Последнее искушение Апостолов. Театр Стаса Намина Москва / Театр Апарте Мало оценок 1 оценка 1 отзыв Последнее искушение Апостолов. Театр Стаса Намина Мало оценок 1 оценки Москва / Театр Апарте 1 Отзыв Купить билеты Отзывы: Оставить отзыв Оставить отзыв Ваша оценка: ★ ★ ★ ★ ★ Отправить Лена К. от 3 апреля 2022 Театр Апарте afisha.yandex.ru/moscow/theatre_show/poslednee-iskushenie-apostolov На днях мы с дочкой познакомились с новым для себя театром — театром музыки и драмы Стаса Намина. Смотрели мы «Последнее искушение апостолов» — драматическую поэму Эрнеста Брыля (режиссер Кети Долидзе). В общем же сюжет поэмы как бы продолжает сюжет рок-оперы "Иисус Христос Суперзвезда", идущей в этом же театре: в спектакле Иисус уже казнен и мы наблюдаем за его осиротевшими апостолами, обуревающими их чувствами, видим, как вера борется с неверием, страхом, стыдом… Постановка очень серьезная, однако история статична по сути: апостолы находятся в одной комнате от первой до последней минуты. Иногда кто-то заходит или уходит, но место действия неизменно. Собственно говоря, ничего и не происходит, никакого действия, зрелищности, движения как бы и нет. Мария выходит, потом возвращается и говорит, что Иисуса нет в гробу. Что он воскрес. Приходит Никодим и тоже говорит… Все новости, информация, обстоятельства приходят извне и просто пересказываются апостолам (и нам). Однако же все два часа внимание зрителей приковано к сцене. Оказывается, за внутренними терзаниями, смятением, теплящейся верой, сомнениями, надеждой и разочарованием, спорами и жалобами наблюдение не менее захватывающее, чем за "экшеном" или суперкрасивой картинкой. Казалось бы, на сцене только разговаривали, но зал сидел, затаив дыхание: ни звука, ни шепота, ни телефонных трелей, ни, тем более, хождений туда-сюда, что в общем-то, не редко случается на двухчасовых спектаклях без антракта. Не удивительно, что спектакль идет уже 20 лет (как сказали со сцены после). Эта история - вне времени, она всегда одинаково актуальна и устареть не может. Люди всегда ищут веру, всегда сомневаются, всегда надеются, всегда любят. Для нас играли: Мария Магдалина – Юлия Григорьева Петр – Олег Лицкевич Фома – Валерий Задонский Иоанн – Александр Смердов Иаков – Иван Фёдоров Первый ученик – Ефим Колитинов Второй ученик – Александр Богданов Чужой – Константин Муранов Никодим – Иван Гуськов Никакого второго состава нет. Думаю, что это тот же состав, который был изначально. Единственное, в роли Никодима впервые вышел Иван Гуськов. Надо сказать, что я даже отметить никого не могу особо - все актеры потрясающие, все два часа проживали все терзания своего героя на сцене и не давали нам отвлечься ни на минуту. Конечно, великолепна Юлия Григорьева в роли Марии Магдалины. Любовь, вера - в ее глазах целый мир, невероятные переживания, которые внешне почти удается скрыть за плавными движениями и кажущимся почти спокойствием. Смирение... Фома, вечно сомневающийся Фома. Ах, зачем Он покинул своих апостолов?! Как теперь... верить? Со слезами на глазах Фома выдвигает новые и новые условия, при которых он сможет верить, и условия эти кажутся все более невыполнимыми... Страх. Боится поверить - и обмануться. Боится боли разочарования и потери, боится одиночества... Почему-то я впервые так почувствовала этот страх Фомы неверующего. А казалось бы, история-то знакомая давным-давно. Не буду перечислять всех, иначе начну повторяться в превосходных степенях. Скажу лишь пару слов о сценографии и костюмах. Последние кажутся совершенно вневременными, они не то что не отсылают нас ко временам апостолов - они вообще, похоже, никакой конкретный период времени нам не предлагают - так, плюс-минус век. Темная гамма логична и оправдана, как и в сценографии. Как я понимаю, и сценография, и костюмы - художника Юрия Гегешидзе. На первый взгляд кажется, что декорации, как и костюмы, просты и не имеют собственной выразительности. Однако это лишь первое впечатление. Художнику удалось, при отсутствии динамики и смены картинки, все же создать очень выразительное функциональное пространство. Достаточно невнятный, темный задник неожиданно дает возможность подняться над сценой кому-то из апостолов (кажется, это обычно Петр, но не поручусь, что только он). Потрясающая находка, на мой взгляд, со свечой и водой - правильно выставленный свет и вот уже свеча, как бы в ответ на молитвы Марии, кажется, освещает пространство, рождая трепещущие отсветы на стенах и потолке... Ну и столы, легко составляющиеся воедино - Тайная Вечеря, и пустующий белоснежный, буквально светящийся в свете софита стул, и белая скатерть, превратившаяся в светлый путь, ведущий к людям... Музыкальное сопровождение: музыки мало, но, написанная Стасом Наминым, она идеально и естественно становится частью спектакля. Одним словом, это тот спектакль, про который хочется сказать "иди и смотри". Если, конечно, кто-то, как и я, его еще не видел. Единственное, что нужно учесть - это не развлечение, не отдых для души и сердца, не детская сказка. Никаких заигрываний со зрителями, комизма или отдыха - на сцене бушуют нешуточные страсти, споры в поисках истины. Очень психологичный спектакль, после него хочется говорить и думать, обсуждать каждого героя, проводить параллели и зарываться в литературу. Очень сильная вещь.