Мачеха Саманишвили. Рождественские встречи

Мачеха Саманишвили. Рождественские встречи

2.1
2 оценки
отзыва
Отзывы:

Оставить отзыв

  • Ваша оценка:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
от 24 декабря 2020
Театр Модернъ
"Мачеха Саманишвили" - солнечная грузинская комедия с глубокой и ненавязчивой философией Пермский «У моста» называют мистическим театром (и о том, что не зря – я ещё напишу), и больше славится он трагедиями на основе произведений русской, европейской, американской классики. Но моё знакомство с «У моста» начиналось с другой стороны: в Москву привезли они в декабре 2020 года ирландскую драму «Поле» (по пьесе Джона Кина, в театре Вахтангова) и грузинскую комедию «Мачеха Саманишвили» (по рассказу Давида Клдиашвили, в театре "Модерн"). «Поле» мне не раз представляли шедевром, но рассудив, что трагедий в 2020 году и так многовато, я предпочёл комедию. Как заметил Сергей Федотов, основатель и бессменный с 1988 года режиссёр «У моста», в своей фирменной кожаной куртке предваряя спектакль, с недавних пор они специалисты не только по Гоголю и Булгакову, но и по Грузии. Вполне в общем типичная для последних лет история – съездить в страну Сакартвело и раз и навсегда в неё влюбиться. Грузины пермякам ответили взаимностью, ибо вживаться в иные культуры – тоже своеобразный конёк «У моста»: за своих прокатывали они и в Ирландии, и на Украине, и вот теперь в Грузии. И вот из тоскливой заражённой зимней Москвы сцена переносит нас в имеретинскую деревню с резными верандами старых домов посреди зелёных гор. Качество декораций удивительное – вроде и с расстояния в 10-20 метров я на эти дома смотрел, а полное ощущение, что рука помнит фактуру дерева, а нос помнит его запах. Запахи, впрочем, отдельная «фишка» театра «У моста»: уж не знаю, игрой это достигается или техникой, но когда на двор входит пьяная компания – я ощущаю запах перегара, а когда хозяйка лобио готовит – таки и правда пахнет лобио, аж слюнки текут. Еда застолий на сцене, кроме крепкой чачи, к слову – настоящая. Столь же ярки и самобытны обитатели этой деревни – в исполнении русских актёров, но с каким-то фирменно грузинским даже не акцентом, а построением фраз. Семья Саманишвили, живущая справа от сцены – это молодой, ответственный и тревожный Платон, его жена Мелано с новорождённой дочкой в колыбельке да Бекинэ, суровый батя, недавно похоронивший жену, все припасы продавший за то, чтобы поставить на её могиле железную ограду, а потом внезапно надумавший снова жениться! Ну, и ещё корова, которая телиться не желает – но она не попадает в кадр, зато ближе к концу станет важным символом. Слева от сцены обитают «не дворник, а дворянин», а заодно конченный картёжник Аристо и непутёвый зять Бекинэ, молодой Кирилэ, прибегающий на любое движение, так как любое движение в классической Грузии заканчивается вином или чачей. Дальше появляются и другие персонажи. Например, вздорная родня Аристо из стоящей ниже по горам богатой деревни Квантурети. Или старухи, прослышавшие про нового НЕмолодого жениха – слепые, глухие да хромые, но отплясывающие перед домом Саманишвили только так! И, конечно, Елинэ, та самая мачеха, главная героиня спектакля, образ которой пусть лучше открывается вам на сцене, чем в отзывах. И поначалу зрелище на сцене просто забавное. Местами кажущееся нелепым. Но в том и мистика «У моста», что сам не замечаешь, как маленькие кусочки складываются в цельную картину, и где-то во втором акте неожиданно, легко подумать, что случайно, вдруг прорывается катарсис. Песни и пляски весёлых грузин вдруг превращаются в глубокую философскую притчу о том, как важно всему на свете обрести своё место. Или – в очень лиричную, до слёз трогательную историю о том, как два одиноких сердца долгую жизнь прожили, не зная, что ищут друг друга, но на склоне лет – нашли. Или в красивое, доброе напоминание о том, что в мире нет плохих людей. И один у всего этого недостаток: в Москву «У моста» выбирается не так-то часто, а до Перми ехать далеко. Зато там, говорят, зрителей угощают настоящим «Киндзамараули», которым Федотова и Ко одаривает грузинская община.
от 22 декабря 2020
Театр Модернъ
Настоятельно рекомендую! Первоисточником для спектакля стала одноименная повесть Давида Клдиашвили, уроженца Имеретии, писавшего в стиле реализма. Так что перед нами самая, что ни есть, настоящая жизнь Грузии начала XX века, а точнее жизнь маленькой имеретинской деревни. Но если у Давида Клдиашвили трагикомедия, то Сергей Федотов пошёл немного иным путём, задумав и воплотив музыкальную комедию. Спектакль и в самом деле оказался полон шуток и острых словечек, неизменно взрывавших зал дружным хохотом. И все они напоминали мне о моей доброй, тёплой и солнечной Грузии. За что я особенно люблю спектакли этого театра - это атмосфера. Будь то ирландская деревушка на краю земли или как сегодня грузинская деревня высоко в горах - это всегда очень ярко и натуралистично. И атмосфера Грузии передана прекрасно! С одной стороны благодаря шикарному реквизиту, всем этим глиняным чашам для вина, папахам и кинжалам, с другой благодаря этим собраниям за большим столом, спонтанным праздникам и тостам. Но о чём же спектакль? Началось с того, что овдовевший и уже немолодой Бекинэ (Владимир Ильин) решил снова жениться. От чего его сын Платон (Илья Бабошин) и невестка Мелано (Екатерина Пономарёва) пришли в ужас, ведь им совсем не хотелось бы иметь в перспективе других претендентов на наследство отца. И решили они сами найти отцу подходящую на роль мачехи женщину. Гарантированно пожилую и бездетную. Такая как раз оказалась у их соседа Аристо (Василий Скиданов) Вот и решили они "всем миром", что мачеху Аристо по имени Элинэ (Марина Шилова), жившую в соседней деревне, украсть и познакомить с Бекинэ. И завертелось! Мачеху украли, привезли и познакомили. НО В ОДИН ПРЕКРАСНЫЙ МОМЕНТ ВСЁ ПОШЛО НЕ ПО ПЛАНУ! Нет, вы не подумайте и знакомство оказалось очень удачным, и мачеха идеальной, и пара красивейшей, и свадьба зажигательной и даже любовь настоящей! Такой прям, что ми-ми-ми! Я прям любовалась этими двумя, светящимися неподдельным счастьем! А как они танцевали! Браво Марина Шилова! Ах, хотела бы я научиться так танцевать! Восторг! Они своим свадебным танцем затмили даже шикарнейший танец "вдовушек", хотя казалось, что это нереально сделать никому. И вот разгорячённый и развеселившийся зал (они там чачу не распыляли случайно?) пребывал в блаженстве и я вместе со всеми, как вдруг... Это было как даже не как гром среди ясного неба, нет... скорее как бесшумный, но оглушающий выстрел того самого ружья Бекинэ, которое он обещал выкинуть, женившись. Появление на сцене того самого младенца, которого не ждали. И вот эти двое Платон (Илья Бабошин) и его жена Мелано (Екатерина Пономарёва) вмиг заставили нас забыть о комедии. Смешалось всё! Такой сильнейшей бури самых противоречивых эмоций я не испытывала уже давно. Умом я понимала Платона, сердцем восхищалась Мелано, ведь она была самая-самая грузинка в этом спектакле, но душа моя замерла от ледяного страха. Да-да, на какие-то мгновения я заледенела! Как так? Обещали же комедию??????????? Я судорожно моргала, пытаясь избавиться от предательской пелены в глазах, но слёзы никак не хотели скатываться по щекам, словно бы нарочно скрывая от меня происходившее в тот момент на сцене. А когда я наконец-то проморгалась, со сцены снова лились солнце, свет и любовь! И я окончательно разрыдалась, на это раз от счастья! И да. Любовь не всегда начинается с любви. И, видимо, встречу именно с этим чудом, я предвкушала. Сходите в театр!

Еще спектакли этого театра