Контрабас

Контрабас

2.4
41 оценка
отзыв
Купить билеты
afisha
Отзывы:

Оставить отзыв

  • Ваша оценка:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
от 2 марта 2014
Александринский театр
Скучная история неудачника Вообще говоря в театр "на актеров" я не хожу. Слишком часто спектакли, поставленные под известного "народного", отдают дешевой антрепризой и напрочь лишены вкуса. Режиссер в таких спектаклях фигура формальная, организующая сценическое пространство и не более того. Но тут случилось страшное, и я пошел на Хабенского. Многое совпало: я не видел райкинский "Контрабас" в Сатириконе, не видел Хабенского в театре, а тут еще и премьера - можно оценить артиста взглядом, не замыленным прочитанными заранее рецензиями. Герой Хабенского - сидящий за третьим пультом контрабасист государственного оркестра. То есть музыкальный неудачник-посредственность. Кроме контрабаса в его жизни существуют: меццо-сопрано Сара, в которую он влюблен (хотя она его, кажется, ни разу не видела), пиво, которым он восполняет потерю жидкости во время игры на контрабасе, квартира с отличной звукоизоляцией в виде стен, сплошь обитых матрасами, ненавистный Вагнер (который - вот же проклятый антисемит - писал еще и столько нот, что их невозможно сыграть), а также гнетущее одиночество, усугубленное детскими комплексами, нереализованными амбициями и невозможностью выбраться из этого замкнутого круга. Сама по себе идея сравнения двух иерархических структур: оркестра и всего общества - не лишена интереса, как и любое изучение фракталов. Герой направляется в туалет, чтобы процитировать оттуда Гёте, и надо ж таком случится - туалет расположен именно там, где на сцене в оркестре обычно располагается группа контрабасов. Остроумно. Ну чем, в самом деле, не параллель, безусловно не лишенная смысла. Контрабасист обречен быть контрабасистом, никем не замечаемым тружеником тыла, как слесарь, незаметно для нас чинящий водопровод в котельной каждую неделю. Однако мысль, предназначенная скорее для небольшого литературного этюда, раздувается режиссером до по истине чеховских масштабов и играется Хабенским с Додинским (в худшем смысле) отношением к тексту: очевидно юмористические фрагменты излагаются с нарочито бережным, внимательным отношением к каждому слову. В итоге - не смешно. И более того. Скучно. Очевидно, чтобы как-то оживить действие (а оно длится без малого 2 часа без антракта), режиссер напичкал спектакль целой россыпью эффектов, имеющих цель скорее развлекательную. Герой на всем подряд играет смычком (от лестницы до бутылок), падают матрасы, вещи одна за другой многозначительно отправляются с грохотом в мусоропровод. Вот Хабенский появляется из шкафа в нелепом парике и изображает Вагнера и старуху-смерть, то из того же шкафа он выходит в чудовищном головном уборе с рогами, один из которых отвинчивается и на поверку оказывается удобной заменой рюмки. Но почему рога? Кто их наставил несчастному человеку, если у него не было женщины по собственному признанию последние 2 года? Публика в восторге и заходится в истерике при виде рогатого Хабенского, но она заходится в истерике и просто при виде Хабенского, для этого ему даже не обязательно выходить на сцену МХТ. К самому Хабенскому, кстати, претензий нет. Видно, что играет он с большой выкладкой и вдумчиво. Вот только мало осмысленные сценические эффекты, вызывающие аплодисменты у массового зрителя чуть ли не каждые 5 минут, настолько разваливают все действие на эпизоды, что вместо объемного героя получается лоскутное одеяло. В начале спектакля Хабенский появляется, волоча за собой огромный чехол от контрабаса. Долго отпирает на нем замки, кряхтит. А потом открывает - а там вместо контрабаса - матрас. И как сказал бы Константин Богомолов - "в сем великий смысл усматривается".

Спектакли с высоким рейтингом Александринский театр

Самые обсуждаемые спектакли Александринский театр