Бег

Бег

3.8
421 оценка
отзывов
Купить билеты
Kassir
afisha
Отзывы:

Оставить отзыв

  • Ваша оценка:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
от 3 января 2017
Театр им. Е.Вахтангова
Записки дилетанта.№ 42. Театр Вахтангова. Бег (Михаил Булгаков). Режиссёр Юрий Бутусов.«Да ниспошлет нам всем господь силы и разум пережить русское лихолетье!».8 кошмарных снов Юрия Бутусова.Пьесу «Бег» Михаил Булгаков написал в 1927 году. Вот какую характеристику произведению дал сам Сталин: «Бег» есть проявление попытки вызвать жалость, если не симпатию, к некоторым слоям антисоветской эмигрантщины». Соответственно, опубликована она была лишь 35 лет спустя, а впервые поставлена на театральной сцене только в 1980 году и особой популярностью у режиссёров так и не пользовалась. Спектакль, как это принято у Юрия Бутусова идёт 3 ч. 50 мин., но это тот случай и тот режиссёр, когда хочешь, чтобы "лето не кончалось". Автор рассказывает историю «побега» или «бега» белогвардейцев и сочувствующих им из России в годы гражданской войны. Персонажи имеют реальных прототипов (Хлудов, Чарнота, Африкан, Главнокомандующий, Люська). Героев постепенно «вытесняет» всё дальше и дальше прочь к границам страны – действие или восемь «снов» происходит последовательно сначала в Северной Таврии (Север Крыма), далее в Крыму, а кончается уже в Константинополе (с «визитом» некоторых героев в Париж). Ситуация складываются для них трагически - общество расколото, прошлая жизнь перечёркнута, каждый день тебя могут убить. В таких критических условиях, когда находишься «на грани», доведён до предела, лишён дома, имущества, разорён, истощён и морально и физически, приходится «выворачиваться наизнанку» чтобы выжить. Сбрасываются все маски, обнажается самая суть. Порядочным людям оказывается труднее противостоять подлым обстоятельствам, вписываться в них. Проходимцы же, как водится, оказываются наиболее живучими и приспособляемыми к любой беде. В ком-то ломается нравственный стержень, другой остаётся неколебим несмотря ни на что, а у третьего внутри уже всё сломано давно. В итоге судьба рассчитывается со всеми по-разному: лишает или наоборот, одаривает деньгами, кого-то забывает, у иного выход остаётся только в самоубийстве; тех, кто долго шёл друг навстречу друг другу награждает вымученной, но счастливой любовью.Юрий Бутусов – режиссёр контрастов и сложных тем, часто связанных с проблемами выбора пути. Мощные экзистенциальные разломы, когда против человека восстаёт весь мир, когда приходится поступать вопреки предательским обстоятельствам – благодатная почва для режиссёрских дерзаний. Булгаков описывает восемь «снов» и Бутусов, понимая их почти буквально и воплощает на сцене восемь тяжёлых, кошмарных и полубредовых сновидений, «снящихся» разным персонажам, похожим скорее на свои собственные искажённые тени. Они то просыпаются, то снова впадают в «кому». Авторская визуализация «снов», воспалённых и болезненных, наполнена образами из оголённого подсознания, это главный режиссёрский приём спектакля. Мрачные декорации под стать содержанию – в половине сцен сцена наглухо закрыта железным занавесом, а лучшие 16 мест в партере занимают чучела повешенных солдат с мешками на головах. Слева на стене висит чёрный флаг, справа барабан. Далее начинаются восемь горячечных «снов». И если в первой части спектакля логика режиссёра улавливается вполне, то во второй угнаться за полётом фантазии становится всё труднее, нагромождение символов становится сложнее, запутаннее. Сон первый снится загримированной под Пьеро и одетой в чёрное Серафиме. Именно в её воспалённом тифом сознании проносятся обрывки диалогов, фраз, крики отчаяния: «Белые!... В двуколку её!... Да у вас жар!». Раздаётся грохот, скрёжет. Вокруг снуют какие-то люди, бесконечно подносящие воду в стакане; рука, держащая стакан, безжалостно трясётся, расплёскивая воду. В висках оглушительно пульсирует стук сердца под плотные, громкие, устрашающие звуки. Течение времени изменяется. Тревога и страх в мрачной атмосфере ожидания и неопределённости и непонятности нарастают; драматический эффект усиливается до пика, почти до ощутимого ужаса. Это визуализация затуманенного сознания, галлюцинаций, бредовых образов. Болезненная реальность разорвана, обессмыслена. Вот, появляется Смерть… и проходит мимо. Серафима падает со стула так и не приходя в сознание.Спектакль с первых же минут производит такое сильное впечатление, что писать про режиссёра хочется не меньше, чем про автора пьесы. С самого начала спектакля Бутусов идёт «во все тяжкие», пуская в ход весь свой инфернальный арсенал: рваное, нелинейное повествование, нашпигованное внезапными, парадоксальными интерлюдиями; смена темпа от стремительной суетливой беготни до неожиданных смысловых пауз, когда за десять минут не произносят ни слова; многочисленные повторы одного и того же действия, но с вариациями; желание напугать, шокировать – чего стоит гипнотически жуткий образ Смерти из фильма ужасов в виде медленно проплывающей девушки с неестественно вывернутыми назад руками, у которой не видно лица, с мерно качающимся подолом белого платья, похожего на раскачивающийся (поминальный) колокол или же когда один из «повешенных» с мешком на голове, рассаженных в первом ряду внезапно оживает и встаёт; одни и те же актёры, играющие по несколько ролей; буквальность, когда события в прямом смысле калечат Хлудова и он становится меньше ростом, горбится и с трудом волочит неестественно вывернутые ноги, за которым тащится «груз воспоминаний» в виде привязанной красной табуретки или же «проваливающийся» по тексту Африкан, проваливающийся в прямом смысле в зрительный зал; изображение ужасного в виде комического, когда страшная раскалённая игла, напугавшая и заставившая Голубкова написать донос на Серафиму выглядит не то что не страшной, а нелепой в руках кривляющегося Скунского; контрасты, когда трагическое вдруг прерывается появлением женского квартета, бойко исполняющего американский шлягер середины прошлого века или же когда Хлудов в полной тишине расставляя перевёрнутую мебель начинает уморительно смешно бормотать всякую чепуху себе под нос, а уставшие от напряжения зрители с удовольствием смеются и расслабляются и наступает эмоциональная разрядка, все понимают, что это трюк, но приятный; особая композиция, взятая на вооружение из живописи, в которой на фоне глубокого мрака располагаются подсвеченные актёры, напоминающая картины Рембрандта, использующего тёмный грунт; цветовые акценты, замечаемые то тут, то там, особенно в гардеробе (преимущественно красного цвета); отсутствие «красивых» декораций и их второстепенность, вспомогательная роль, которые в основном, чёрт знает из чего состоят; «метаморфозы», когда Хлудов превращается, словно у Кафки, в быстро сучащего мелким лапками таракана, участвующего в тараканьих бегах, в остервенелых движениях которого угадывается безысходность и горечь от проигрыша последних денег; использование любимой режиссёром современной музыки и песен (Океан Эльзи, «Чёрный ворон», «Я остаюсь» Крупский сотоварищи), чтение книг (Библия, Книга Исход) и стихов (Иосиф Бродский, Владимир Маяковский, Сергей Довлатов). К слову, композиция «Я остаюсь» оглушительно прозвучала целиком, от начала до конца, под эмоциональный танцевальный аккомпанемент Артура Иванова играющего генерала Чарноту, в которой можно угадать ответ режиссёра на вопрос, который обязательно зададут.Сама необычность подачи материала говорит о применении методов Брехтовского «эпического театра» так любимого Бутусовым - методов отчуждения и дистанцирования. Режиссёр нередко оставляет включённым свет в зале; помещает актёров в зрительный зал или заставляет появляться из ложи; произносятся монологи, обращённые в сторону зрителей, но звучащие отстранённо, «в никуда»; происходят «передёргивания» - всё это заставляет зрителей взглянуть на происходящее иначе, с изнанки и не оставляет шанса ни заскучать, ни опомниться.В очередной раз Юрий Бутусов эпатировал, пробил брешь в сознании, выпотрошил, опустошил эмоционально, шокировал, профессионально и талантливо играя на неведомых струнах, трогая до глубины души, переворачивая всё внутри… Как же это прекрасно! Как и в случае с «Чайкой» (с которой, правда, не разобравшись, поначалу хотелось убежать, но после лихорадочного чтения рецензий в антракте: «что здесь вообще происходит?!» всё встало на свои места), к концу спектакля выкристаллизовалось понимание, что на сцене случилось нечто выдающееся, то что хочешь увидеть и пережить снова.
от 27 декабря 2016
Театр им. Е.Вахтангова
Юрий Николаевич Бутусов - режиссер-маятник. Он раскачивает сознание, погружает в свою реальность, в нужные моменты возвращает в современность и в финале получает - удар в сердце зрителя. Режиссер сердца. Ему удается совместить несовместимые вещи - космические декорации, нелепые тексты песен, местами яркий грим и несвязный текст повествования. В этом и кроется феномен Бутусова, и я очень рада, что нам посчастливилось жить в одно время с Юрием Николаевичем. Лирика лирикой, а теперь по делу. Какой же "Бег" в видении Бутусова на сцене театра Вахтангова? "Бег" - для любого зрителя: ???? для того, кто не знаком с творчеством Бутусова и Булгакова - поймете все, пусть не глубоко, но сюжет понятен (советую фильм для лучшего восприятия спектакля); ???? для того, кому нужен "удар в сердце", кому нужна бутусовская подпитка; ???? для того, кто неравнодушен к актерскому перевоплощению Виктора Добронравова, Артура Иванова, Ольги Лерман. Каждый найдет свой лакомый кусочек. Лично у меня не случалось мурашек по телу, но сердцебиение учащалось, а мыслями я была в другом измерении. Для первого знакомства с творчеством режиссера я бы выбрала "Бег".
от 26 декабря 2016
Театр им. Е.Вахтангова
Потрясающий спектакль. Шикарная игра актеров. Слов нет, одни эмоции... Были два раза, пойдем еще не один раз...
от 26 декабря 2016
Театр им. Е.Вахтангова
Понравилось, так как нравится то, что делает Бутусов, нравится его стиль. Спектакль однозначно специфичный и любителям классического театра может не прийтись по душе. Прежде чем идти - советую посмотреть короткое видео спектакля.
от 20 декабря 2016
Театр им. Е.Вахтангова
Ходила два раза. Завораживает. Кто говорит, что это про торчков - пусть читает Булгакова. Мне, кажется, точно передано настроение и атмосфера его произведения. Но однозначно - это спектакль не для всех. Кто хочет чего-то легонького, традиционного - не поймет и, скорей всего, не досидит до конца.
от 14 декабря 2016
Театр им. Е.Вахтангова
Очень интересный спектакль. Далековато от Булгакова. Но стоит сходить ради замечательных актерских ролей и подборки музыки. Была на нем 2 раза.
от 13 декабря 2016
Театр им. Е.Вахтангова
Очень интересное прочтение. Но я рекомендую прежде, чем идти на спектакль прочесть пьесу. И да, она правда не для тех, кто хочет посмотреть комедию или расслабиться. Серьезная вещи. Рекомендую. Достойно.
от 10 декабря 2016
Театр им. Е.Вахтангова
Замечательный спектакль. Хорошее лекарство от быстрого анализа современного человека (типа все понятно ,а дальше нечего разжовывать и мусолить). Тонко, глубоко и подробно прослежен отрыв души от тела, себя от страны, от идеи и невозможности этого вынести, но "с надеждой на светлое будущее"-фраза из спектакля. Крупно, образно, очень лично. Что-то близкое к спектаклям Э́ймунтаса Някро́шюса, после которых также пробуждается фантазия, сознание, что образы еще долго не отпускают. Может при такой шекспировской крупности и сбивают с толку какие-то лишности и отступления, но это субъективная ткань Художника из которой слова не выкинешь.
от 9 декабря 2016
Театр им. Е.Вахтангова
"Бег" в Вахтангова. Выдержали 1.15. Первая сцена длилась минут 30. Она, очевидно, символизировала хаос и ужас гражданской войны. На сцене сидела Серафима, и у нее, как от падучей, дрожало лицо, руки и коленки, а за ее спиной бегали обезумевшие люди. И это под о-очень громкий скрежет, перемежаемый милой музыкой мирного времени. Метафора прочитывалась минуты за 2. Оставшие 28 надо списать на нарциссизм (или лень, или недостаток креатива) режиссера. Дальше пошла читка текста со сцены. То есть, вначале изобразили метафору, потом быстренько рассказали сюжет. Спектакль адресован пытливым мазохистам, которые верят, что, если сначала зрителя мучают, то в финале те испытают катарсис.
от 29 ноября 2016
Театр им. Е.Вахтангова
Спектакль не понравился. вообще не увидела цельного полотна, впрочем , признаюсь честно , ушла после первого действия. Кстати, в раздевалке пришлось отстоять небольшую очередь. Всегда внимательно читаю комментарии, с интересом отношусь к театральным экспериментам, очень люблю театр Вахтангова, Булгакова просто обожаю. Было скучно, очень раздражал звук и пластиковые стаканчики, было жалко актеров и хотелось выйти во время первого действия.

Спектакли с высоким рейтингом Театр им. Е.Вахтангова

Самые обсуждаемые спектакли Театр им. Е.Вахтангова