Сорок первый Москва / Московский Губернский театр Мало оценок 5 оценок 5 отзывов Сорок первый Мало оценок 5 оценки Москва / Московский Губернский театр 5 Отзывов Премьеры Купить билеты Отзывы: Оставить отзыв Оставить отзыв Ваша оценка: ★ ★ ★ ★ ★ Отправить ОЛЬГА СОРОКИНА от 2 апреля 2023 Московский Губернский театр afisha.ru/performance/262639/ Для меня в этом спектакле совпало всё. И пьеса, и режиссёр, и актёрский состав, и формат. Малая сцена, минимум декораций, яркие детали и точные акценты - всё, как я люблю. Начну с режиссёра. Иван Пачин - в последнее время ежегодный лауреат всероссийских театральных конкурсов, что уже подтверждает его безусловный режиссёрский талант. Ну, а для меня немаловажный факт в том, что Иван Пачин один из учеников Римаса Туминаса. И конечно, познакомиться с его новой работой лично мне было очень любопытно. Что ж. Не разочаровал! Наоборот. Я теперь буду с нетерпением ждать новые спектакли. Надеюсь, его сотрудничество с МГТ продолжится. "Сорок первый" - получился очень динамичным, хлёстким, ёмким и многоплановым спектаклем, с одной стороны вскрывающим огромный пласт в истории нашей страны, а с другой серьёзную тему межличностных отношений. Удивительно, как всего за 1,5 часа можно дать столько тем для размышлений, что хватит на неделю, и даже не на одну. Свою повесть Борис Лавренев написал в 1924 году, практически сразу после Гражданской войны, и действие происходит именно во время этой войны. Войны за власть внутри страны, войны бессмысленной и беспощадной, войны по сути между разными социальными группами. Белыми и красными. И как же хорошо и правильно обозначена в спектакле сама война. Фоном, вспышками, штрихами. Сцена, в которой огонь ведут красные, а Марютка хладнокровно ведёт свой кровавый подсчёт убитых лично ею врагов, сменяется картиной боевых позиций белых, где уже с этой стороны вовсю строчит пулемётчик. А чего стоят яркие моменты общения комиссара Евсюкова с местным населением! Действие, кстати, происходит в Средней Азии. Так что колорит в виде ковров, плова и верблюдов - одно из украшений спектакля. Но главное происходит на необитаемом острове посреди окружённого пустыней Арала, когда-то славившегося удивительной синью своих вод. И на острове двое. Он и Она. По иронии судьбы два непримиримых классовых врага. Он - поручик белой армии Вадим Говоруха-Отрок (Антон Соколов), каждый жест, каждое слово которого подчёркивают его происхождение, высокий уровень образования и благородство. Она - сирота из бедной астраханской деревушки по имени Марютка (Ирина Токмакова), нелепая и наивная, необразованная, но испытывающая безусловную тягу с прекрасному и пишущая революционные стихи девушка, по велению судьбы ставшая снайпером, на счету которой уже сорок убитых классовых врагов. А поручик должен стать сорок первым. Но с ним с самого начала всё пошло не так. И вот на острове как бы вопреки судьбе и времени рождается ЛЮБОВЬ между людьми, которые в обычной жизни не только вряд ли полюбили бы друг друга, но и даже встретились бы вряд ли. Рождение этой любви показано в спектакле с помощью пластического этюда. Браво хореографу Елене Борисовой! Я ловила буквально каждое движение! Очень, очень красиво! Безусловно, каждого в этом спектакле зацепит что-то своё, но в этом и ценность. Неоспоримо лишь то, что невозможно остаться равнодушным как к самой истории, так и её финалу. Сходите! Екатерина Урзова от 28 марта 2023 Московский Губернский театр afisha.ru/performance/262639/ Мне понравилось. У режиссера Ивана Пачина стояла безумно сложная задача: сделать так, чтобы спектакль не был похож на фильм. Он справился и тем интереснее было смотреть постановку. В кинокартине Чухрая упор сделан на реализм и революционный романтизм, в спектакле Пачина - на текст и традиции театра 20-х годов (как я понимаю). Поэтому в постановке некоторые отрывки читает "автор", а персонажи в первой части очень похожи на героев театра буфф. И белый офицер с веревочными усами, и картонные верблюды, и шаржированные работники редакции, - все это указывает на гротеск, так популярный век назад. Но во второй части спектакля наступает время лирики. Юные герои прекрасны в своей нежданной любви. Марютка (Дарья Рябцева) кажется поначалу неуклюжей и неловкой в огромном ватнике и штанах не по размеру. Она становится нежной и хрупкой, впервые полюбив и впервые оказавшись наедине с самой собой. Говоруха-Отрок (И. Соколов) мне поначалу жутко не понравился. Ну просто очень. Надутый упитанный индюк, разговаривающий сквозь зубы, да еще с французским прононсом. Потом я поняла, что это не баг, а фича. То есть, тут показано, как классовый враг (белая кость, голубая кровь) становится человеком. Мне больше нравится образ, созданный Олегом Стриженовым. Его Говорухой-Отроком можно любоваться с самого начала, он сразу показан сильным, красивым, умным человеком. Но персонаж из спектакля тоже имеет право на существование. Евсюков (С. Медведев) был хорош, вот прям то, что нужно. И спасибо, что он был именно малиновым, в фильме этот акцент делать не стали, а зря. Остальных персонажей (автор, сотрудники редакции, красноармейцы, киргизы) играли три актера (А. Веретин, С. Ренсевич и Е. Сыркин). Вот где можно было наблюдать чудеса перевоплощения! С костюмами, за который отвечала О. Галицкая, в спектакле все в порядке. Они стилизованы, но в театре это нормально, это не жизнь и не кино. Главное, что они раскрывают сущность персонажей. Но есть исключение, причем опять не повезло Говорухе-Отроку. Белая цивильная рубаха с запонками, мешковатые штаны, широкая куртка, гражданская шляпа и пелерина ну никак не могут считаться офицерским мундиром, даже если иметь в виду театральную условность. Минусы. Я книгу читала. Поэтому явление мертвецов на заднем плане у меня удивления не вызвало. Но то, что это сон Марютки, несведущие зрители не поймут, я думаю. Резюме: я очень хотела посмотреть спектакль (потому что люблю книгу) и очень боялась, что он мне не понравится (по той же причине). Мои опасения не оправдались, постановка хороша. Но сцену с утопленниками я бы убрала, а костюм Говорухе-Отроку поменяла бы. Маша Абдулина от 28 марта 2023 Московский Губернский театр afisha.ru/performance/262639/ Несколько дней назад побывала на пресс-показе одноимённого спектакля в Московском Губернском Театре. Произведение читала достаточно давно, но хорошо помню сюжет и героев. Помню искреннюю, непосредственную Марютку, её пылкость, рвение бороться за идею, её желание выразить через стихи всё, чем она живёт, а это - Ленин, революция, победа народа, классовая справедливость. У молодой актрисы Ирины Токмаковой очень точно получилось попасть в образ. Её непосредственная Марютка вызывает симпатию и в то же время сочувствие: будь Марютка взрослее и опытнее, то, возможно, и финал был бы немного другой, кто знает? Интеллигентный Говоруха-Отрок у Антона Соколова получился несколько высокомерным, но позже он раскрывается как искренний человек со своими слабостями. Декорации достаточно лаконичны, но в то же время символичны и выразительны. Так синее полотно занавеса это и море, и редкий цвет глаз Говорухи-Отрока, синеглазенького, как называет его Марютка. Очень понравилась игра с пространством и плоскостью. Порой происходящее концентрируется в пространстве деревянной рамы, порой перемещается в вертикальную плоскость — и тогда неясно, где верх и где низ. Мне такой ход показался достаточно интересным. Я преднамеренно не касаюсь сюжета. Спектакль можно смотреть даже не будучи знакомым с первоисточником, так как постановка максимально к нему близка. Но после просмотра всё же стоит прочитать это совсем не большое по объему произведение. Спектакль интересный, глубокий. Он поднимет множество разных проблем: любви и чувства долга, взаимоотношение людей разных классов и уровня культуры, частности и совести и тд Мария Абдулина от 28 марта 2023 Московский Губернский театр afisha.yandex.ru/moscow/theatre_show/sorok-pervyy Несколько дней назад побывала на пресс-показе этого спектакля в Московском Губернском Театре. Произведение читала достаточно давно, но хорошо помню сюжет и героев. Помню искреннюю, непосредственную Марютку, её пылкость, рвение бороться за идею, её желание выразить через стихи всё, чем она живёт, а это - Ленин, революция, победа народа, классовая справедливость. У молодой актрисы Ирины Токмаковой очень точно получилось попасть в образ. Её непосредственная Марютка вызывает симпатию и в то же время сочувствие: будь Марютка взрослее и опытнее, то, возможно, и финал был бы немного другой, кто знает? Интеллигентный Говоруха-Отрок у Антона Соколова получился несколько высокомерным, но позже он раскрывается как искренний человек со своими слабостями. Декорации достаточно лаконичны, но в то же время символичны и выразительны. Так синее полотно занавеса это и море, и редкий цвет глаз Говорухи-Отрока, синеглазенького, как называет его Марютка. Очень понравилась игра с пространством и плоскостью. Порой происходящее концентрируется в пространстве деревянной рамы, порой перемещается в вертикальную плоскость — и тогда неясно, где верх и где низ. Мне такой ход показался достаточно интересным. Я преднамеренно не касаюсь сюжета. Спектакль можно смотреть даже не будучи знакомым с первоисточником, так как постановка максимально к нему близка. Но после просмотра всё же стоит прочитать это совсем не большое по объему произведение. Спектакль интересный, глубокий. Он поднимет множество разных проблем: любви и чувства долга, взаимоотношение людей разных классов и уровня культуры, частности и совести и тд Пользователь Афиши №5216277 от 27 марта 2023 Московский Губернский театр afisha.ru/performance/262639/ Тоненькая девочка в кирзовых сапогах, ватнике и галифе с винтовкой наперевес ведет через пустыню пленного белогвардейского поручика. Поразительно, какая она хрупкая с виду, но внутри этой хрупкой оболочки прячется стальной характер. Главная героиня спектакля Московского Губернского театра "Сорок первый", поставленного по известной повести Бориса Лавренёва - образец непосредственности, наивной веры и почти детского восторженного отношения к борьбе за светлое будущее для всего человечества. В ней невероятным образом соединяются мгновенный порыв и огромное упорство. В один миг бросает она чистку рыбы и идет наравне с мужчинами сражаться за революцию. Стреляет без промаха и ведет строгий учет подстреленным ею белым офицерам. В перерывах между сражениями пишет совершенно бездарные, но очень искренние стихи про Ленина, народное счастье и суровую борьбу из серии "смело мы в бой пойдем за власть советов и как один умрем в борьбе за это", но рифмы с безграмотной девчонкой не дружат, не умеет она выразить словами стихию чувств, ее обуревающих. Да, такая Марютка рушит все мои сложившиеся стереотипы! Очень хорошо помню знаменитый фильм Григория Чухрая 1956 года. Статная красавица Изольда Извицкая не имеет ничего общего с этим полоуребенком в галифе. Но, честное слово, мне такая Марютка в исполнении молодой талантливой актрисы Ирины Токмаковой гораздо ближе, у меня к ней по ходу действия возникает какая-то острая жалость, хотя и ругается она как сапожник(выражение "рыбья холера" надо бы взять на вооружение), груба, неотесана, но сколько же в этом тщедушном тельце нерастраченной любви и ожидания счастья! Жалость моя понятна, я же помню финал этой известной истории о том, как ее первая любовь оборвется от ее же собственного меткого выстрела. Я тут, грешным делом, думала, что сюжет прозы Лавренёва или хотя бы фильма Чухрая всем известен. Оказалось, нет. Более молодому поколению приходится объяснять, что речь идет вовсе не о Великой Отечественной войне, а о Гражданской. Исполнители главных ролей, скажу по секрету, тоже ознакомились с материалом перед самым началом репетиций. Но может оно и к лучшему? Другое поколение, другие взгляды, и от этого, мне кажется, спектакль только выиграл. Режиссер Иван Пачин, у которого за плечами постановки для множества детских и юношеских театров страны, как никто другой понимает, какая должна быть подача у такого серьезного драматичного сюжета, чтобы произвести впечатление на современных молодых людей, для которых события "той единственной Гражданской" нечто примерно такое же отдаленное, как, скажем, Куликовская битва. И он замечательно снимает весь излишний пафос, присущий советскому прочтению повести, выводя на первый план трогательность истории первой любви красноармейки Марютки и поручика белой армии Вадима Говорухи-Отрока. Очень правильное, на мой взгляд, решение оставить в спектакле кусочки Лавренёвского текста. Произносящий их от автора Алексей Веретин словно становится невольным свидетелем разворачивающейся на его глазах драмы. И еще мне невозможно нравится поэтичное сравнение исполнителя роли поручика Вадима Говорухи-Отрока Антона Соколова о языке повести Лавренёва: "Словно русский узор на морозном стекле". И действительно, выразительная колоритность героев, описание степных, пустынных и морских пейзажей, драматизм событий и человеческая трагедия буквально выплескиваются на сцену через авторский текст. Чего только стоит описание малинового кожана несгибаемого комиссара Евсюкова(Сергей Медведев), отдавшего Марютке роковой приказ довести пленного до своих, а белым живым не сдавать! Некоторая гротескность персонажей спектакля и тонкий юмор тоже отлично работают на общее благо. А еще режиссер и его замечательная команда придумали ярчайшую образную сценографию, в которой всё немного похоже на кукольный театр, а герои немного марионетки, но при этом совершенно живые, понятные и близкие. Иногда происходящее на сцене ограничивается рамой, в замкнутом пространстве которой движутся герои, иногда поверхности путают вертикаль с горизонталью, и мы видим происходящее совершенно в иной плоскости. Строгают ли герои деревянную рыбу или расставляют по сцене деревянных верблюдов, эта чудесная игра предметов, света и теней вызывает неизменный восторг. Розовый куст, как по волшебству появившийся в мрачноватом островном пейзаже, становится символом расцветающей на заброшенном острове в Аральском море первой любви, а синева и бархат занавеса - одновременно особая синь морской воды и синева глаз главного героя. Обожаю такую игру фантазии на сцене. И, заметьте, при этом актерская игра вовсе не прячется за спецэффектами. Насколько же органично исполнители главных героев проходят через все стадии развития отношений от изначального взаимного классового неприятия, затем постепенного узнавания, заботы, симпатии и до неодолимой силы, с которой их начинает тянуть друг к другу, ссор на политической почве, диаметральной противоположности взглядов, разрыва и снова примирения. Никто не знает, могло ли быть у них будущее в другой, мирной жизни, скорее всего нет. Но момент абсолютного счастья на этом богом забытом острове у них все же случился. И приближение роковой лодки с белогвардейцами на борту, к сожалению, не оставило Марютке надежды ни на какое будущее счастье. Ее революционное сознание убило собственное чувство. Вадим стал ее сорок первым удачным выстрелом, но при этом навечно остался для нее первым. Ну и мое вам искренне-зазывальное: Премьерные спектакли на малой сцене Московского Губернского театра состоялись, реакцию руководителя театра Сергея Безрукова - "роскошный спектакль" мы уже знаем. И тут я с ним абсолютно согласна. Ну просто на все сто!