Демон. Вид сверху

Демон. Вид сверху

3.4
24 оценки
отзыва
Купить билеты
afisha
Отзывы:

Оставить отзыв

  • Ваша оценка:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
от 25 апреля 2017
Школа драматического искусства
Это совершенно ни на что не похоже! Удивительная постановка. Сходите - увидите. Оценка не за драматургию, а за то, что удивили так удивили. За идею, новаторскую форму.
от 24 апреля 2016
Школа драматического искусства
Записки дилетанта. № 12. Школа драматического искусства. Демон. Вид сверху. Лаборатория Дмитрия Крымова. Жизнь, вид сверху. Блестящее новенькой светло-бежевой плиткой современное двухэтажное здание, построенное на средства города по проекту основателя театра Анатолия Васильева вписано в приземистую историческую застройку улицы Сретенка и выделяется своей «несоветскостью». Вывеска, выходящая на Последний переулок гласит: «Школьный общедоступный театр». Войдя, замираешь от неожиданности, сразу ощущая на себе творческий заряд, вложенный создателями во внутреннее пространство. Внутри - смелое художественное столкновение, беспокойная симфония базовых архитектурных форм: цилиндров, кубов, пирамид, треугольников, квадратов, кругов. Эти смешение можно найти везде: в цоколе, атриуме, зрительном зале, буфете, в неожиданных окнах-иллюминаторах и даже туалете. Двухэтажный атриум со светлыми стенами и стеклянной крышей представляет собой в плане прямой угол, своеобразную базилику с аркадой квадратных декоративных колонн, всё внутреннее пространство которой освещено естественным светом, здесь много «воздуха» и возникает ощущение лёгкости. Здесь любят естественное и экологически чистое дерево: из него сделаны ступени лестниц, местами паркет, поручни перил, ставни многочисленных окон, лавочки, двери. В гомеопатических дозах применены другие классические материалы: немного стали, в основном в конструктивных элементах и немного камня - мрамора, из которого выполнен огромный, уютный камин на втором этаже. Интерьеры напоминают скорее музей современного искусства, являясь частью этого современного искусства: вот, стена зала «Манеж» (всего здесь 4 зала, ещё: «Глобус», «Тау-зал», «Грот-зал» - у каждого своё предназначение и возможности), напоминает аркатуру Колизея, а главная винтовая лестница нанизана на символическую, но падающую совершенно по-настоящему Пизанскую башню. Итальянские мотивы видны и в лёгких пешеходных мостиках и многочисленных балконах разнообразных видов и форм. На стенах во множестве висят картины – здесь регулярно проводят выставки. Проста, но оригинальна программка, лист А3, распечатанный на принтере, продающаяся всего за 30 рублей. Из неё можно узнать, что спектакль это «коллективное сочинение лаборатории Дмитрия Крымова по мотивам поэмы Михаила Лермонтова «Демон»», которая является «поводом посмотреть на нашу жизнь сверху критическим, скептическим взглядом». Главная идея театра «Школа драматического искусства», в том, что он игровой, а не психологический; его художественная модель: Школа-Лаборатория-Театр. В ходе исследований, экспериментов рождаются идеи, лучшие из которых попадают на сцену. Особенность лаборатории Дмитрия Крымова - здесь принимают участие в первую очередь художники («художники-артисты»), их большая часть, и только потом артисты, их меньше. По цитатам приведённым здесь же: «Мы с Тамарой ходим парой» (из русской лирики), «Караул!!» (К.С. Станиславский) можно понять, что с чувством юмора у коллектива порядок. Зал «Глобус» (в честь театра, для которого писал и в котором играл В. Шекспир) небольшой, буквально на 100 мест, публики немного и сложно понять, что это за люди. Вот, группа из 10 человек, явно далёких от театра, дружно и шумно фотографируются перед спектаклем. Зрительный зал вызывает лёгкий шок у неподготовленных: это восьмигранный «колодец», восьмерик, со стеклянной крышей и тремя галереями для 35 зрителей на каждой и диаметром сцены немногим более 5 метров, которая может опускаться на один уровень вниз (при равных периметрах с квадратом, восьмиугольная форма позволяет получить примерно на 20 % большую площадь). Наблюдатели сидя кольцом на деревянных стульях и опираясь локтями на балюстраду смотрят вовнутрь, на актёров и друг на друга. Все места, таким образом, оказываются первыми. Началось всё неожиданно, с испуга, откуда-то из глубины раздались крики и на пол громко рухнула чёрная масса, оказавшаяся чучелом демона, которое молодые актёры быстро и совершенно бесшумно, но деловито и не произнося ни слова собрали в конструкцию и под оперные звуки подняли под потолок, заслонив солнечный свет. Надо сказать за весь спектакль, и это его особенность кроме монолога Демона в самом конце, человеческая речь из уст актёров не прозвучала ни разу. Арсенал выразительных средств включал в себя, что угодно, но только не слова. Далее, до самого конца шла череда перфомансов и пантомим, лишь условно объединённых темой лермонтовского «Демона», скорее, это был повод поэкспериментировать для студентов-художников, на который зрители смотрели сверху вниз: вот, видеоинсталляция показывает то ли змею, то ли чёрную реку, ползущую, извивающуюся по земле, наводняя её; вот, летящий над землёй ангел с голыми ягодицами, пикирует, превращаясь в «павшего»; вот, показана земля, объятая пожарищами под тревожный, трагический звуковой ряд. Всё резко прекращается и с помощью краски, кистей, и белой поверхности бумаги появляются двое, Он и Она и под звуки хоралов происходит история грехопадения, а в роли змея-искусителя выступает чёрный кнут, яростно разрывающий под конец людей в клочья. Как изобразить с помощью подручных средств корабли, попавшие в шторм? Достаточно газетных «корабликов», куска полиэтилена и рук, раскачивающих импровизированное «море». А как похож саксофон на звук корабельного гудка!.. Один из главных хитов спектакля, уж точно никак не относящийся к названию, это хулиганская импровизация на тему подсолнухов Ван Гога, получившихся в результате из чёрных, круглых грампластинок и жёлтых хозяйственных перчаток, объединённых чёрной изолентой и подрисованной вазой. Дальше студенты «прошлись» в буквальном и переносном смысле по Льву Толстому, Ясной поляне, его двухметровой бороде, и аллюзиям на тему железной дороги, встречающейся в его жизни и творчестве. Звучат слова великого классика: «Нельзя так жить! Нельзя!». Но основной темой выступает история жизни человека, девочки, рассказанная теми же оригинальными средствами, начиная со святочных гаданий, не без помощи Николая Гоголя, потом рождение, продолжая младенчеством, купанием ребёнка в нарисованной ванночке, детством с катанием на символическом велосипеде и заканчивая, как ни странно, свадьбой, после которой всё прекращается клятвой демона и символическим смешением мужского и женского, темного со светлым, грязного и чистого… Символов много и интерпретировать их можно на любой вкус. Один из самых ярких моментов – изображения кавказской свадьбы, где у жениха лик Гагарина с журнальной обложки, с нарисованными на «столе» яствами, «трясущимся» от страха и «зарезанным» бараном, истекающим яркой кровью, «налитым» в бокалы алым вином, поющими и размахивающими руками гостями-костюмами, где фломастеры изображают патронташ на груди. За всем этим творческим полётом мысли очень интересно наблюдать, всё это неожиданно и изобретательно и поэма Лермонтова лишь повод запустить маховик юношеской фантазии. Режиссёрский шифр здесь условен, привычная актёрская игра отсутствует, главными выразительными средствами являются причудливо объединённые визуальные образы: линия, рисунок, цвет, звук пантомима, перфоманс. Как ни странно, вся эта оригинальность оказывается простой для восприятия, близкой и интуитивно понятной каждому, даже неискушённому зрителю. То, чего ты больше всего ждёшь от театра – желания забыться, желания быть поглощённым, вовлечённым, узнающим, угадывающим, радующимся вспышкам догадок, получаешь здесь, пожалуй, больше, чем где бы то ни было. Глядя с высоты понимаешь, что жизнь несколько проще, чем кажется. История рассказана легко, по-молодёжному энергично и свежо, но без лишней претенциозности и даже с оптимизмом. Ты понял для себя что-то новое, важное. Тебе стало чуточку легче, лучше, мудрее и ты возьмёшь это осознание с собой на всю жизнь. А что ещё нужно?.. П.С. Спектакль – лауреат «Золотой маски» в номинации «Эксперимент».
от 10 июля 2015
Школа драматического искусства
Бывают странные виденья, как этот "Демон"... Лермонтова дух витает далеко, он то почти неуловим, то подлетает ниже и шлёпается портретом на белую бумажную сцену. Всё здесь не как у людей - ни диалогов, ни музыки (почти), ни связного действа. Только череда набросков, рисунков, групповых движений, творимых юными фигурами в сером, которые иногда поглядывают вверх - на параящего духа беспокойства и - на нас. Мы же смотрим вниз, словно союзники демона, с учёным любопытством пытаясь распознать, что это там и к чему: вот Адам и Ева, вот Лев Толстой уходит из Ясной Паляны, бурча: "Нельзя так жить", вот подсолнухи Ван Гога, которыми притворились граммофонные пластинки, вот застолье в духе Пиросмани, а во главе стола - виновники торжества - Тамара и он. У изображения есть своя музыка, своя логика, не всегда понятная, не всем привычная, но что делать - ведь и то, что говорится прямо, не всегда хочется понимать. Где там это яблоко? Дай откусить.
от 25 июня 2013
Школа драматического искусства
Интересная задумка без прикрас. Надеюсь, что все читали Демона перед просмотром, а кто этого не сделал - обязательно прочтет после. И сравнит:) Долгой жизни постановке!
от 20 февраля 2012
Школа драматического искусства
Мне спектакль не понравился. Те невербальные находки, которые в "Донкий Хоте" и "Торгах" смотрелись оригинально и свежо, в "Демоне", где на них все основано, только мешают. Кажется это тот случай, когда необычный прием превращается в узнаваемый, и поэтому сознательно воспроизводимый и хорошо принимаемый (продаваемый) стиль. Именно такое превращение часто собирает для спектакля золотые маски и восторженный шум критиков и публики. Рваная логика повествования с сомнительными аллюзиями к Ветхому Завету и усталая, преувеличенно небрежная игра актеров не дают сосредоточиться, оценить интересные идеи. Мне кажется с этого спектакля надо начинать знакомство с Крымовым. Далее, вне зависимости от того понравилось или нет, надо посмотреть "Донкий Хота" и "Корову". В конце обязательно "Торги". После можно решать смотреть ли остальное.
от 6 января 2012
Школа драматического искусства
Это вообще не спектакль, а всего лишь серия упражнений по визуальным решениям. "Смысл" примерно такой: понадёргали случайных культурных образов и в конце подвели знаменатель: это всё про любовь. Режиссёр, наверное, десятиклассница, впрочем, не лишенная фантазии: посмотрите, сколько всего можно сделать с тряпочками и красками!
от 17 ноября 2011
Школа драматического искусства
После смерти-жизнь, или как я поняла этот спектакль Прежде чем говорить о спектакле, следует задаться вопросом - есть ли смысл искать глубинный смысл в современном перфомансе? В любом другом - кажется, нет. Но в Крымовском желательно подумать над смыслом. Итак. Над миром летает демон, он обходит моря, реки, города, села, людей, животных. Летает давно. Потому что с него начинается история. Адам и Ева. Первые люди лакомятся запретным плодом и изгоняются из рая. Потом - всемирный потоп (потрясающее зрелище, надо сказать. Изобретательность Крымовской Лаборатории поражает). Когда море перестает волноваться, выходят актеры и разбрасывают по сцене пластинки, из которых звучит музыка разных времен и различных стран. Летят желтые перчатки, люди строят Вавилонскую башню. И опять подвергаются каре! А потом...потом - греческий замок? Подпись: "Ясная пАляна". Через маленькую дверь выходит большой бородатый Толстой. Со словами "Нельзя так жить" он подходит к рельсам. И как собственная героиня, ложится в гроб. Появляются мужчины, женщины, дети, экскурсоводы. Они ступают по Ясной Поляне. Гроб писателя уносят. Потом - Гоголь. Сжигает. Мы перемещаемся в СССР. Снег. Шапки-ушанки. Ракеты. Дети играют в снежки. Лепят снеговика. Из снеговика рождается ребенок. Пространство меняется-теперь мы прослеживаем жизнь человека. Ребенок-девочка. Кормится, плачет, заставляет собой любоваться. Девочка растет. Выбирает профессию. Скрипачка? Балерина! Девочка садится на велосипед, держится за руки мамы и папы. Души мамы и папы взлетают на небо. Девушка выходит замуж. За кавказца с орденами. Кавказец-Лермонтов. Аналогию проводите сами, у меня не выходит. На свадьбе режут барашка. Кто-то из гостей пляшет. После смерти баращка - жизнь. Жизнь того, кто танцует. Повзрослевшая девочка читает молитвы. Читает и возносится. В рай. Из которого изгнали Адама и Еву, из которого в конце жизни и девятнадцатого века бежал Толстой. Девочку там встретят. Демон? А может, тот, кто присутствует в театральном пространстве Дмитрия Крымова, но не называется? У Крымова вообще никто не называется. Здесь - только образ, только звук, только свет. Проникновение в душу без объяснений. Конструктор: "Подумай о себе, ассоциируй свой мир по тем предметам, которые я тебе разбросал". Подумала, спасибо. Нужен ли такой театр? Мне - нужен. И всем этим восхищенным ребятам в зрительном зале-кажется, тоже.
от 16 июня 2011
Школа драматического искусства
Смотрела спектакль давно... Впечатление до сих пор очень сильное! Помню после спектакля стояли и очень долго обсуждали, говорили, говорили... А не это ли главное - пробудить в зрителях желание говорить???!! Хотела пригласить на спектакль своих друзей - как подарок, а но не идет!!!??? Как же так???
от 19 мая 2011
Школа драматического искусства
Про этого спектакль нельзя писать, его надо смотреть и точка. Все то, что скрыто за лермонтовскими строками, сумел вытащить и показать гениальный Дмитрий Крымов. Спектакль играет неожиданными красками, яркими метафорами и оригинальными зрительными образами. Каждую секунду зрителю предлагается новая "загадка" по мотивам классических строк... Смотреть такие постановки - одно сплошное удовольствие!
от 8 апреля 2011
Школа драматического искусства
Я смотрела этот спектакль относительно давно, но с уверенностью могу сказать что это самое потрясающее из того, что я видела за последнее время. Сходите обязательно, вы не пожалеете. Это потрясающее зрелище !!!

Спектакли с высоким рейтингом Школа драматического искусства

Самые обсуждаемые спектакли Школа драматического искусства