Лавр. Житие в клеймах

Лавр. Житие в клеймах

1.3
6 оценок
отзывов
Отзывы:

Оставить отзыв

  • Ваша оценка:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
от 13 мая 2021
МХАТ им. Горького
Бич нашего времени - стремительно и дурно поставленные спектакли и дурно созданные экранизации по хорошим, казалось бы, произведениям современных авторов. Когда на передний план выходит чисто коммерческий интерес или режиссёрские амбиции, под соусом высокого искусства зрителю подсовываются откровенные пустышки, и лишь те, кто имеет самоуважение и работающую душу, могут позволить себе покинуть зал, не дожидаясь финала этих мистификаций ... Таковым, к сожалению, является спектакль «Лавр» на сцене МХАТа имени Горького, поставленный его художественным руководителем Эдуардом Бояковым. Авторы инсценировки (Э. Бояков и А. Зензинов) решили поступиться основным законом этого жанра - переводом художественной прозы (одноимённого романа-жития Евгения Водолазкина «Лавр») на язык театра, отчего спектакль не стал самостоятельным произведением, а приобрел вид плохой иллюстрации, из которой не только ускользнул изначально заложенный автором книги смысл, но и в целом - безвозвратно ушло всё духовное. Народный артист Дмитрий Певцов в роли рассказчика (он же Амвросий, он же Лавр) поражает полнейшей отстранённостью от общего действия, ужасной дикцией (чего за ним ранее замечено не было), и плохо выученным текстом. Он откровенно скучает, и часто и нелепо оговаривается, что уже становится похоже не на случайность, а на систему. А мы-то его любим по старой памяти, он же наш прославленный Резанов... а теперь такое вот неприкрытое «авось»... Евгений Кананыхин (Рукинец и Устин) выбрал обратное изначальной сути героя поведение - истеричное до такой степени, что все самые проникновенные и интимные моменты, превратились в гротеск, не позволяющий передать саму суть определяющих изначальное произведение духовных моментов. Читала рецензии, многие ему это прощают, говорят парень только ищет себя... Главное, чтобы в конце концов нашёл, а то вряд ли спектакль в ближайшее время с репертуара снимут. Никита Кошеваров, исполняющий роль отрока Арсения, роняет весь спектакль до уровня школьного драмкружка, но при всем при этом, к нему меньше всего вопросов, так как на общем фоне, где дурно практически всё, он по крайней мере старается, но вопрос: почему режиссёр-постановщик не объяснил юному актёру, что играть следует «на партнёра», а не на «зал», остаётся открытым. Ну и далее по списку: отвратительный звук, скудность сценографии (если, конечно, не считать под сценографией «свет выключили-сцену сменили-свет включили»), не всегда оправданные декорации, хотя, стоит сказать, тут уж вложились-так вложились, даже на лифт потратились и на зрелищную мультимедийную поддержку... но при всём при этом, Станиславский дремлет.. И даже синий неон, который вот-вот, соединив ячейки, крест животворящий очертит (привет «Новому Папе» Паоло Соррентино) не спасает ситуацию... Парадокс заключается в том, что если, читая книгу, вы каждую страницу окропили слезами, то в случае с постановкой - вам захочется смеяться вслух на каждой сцене, только вот смех этот будет - сквозь слёзы. По итогу, для меня остаётся очень много открытых вопросов, и главные из них: почему из зрителя делают дураков; почему сам зритель это терпит, что откровенно думает об этом всём автор книги, и кто рискнёт открыто заявить, что король-то голый!.. Уверена, что в данный момент времени моё мнение не совпадёт с мнением большинства, но этого и не требуется. Буду рада, если мой отзыв поможет хоть одному небезразличному к себе и всему происходящему вокруг человеку сделать свой Выбор. Аминь.
от 13 мая 2021
МХАТ им. Горького
Складывается впечатление, что все положительные отзывы на этот "спектакль", а точнее светомузыкальное шок - написаны пиарщиками "худрука"-боякова? "Лавр" боякова - ужасающе бездарная вещь, которую с помпой рекламируют, вкачивая в рекламу чудовищные деньги. На поверку - это просто ЧУШЬ. Пиарщищки сделали очень красочные фотографии, а на самом деле на пустой сцене стоит железная коробка, на которую проецируют картинки! Никаких декораций практически нет! Актеры говорят с микрофонами, а не голосами, ноют, водят какие-то хороводы. Сам спектакль такое впечатление, что отражает чаяния боякова: основное внимание посвящено теме поллюций мальчика, а также теме мытья мужских половых органов. Но не обольщайтесь: половые органы показывать не будут, но весь "спектакль" будет пронизан этой мерзостью. Самое главное, что зрители уходили с этого спектакля громко хлопая креслами прямо во время действия! Чудовищно жалко потраченных денег! Вечер испорчен капитально! Не вздумайте ходить!
от 18 апреля 2021
МХАТ им. Горького
Я давно уже не видела спектаклей такого уровня! Подобный восторг испытывала в 80х на знаменитых спектаклях театра Моссовета, Маяковки... Немного лукавлю, мне и сегодня нравится многое у вахтанговцев.... Но Лавр! Вообще не представляла, как можно перенести его на сцену.... Потрясающие решения, сценография, да и постановка в целом! Надо видеть, надо слышать! Действительно пробуждает все чувства, даже шестое....
от 28 января 2021
МХАТ им. Горького
Не покидала мысль во время спектакля, что сейчас закончится этот невнятный, с плохим звуком (микрофоны не отлажены), речитатив и начнут играть и проживать образы. Но нет, «аудиокнига» с картинками так и продолжалась до финала.
от 19 декабря 2020
МХАТ им. Горького
Что нужно было народу во все времена (особенно трудные, каким стал для всего мира 2020)? «Хлеб и зрелища». И вот художественный руководитель. МХАТ им. М. Горького Эдуард Бояков решил удовлетворить одно из чаяний народа, представив на его суд грандиозную постановку по культовому роману Евгения Водолазкина «Лавр». И суд народный был весьма бурным и не всегда справедливым. Что ж, критиковать (читай – ломать), как известно, значительно легче, чем делать (читай - строить). Меня же спектакль просто потряс! Лавра я читала несколько лет назад, перед походом на дипломный спектакль Женовачей а ГИТИСе. И решила даже освежить его в памяти, прочитав накануне спектакля в МХАТе краткое содержание романа. И мучил меня всю дорогу в театр вопрос - как же здесь подошли к такому, совершенно непригодному для сцены, произведению? А «ларчик открывался просто» - Эдуард Бояков показал зрителям красивую и очень масштабную иллюстрацию отдельных страниц романа, сделав главным действующим лицом своего спектакля рассказчика и с этой ролью блестяще справился народный артист России Дмитрий Певцов (справедливости ради стоит заметить, что и другие действующие лица, по мере исчезновения из действия, становились рассказчиками). Впечатляющая, совершенно грандиозная по своему размаху, сценография! Актерские работы все очень достойные, включая Леонида Якубовича, который̆ из шоумена превратился здесь в старца Никандра. Леонид Аркадьевич сказал в одном из интервью, что прекрасно понимает, для чего его пригласили в спектакль, но его так захватило, что он старался выполнять все указания режиссера и сам удивился, что говорил роль практически не своим голосом. Чудесный, такой светлый мальчик играет Арсения в детстве (отрок Арсений) - Никита Кашеваров. Понравился и Евгений Кананыхин, только недавно пришедший в труппу МХАТ – все его интонации, на мой взгляд, были абсолютно верные и, что важно, он не переигрывал (Рукинец, он же Устин). Прекрасная Алиса Гребенщикова (Устинья)… Как всегда трогательная Елена Корабельникова в небольших ролях Ксении и Александры из сна Арсения. Ну и, разумеется, Дмитрий Певцов – Амвросий, затем Лавр – здесь просто нет слов, чтобы описать, как гармонично он смотрелся в этой роли, как будто специально для него написанной. Отдельно стоит отметить потрясающее музыкальное сопровождение, в значительной степени «сделавшее спектакль»!!! «На сцене - известнейшая исполнительница старинной музыки и фольклора Варвара Котова с гуслями и колесной лирой, перкуссионист-мультиинструменталист Петр Главатских и один из лучших бас-гитаристов России Сергей Калачёв Гребстель». С творчеством Варвары Котовой я не знакома и ничего подобного ранее, к сожалению, не слышала. А еще, как отметил сам автор романа Евгений Водолазкин, этот спектакль «воздействует на шестое чувство, которое называется душой». И, хочу я вам сказать, что мхатовский «Лавр» настолько сильно затронул «струны моей души», что не отпускает вот уже две недели!!! Страшно даже подумать, какой титанический труд был проделан всей постановочной командой! Но игра «стоила свеч»! Зрелище получилось просто завораживающее! Житие, поставленное на сцене, три с половиной часа держит внимание даже неподготовленного зрителя. Посмотреть спектакль, однозначно, советую, при этом не стоит надеяться, что вы увидите философское прочтение романа. Эдуард Бояков, я полагаю, такой задачи перед собой и не ставил.
от 15 декабря 2020
МХАТ им. Горького
Виталий Есть мнение, что русское православие — это та сила, которая может “консолидировать общество”. Да будет так! Но для этого православие должно измениться. Ведь не хотим же мы вернуться обратно в новое “средневековье”! Внедрение в менталитет общества основополагающих мировоззренческих знаний о смысле наших жизней и правильных взаимоотношениях человека с окружающим его миром, включая Бога, и работу с духовным сердцем, в том числе, помогли бы значительно снизить уровни агрессивности, преступности, наркоманий, самоубийств, заболеваемости (как соматической, так и психической). Ведь, в частности, если нет такого понимания, то естественным доминирующим стимулом к поступкам большинства людей оказывается всего лишь примитивный эгоизм. Именно отсюда проистекают корыстные мотивы наибольшего числа самых разнообразных преступлений: взяточничества, вымогательств, разбоя и воровства, изнасилований и т.д. С точки зрения Бога, люди, ради их правильного эволюционирования, — должны учиться жить не ради себя, но ради блага других людей, ради Бога. Пример того, как это должно быть, показал нам Своей земной жизнью Иисус Христос. Что же касается так сказать «прикладных» аспектов духовного знания, то ведь ясно, что здоровье нации достигается не только через физкультуру и спорт. Но гораздо важнее — понимание массами людей смысла их жизней на Земле, а также обладание знанием о методах его реализации. Одним из таких методов является искусство психической саморегуляции через “раскрытие” и дальнейшее развитие духовного сердца. Что делать каждому? Что бы ни решали политики, как бы ни разворачивалась ситуация, — но каждому лучше быстрее начать преображение себя. Сначала изучим всё то важнейшее, что говорил людям Бог и то, что говорили о Боге лучшие люди Земли. Затем избавимся от всех дурных привычек: курения, употребления алкоголя и другой “дури”, приведём в соответствие с этическими и медицинскими нормами своё питание (оно должно быть безубойным). Этически значимые ошибки своего прошлого надо подвергнуть анализу, искренне раскаяться во всех тех своих поступках, где мы причинили комуто боль и прочие неприятности или кому-то не помогли, хотя должны были это сделать. Это и будет покаянием пред Богом. А смысл его — избавиться от пороков, взрастить в себе недостающие положительные качества и научиться больше не грешить. Поймём, что Бог воспринимает в любой момент любую мысль каждого человека. И, чтобы донести её до Бога, — вовсе не нужны ни посредники, ни специальные ритуалы. Начнём приучать себя к направлению своих “глаз души” — к Богу. Это достигается размышлением о Боге и обращениями к Нему.

Еще спектакли этого театра