистами данного сообщества, вероятно сложно было не общаться. В наше время сюжет несколько лет крутили бы по ТВ и с помощью ДНК-тестов все-таки выяснили истину. Но нам остается читать историков, сопоставлять косвенные свидетельства развенчивающие данную гипотезу, и с удовольствием отправляться в мир театральных иллюзий, построенных на такой колкой теме. Добавляет интриги противостояние Мольера с епископом Парижа, в связи с запрещением «Тартюфа». Общество Святых Даров, после «Тартюфа» выбивалось из сил, чтобы опорочить Мольера. О постановке в целом: она красива и зрелищна. Не знаю, как играли современники Мольера, но актерам ЦАТРА крайне идут их роли. Трудно выделить кого-то одного и не упомянуть остальных. Замечателен Андрей Егоров в роли Мольера. Безмятежен и великодушен Николай Лазарев в роли Людовика Великого. У меня не состыковалось, по каким причинам булгаковский Мольер так яростно выступает против своего покровителя («столько лет лизал шпоры») Можно понять уважаемого мэтра, который в силу происхождения вынужден расшаркиваться перед вышестоящим сословием. Кроме того король на 15 лет младше и не достиг пока вершин правления, но уж слишком эмоционально звучит негодующая заключительная речь Мольера. И это в ответ на фразу короля: «запрещаю играть "Тартюфа". Только с тем, чтобы ваша труппа не умерла с голоду, разрешаю играть в Пале-Рояле ваши смешные комедии, но ничего более... Лишаю вас покровительства короля.» У Мольера множество пьес и все они «смешные комедии», серьезные претензии у духовенства только к «Тартюфу», поэтому запрещение играть одну пьесу выглядит каким-то несерьезным, ведь в сущности король не применяет особых мер, а выставляет свое требование, чтобы успокоить церковников. Много прочитала о пьесе и спектакль понравился. Чувствую, пора остановится с описательной частью. Рекомендую к просмотру
от 30 мая 2018
Театр Российской армии
Красивая версия исторической легенды
от 19 мая 2018
Театр Российской армии
Хорошая классическая постановка
от 3 мая 2018
Театр Российской армии
Неплохая постановка "Кабала святош". Не так интересно и красочно, как в Малом театре, МХАТе или театре "Сфера", но тоже неплохо. И гораздо лучше, чем в театре Сатиры. Нескучный и ничем не испорченный спектакль, хотя в нем и нет ничего особенного. Андрей Егоров в главной роли играл очень достойно, несмотря на молодой для этой роли возраст. Елена Сванидзе в роли Арманды Бежар играла слабовато. Остальные актеры, как обычно, хорошо себя показали. В целом осталось хорошее впечатление.
от 13 марта 2018
Театр Российской армии
Михаилу Афанасьевичу Булгакову везет на хорошие (и даже гениальные) экранизации. А вот на сцене я почему-то ни на одной булгаковской пьесе до этого не была. Не складывалось. И вот - побывала. Первый акт - суетная, полная бесконечных виляний и кутерьмы жизнь Мольера, которому приходится постоянно лавировать, угождая публике и в первую очередь - Королю-Солнцу, Людовику XIV, покровителю искусств. Сначала Людовик даже не виден в ложе театра, он практически скрыт за портьерой, но все знают, что он там, и все внимание устремлено на эту ложу... я думаю, не нужно объяснять, на кого эта аллюзия дана Булгаковым в 1930-х. Этого не заметили разве что самые тупые критики и зрители. Легкомысленная любовь, обреченная любовь к молоденькой актрисе, построенная у Булгакова на одной из версий, что Мольер действительно, сам того не зная, женился на собственной незаконной дочери, мелкие страсти комедийной труппы, забавные сценки, комические персонажи. Это всё - первый акт. И сквозь это легкомыслие, мелочность, смех, шуточные перебранки, угодливость царедворцев и добродушие короля прорывается, словно тень пробегает по сцене, скрытая и пока далекая гроза. Мольер (в исполнении Андрея Егорова) производит впечатление обыкновенного, заурядного человека, бытового, обремененного житейскими делами, словом, простого обойщика и буржуа. Но это лишь до тех пор, пока не наступает момент истины - и не прорывается страстный, полный горечи и боли монолог: "Всю жизнь я ему лизал шпоры и думал только одно: не раздави. И вот все-таки - раздавил. Тиран!" Он бросает со сцены предостережение писателям: не угождайте власть имущим, не стелитесь перед ними, вы только убьете собственную душу, а взамен все равно не получите ничего, кроме страшной пустоты и гибели. Великолепна пара артистов Пале-Рояля - безоговорочно поклоняющийся Мольеру Лагранж, ведущий летопись его жизни (Максим Чиков), и Захария Муаррон, подкидыш (Роман Богданов), найденный мальчишкой в клавесине у шарлатана, притащившегося к Мольеру в театр и ставший знаменитым артистом на амплуа любовников. Самая сильная сцена - это в финале, когда предатель Муаррон, пришедший каяться к Мольеру, говорит Лагранжу, собирающемуся его убить прямо на месте: "Ты убьешь меня, тебя повесят, а Кабала беззащитного мэтра заколет. Имей в виду, что мэтра признали безбожником за "Тартюфа". Я был в подвале у Кабалы... Закона для него нету - значит, жди всего. (Лагранжу.) Бери пистолет и фонарь, идем караулить". Только что смертельные враги, они - прямо с физически чувствующимся напряжением всех сил и внимания - осматривают входные двери и бросаются охранять дом, забыв или просто наплевав на свою вражду. Не до того сейчас. Слащаво-любезный, угодливый парижский архиепископ де Шаррон (в отличном исполнении Сергея Смирнова), преувеличенно восхваляющий короля, весь исполненный благости и христианского человеколюбия - ух, как он преображается, когда приходит время расправиться с Мольером, заплести ловкую интригу, как искажается его только что улыбчиво-умиротворенное лицо, когда он просит: Господи, дай мне уничтожить моего врага! Очень по-христиански, нечего сказать. Его клевреты - Брат Верность, Брат Сила, Брат Служба и Брат Венец - все разные и все единые в общем порыве - убить, убить, убить этого богохульника Мольера, чтобы не было его. Ну и, конечно, второй главный герой - Король-Солнце, Людовик XIV, "государство - это я" (в исполнении Николая Лазарева). Такой любезный, галантный и утонченный покровитель искусств, любитель театра, добродушный правитель процветающей великой Франции, который даже дворянина, мухлюющего в карты, великодушно прощает... И как он тоже преображается, каким холодом пробирает от его тона: "Я лишаю вас своего покровительства". Он и в начале пьесы, любезно пригласив Мольера пообедать с ним, на все робкие попытки драматурга отказаться и остаться стоять в присутствии короля, холодно усаживает его: "Франция перед вами ест цыпленка и не беспокоится". Вот не могу сказать, что меня сильно впечатлила игра женщин. То ли за игрой мужчин они как-то померкли, то ли вообще роли не слишком выразительные, но они скорее оттеняли главных героев. Не плохо, но и не слишком ярко. Арманда - чересчур нарочитая, вся вообще какая-то "чересчур", как будто не вышла из роли комедийной гризетки. Мадлена - поубедительнее. Самая классная - Риваль (Анна Глазкова), роль небольшая, но как раз она мне понравилась из женских больше всех. И, конечно, исповедь Мадлены - сильное место пьесы, нечего возразить, Ольга Богданова сыграла это на уровне. Что Мольер великий драматург, создавший невероятные по силе произведения, которые актуальны до сих пор - мы знаем и так. В том-то и беда, что из-за этого Мольер (как и любой великий человек) представляется нам, особенно на расстоянии веков, не совсем человеком. Он - идол, торжественно возвышающаяся над толпой статуя, он сверхчеловек... А ведь это неправда. Он человек. У него уйма слабостей, которые сопровождают его гений, он боится, у него больное сердце, он болен, он влюблен и чувствует, что стареет... И все это идет в комплекте с его собственным пониманием, какого масштаба талант дан ему. Спасая "Тартюфа", он заискивает перед королем, спасая театр, идет на уступки... А сердце не железное, а годы идут, а здоровья и сил не прибавляется, и возникает горькое сомнение - а нужны ли кому-то его пьесы, кроме тех "смешных комедий", которые любит партер? Может, все эти мучения вообще напрасны? Когда-то еще о тебе скажут: "Этот младенец станет более известен, чем ныне царствующий король ваш Людовик XIII, он станет более знаменит, чем следующий король, а этого короля, сударыня, назовут Людовик Великий или Король-солнце!" - ты все равно об этом не узнаешь. Нам проще - мы уже видим, на какие места и кого расставило время. И даже символичная история про то, что дом отца Мольера был украшен фигурками обезьян, укладывается в эту жизнь господина де Мольера, рассказанную писателем, равновеликим ему: "Однако в будущем комедиант не отрекся от своих обезьян и на склоне жизни уже, проектируя свой герб, который неизвестно зачем ему понадобился, изобразил в нем своих хвостатых приятельниц, карауливших отчий дом". Почитайте историю пьесы. Это ведь о ее постановке, а вовсе не о "Днях Турбиных", по сути-то написан "Театральный роман". Трагедия, ничуть не меньшая, чем жизнь и смерть Мольера. Здесь я ее пересказывать не вижу смысла. Не знаю, как оценил бы эту постановку сам Булгаков, но мне кажется, что он остался бы доволен. По крайней мере, не расстроился бы так, как во МХАТе. Потому что здесь сумели показать именно то, о чем он и написал эту пьесу. Не тема "поэт и толпа", а тема "поэт и власть" - актуальная и вечная, как само искусство.
от 12 марта 2018
Театр Российской армии
Все, начиная с игры актеров и заканчивая костюмами и образами, было на высшем уровне. Погружаешься с головой в атмосферу того времени. Зал провожал актеров стоя долгими продолжительными овациями Всем советую, не пожалеете!
от 18 февраля 2018
Театр Российской армии
Замечательный спектакль с очень талантливыми актёрами. 3 часа внимание приковано к действию на сцене. динамика при отсутствии так раздражающего в современных спектаклях "голосового давления со сцены". Ровный ряд актёров. Никого лишнего на сцене.
от 16 января 2018
Театр Российской армии
Спасибо, очень сильное эмоционально произведение Актуальный во все времена моральный вопрос - сговор творца со своей совестью - раскрыт режиссером и актерской труппой. Молодые немного переигрывают, но общего впечатления это не портит.

Спектакли с высоким рейтингом Театр Российской армии

Самые обсуждаемые спектакли Театр Российской армии