Горе от ума

Горе от ума

1.9
69 оценок
отзывов
Купить билеты
Kassir
Отзывы:

Оставить отзыв

  • Ваша оценка:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
от 19 августа 2009
Театр Современник
Действие комедии начинается, происходит и заканчивается на фоне этакой белоснежной колокольни, уходящей в невидимые для публики верхотуры. Колокольня эта – символ не только Москвы и её, тогда ещё непревзойдённого по вышине, Ивана Великого; это ещё и символ домашнего очага, этакая колоссальная печь. Впрочем, дым из этого очага, по всему видать, валит угарный – равно как и дым сигарет Чацкого. С самого начала спектакля сразу же становится ясно, что зрителю предстоит увидеть нечто, мягко говоря, необычное: Лиза (Белоусова) играет на скрипке, а Фамусов (Гармаш) буйствует – вовсю распускает руки, рубит французскую книжку топором. Его неотступно сопровождает кривляющийся юродивый Петрушка (Павлов), повадками напоминающий порой обезьяну и словно бы олицетворяющий обуревающего Фамусова демона – демона смешного, но от этого не менее страшного. «Звероподобным» изначально предстаёт и Молчалин (Ветров), живо напоминающий в этот момент трусливого кабинетного пса, скулящего у ног хозяина, поджав хвост, и лижущего бьющую его руку; впоследствии же выяснится, что его сущность не столько подла и хитра, сколько сентиментальна и даже инфантильна. Впрочем, свирепствует не один только Фамусов: в этом спектакле привычка мучить друг друга имеется у всех, и наиболее ярко она проявляется у… Чацкого (Стебунов). Сперва он нелеп и жалок в своей надрывной истеричности, сначала плаксивой, затем агрессивной, однако потом несложно обнаружить, что его смех надо всем окружающим – сардонический: болезненно злой, болезненно завистливый. Он воистину невыносим, доставая всех и вся, и те немногие трезвые мысли, что он иногда словно случайно высказывает, исходя желчью, остаются никем не замеченными, будучи преподанными в форме, похожей на приступ пьяного бреда. Он паясничает, провоцирует, как закомплексованный подросток, жаждущий привлечь к себе внимание любой ценой, даже если над ним неизбежно будут смеяться. Он – неудачная пародия на раба и господина одновременно. Этот Чацкий трагичен разве что только в своей любви – любви, впрочем, значительно более плотской, нежели духовной. В этом смысле он смотрится даже порочнее, чем спокойный и рассудительный Молчалин, чья несуществующая любовь продиктована расчётом, стремлением к выгоде. Так же под занавес первого отделения на сцене возникает Скалозуб (Берда) – внешне мягкий, податливый, даже жеманный, но из-под овечьей шкуры периодически скалится волк – проще говоря, такая же холодная, пустая и оттого не просто равнодушная, а даже жестокая душа, как у всех… хотя нет, не у всех. Подружки Софья (Александрова) и Лиза – естественны и потому чисты. Две эти дурочки посреди всего этого моря кошмарного гротеска выгодно выделяются светлыми пятнами, как имеющие шанс выздороветь среди безнадёжно больных. Второе отделение начинается форменной клоунадой, во время которой вам не раз придётся разразиться смехом и аплодисментами. На сцену выходят гости бала – такие же чудища, бесы, которых описывает Софья, рассказывая о своём сне. У всех тех из них, кто произносит хоть какие-то слова, определённо имеется свой диагноз: Наталья Дмитриевна (Плаксина) – восторженно-эмоциональная душевнобольная, несчастный Платон Михайлович (Гирин) умирает со скуки, г-н N и одновременно г-н D (Мажаров) явно страдает раздвоением личности; остальные же, не менее яркие персонажи, – не более чем статисты. Чацкий смотрит на их прибытие свысока, – и в переносном, и в прямом смысле, – а затем и сам присоединяется к ним, смешивается с ними, растворяется в них. На устроенном ими шабаше тесно и душно становится одной только Софье, и она сохраняет некоторые остатки рассудка. Чацкий же сходит с ума по-настоящему, чем и пугает всех, напрочь портит праздник; за ним ухаживают, его лечат, но тем самым только усугубляют его состояние. Далее события сменяют друг друга, всё набирая и набирая ускорение: Репетилов (Аверьянов), карикатура на Чацкого, проповедует в никуда, не обращаясь ни к кому, нечто комичное и непонятное, и даже соревнуется в бессмысленном словоизлиянии с Загорецким (Климов); Фамусов снова рвёт и мечет, но о корыстных планах Молчалина ни он, ни Софья так и не узнают; а Чацкий, заметно «возмужавший», уже не рыдает, а выдаёт свою извечную гневную тираду разочарования, непонятости, оскорблённости. Он сломлен, уничтожен, но так и не прозрел, он по-прежнему заражён смертельным вирусом, живущим в членах «фамусовского общества». «Поделом», - скажут одни; «Бедолага», - скажут другие. Всё. Финиш. Карету мне. Карету. Вот такая вот трактовочка, такая вот сплошная гипербола, такое вот отражение бессмертного произведения Грибоедова в кривом зеркале абсурда. Отражение, кому-то могущее показаться привлекательным, кому-то – уродливым: дело вкуса. Однако прежде чем растрачиваться на возмущённые эпитеты, вспомните, что классику испортить очень сложно. А замечательные, талантливые актёры Современника и не пытались этого сделать. Так что мне постановка понравилась, заставив и улыбнуться, и задуматься, и просто по-другому взглянуть на привычные вещи, так что три часа спектакля пролетели для меня незаметно. Возможно, на трезвую голову мне понравилось бы меньше, возможно, я просто была приятно удивлена, увидев, что создатели спектакля в процессе искажения сюжета не скатились до тотального осовременивания или дешёвой пошлости, что я очень опасалась увидеть. Короче говоря – советую сходить и заценить. 14.02.2008 Комментировать рецензию
от 3 августа 2009
Театр Современник
Заслуга спектакля в том что полностью и глубоко раскрыта главная тема. Тема нравственного и интеллектуального разложения общества. Те,кто ушли после антракта возможно изменили бы свое мнение досмотрев спктакль до конца.Во втором действии есть замечательные режиссерские приемы.Многие хотят видеть на сцене сторогую класску,полное соответствие.Но господа,каждая новая постановка несет новый смысл в соответствии с временем когда она ставится.Есть конечно отдельные пошловатые моменты,но общей картины это не портит. Попробуйте посмотреть на все это по-другоиу,без снобства.Единствееный минус ИМХО Чацкий. У актера серьезные проблемы с дикцией и во время его выступлений бьет фонтан изо рта.Совершенно непонятно,что он говорит.
от 3 июня 2009
Театр Современник
Да, вот постановка отличная, только пошло и Чацкий как ненормальный, непонятно что говорил. Всё равно что сказать: у меня холодильник дома просто супер, только не морозит.Я, кстати, не понимаю за что все так любят этого Гармаша. Я его на спектакле видел в первый раз, абсолютно не впечатлил, а потом узнал, что он оказывается звезда российского кино и театра...
от 3 июня 2009
Театр Современник
Да, вот постановка "Горе от Ума"отличная, только пошло и Чацкий как ненормальный, непонятно что говорил. Всё равно что сказать: у меня холодильник дома просто супер, только не морозит.
от 3 мая 2009
Театр Современник
Не согласна с отрицательными отзывами. Заслуга спектакля в том что полностью и глубоко раскрыта главная тема. Тема нравственного и интеллектуального разложения общества. Те,кто ушли после антракта возможно изменили бы свое мнение досмотрев спктакль до конца.Во втором действии есть замечательные режиссерские приемы.Многие хотят видеть на сцене сторогую класску,полное соответствие.Но господа,каждая новая постановка несет новый смысл в соответствии с временем когда она ставится.Есть конечно отдельные пошловатые моменты,но общей картины это не портит. Попробуйте посмотреть на все это по-другоиу,без снобства.Единствееный минус ИМХО Чацкий. У актера серьезные проблемы с дикцией и во время его выступлений бьет фонтан изо рта.Совершенно непонятно,что он говорит.
от 30 апреля 2009
Театр Современник
Как же надо ненавидеть русскую классику, чтобы так извратить светлого Грибоедова. Никогда вслух не произношу глагол "понаехали", но сейчас еле-еле сдерживаюсь. Руки уберите от русской литературы, пожалуйста.
от 21 апреля 2009
Театр Современник
Да, и еще, предполагаю, что многие из "пишущих здесь" именно потому и пишут, что шли и собирались "высидеть" классическую постановку. А вот на такую - нам, бедным, полета мысли и безграничной фантазии не хватило :(.
от 21 апреля 2009
Театр Современник
ЕленеТ...не нужно думать о людях хуже чем они есть на самом деле. Представьте себе, несмотря на расхожее мнение, многие (по крайней мере мои знакомые 25-30 лет) любят классику и с удовольствием не только ее читают, но и ходят на спектакли. Но, вот это бред смотреть невозможно, в данном случае гениальные и давно ставшие афоризмами цитаты не воспринимаешь за тем цирком, который происходит на сцене.И Гармаш отличный актер, один из лучших, на мой взгляд. От этого становится только еще неприятне, хотя допускаю, что именно как актер он что-то вынес для себя и безусловно положительное. Но для меня, как для зрителя, это смотреть невозможно.p.s. Были вчетвером. Все ушли в антракте.
от 8 апреля 2009
Театр Современник
пещерный дровосек Фамусов (даже возникает ощущение, что Гармаш не мог сыграть другого), глупая поскакуха-сексотка Софья, гротескный шут Петруша, их движения и телодвижения скорее напоминают постановки Шекспира, но Грибоедов - не Шекспир, размер произведения, его ритм и настроение совсем не оттуда и плохо ложатся на мотивы "Сна в летную ночь" или "Укрощения строптивой". появляется суетливый Чацкий, который вначале воспринимается как восторженный юноша, но после начинает раздражать своим мельтешением. второе действие превращается ближе к концу в фестиваль скороговорки: Стебунов произносит монологи словно то ли боится, что слова выпрыгнут из памяти прежде, чем он их успеет произнести, то ли у него заканчивается талон на бесплатную парковку... в итоге законченный, последновательный образ удалось пронести через весь этот маскарад только Гармашу, и сделал это он без видимых усилий; и, пожалуй Молчалину Ветрова, который получился наиболее близок к классическому грибоедовскому своему оригиналу. остальные персонажи рассыпались в попытках наперегонки впрыснуть свои монологи и реплики, не понимая, в чем их предназначение. у Грибоедова в его тексте уже всё есть, зачем изощраться, домысливая и переосмысляя, особенно, если ты не в силах уложить произведение в каноны пост-модерна. конфликт формы и содержания заслонил и Грибоедова и "Горе от ума"
от 5 апреля 2009
Театр Современник
Я КАЖЕТСЯ ПОНЯЛА ПОЧЕМУ БОЛЬШИНСТВУ НЕ ПОНРАВИЛОСЬ. ВЫ ПОДУМАЛИ,ЧТО В ЭТОМ СПЕКТАКЛЕ ГЛАВНЫЕ ГЕРОИ-ЭТО СОФЬЯ ПАВЛОВНА И ЧАЦКИЙ?ИЛИ ЛИЗА?? А НА САМОМ ДЕЛЕ ВСЁ СОВСЕМ НЕ ТАК!!!! В ЭТОЙ ПОСТАНОВКЕ ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ---ЭТО ПЕТРУШКА. Я ПРОСТО НАБЛЮДАЛА ВЕСЬ СПЕКТАКЛЬ ЗА НИМ И ОЧЕНЬ СМЕЯЛАСЬ.ОЧЕНЬ!!!! ТЕМ,КТО СОБИРАЕТСЯ НА ГОРЕ ОТ УМА В СОВРЕМЕННИК,СОВЕТУЮ ПОСТУПИТЬ ТАК ЖЕ!!

Спектакли с высоким рейтингом Театр Современник

Самые обсуждаемые спектакли Театр Современник