Лавр. Житие в клеймах

Лавр. Житие в клеймах

1.9
2 оценки
отзыва
Отзывы:

Оставить отзыв

  • Ваша оценка:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
от 19 декабря 2020
МХАТ им. Горького
Что нужно было народу во все времена (особенно трудные, каким стал для всего мира 2020)? «Хлеб и зрелища». И вот художественный руководитель. МХАТ им. М. Горького Эдуард Бояков решил удовлетворить одно из чаяний народа, представив на его суд грандиозную постановку по культовому роману Евгения Водолазкина «Лавр». И суд народный был весьма бурным и не всегда справедливым. Что ж, критиковать (читай – ломать), как известно, значительно легче, чем делать (читай - строить). Меня же спектакль просто потряс! Лавра я читала несколько лет назад, перед походом на дипломный спектакль Женовачей а ГИТИСе. И решила даже освежить его в памяти, прочитав накануне спектакля в МХАТе краткое содержание романа. И мучил меня всю дорогу в театр вопрос - как же здесь подошли к такому, совершенно непригодному для сцены, произведению? А «ларчик открывался просто» - Эдуард Бояков показал зрителям красивую и очень масштабную иллюстрацию отдельных страниц романа, сделав главным действующим лицом своего спектакля рассказчика и с этой ролью блестяще справился народный артист России Дмитрий Певцов (справедливости ради стоит заметить, что и другие действующие лица, по мере исчезновения из действия, становились рассказчиками). Впечатляющая, совершенно грандиозная по своему размаху, сценография! Актерские работы все очень достойные, включая Леонида Якубовича, который̆ из шоумена превратился здесь в старца Никандра. Леонид Аркадьевич сказал в одном из интервью, что прекрасно понимает, для чего его пригласили в спектакль, но его так захватило, что он старался выполнять все указания режиссера и сам удивился, что говорил роль практически не своим голосом. Чудесный, такой светлый мальчик играет Арсения в детстве (отрок Арсений) - Никита Кашеваров. Понравился и Евгений Кананыхин, только недавно пришедший в труппу МХАТ – все его интонации, на мой взгляд, были абсолютно верные и, что важно, он не переигрывал (Рукинец, он же Устин). Прекрасная Алиса Гребенщикова (Устинья)… Как всегда трогательная Елена Корабельникова в небольших ролях Ксении и Александры из сна Арсения. Ну и, разумеется, Дмитрий Певцов – Амвросий, затем Лавр – здесь просто нет слов, чтобы описать, как гармонично он смотрелся в этой роли, как будто специально для него написанной. Отдельно стоит отметить потрясающее музыкальное сопровождение, в значительной степени «сделавшее спектакль»!!! «На сцене - известнейшая исполнительница старинной музыки и фольклора Варвара Котова с гуслями и колесной лирой, перкуссионист-мультиинструменталист Петр Главатских и один из лучших бас-гитаристов России Сергей Калачёв Гребстель». С творчеством Варвары Котовой я не знакома и ничего подобного ранее, к сожалению, не слышала. А еще, как отметил сам автор романа Евгений Водолазкин, этот спектакль «воздействует на шестое чувство, которое называется душой». И, хочу я вам сказать, что мхатовский «Лавр» настолько сильно затронул «струны моей души», что не отпускает вот уже две недели!!! Страшно даже подумать, какой титанический труд был проделан всей постановочной командой! Но игра «стоила свеч»! Зрелище получилось просто завораживающее! Житие, поставленное на сцене, три с половиной часа держит внимание даже неподготовленного зрителя. Посмотреть спектакль, однозначно, советую, при этом не стоит надеяться, что вы увидите философское прочтение романа. Эдуард Бояков, я полагаю, такой задачи перед собой и не ставил.
от 15 декабря 2020
МХАТ им. Горького
Виталий Есть мнение, что русское православие — это та сила, которая может “консолидировать общество”. Да будет так! Но для этого православие должно измениться. Ведь не хотим же мы вернуться обратно в новое “средневековье”! Внедрение в менталитет общества основополагающих мировоззренческих знаний о смысле наших жизней и правильных взаимоотношениях человека с окружающим его миром, включая Бога, и работу с духовным сердцем, в том числе, помогли бы значительно снизить уровни агрессивности, преступности, наркоманий, самоубийств, заболеваемости (как соматической, так и психической). Ведь, в частности, если нет такого понимания, то естественным доминирующим стимулом к поступкам большинства людей оказывается всего лишь примитивный эгоизм. Именно отсюда проистекают корыстные мотивы наибольшего числа самых разнообразных преступлений: взяточничества, вымогательств, разбоя и воровства, изнасилований и т.д. С точки зрения Бога, люди, ради их правильного эволюционирования, — должны учиться жить не ради себя, но ради блага других людей, ради Бога. Пример того, как это должно быть, показал нам Своей земной жизнью Иисус Христос. Что же касается так сказать «прикладных» аспектов духовного знания, то ведь ясно, что здоровье нации достигается не только через физкультуру и спорт. Но гораздо важнее — понимание массами людей смысла их жизней на Земле, а также обладание знанием о методах его реализации. Одним из таких методов является искусство психической саморегуляции через “раскрытие” и дальнейшее развитие духовного сердца. Что делать каждому? Что бы ни решали политики, как бы ни разворачивалась ситуация, — но каждому лучше быстрее начать преображение себя. Сначала изучим всё то важнейшее, что говорил людям Бог и то, что говорили о Боге лучшие люди Земли. Затем избавимся от всех дурных привычек: курения, употребления алкоголя и другой “дури”, приведём в соответствие с этическими и медицинскими нормами своё питание (оно должно быть безубойным). Этически значимые ошибки своего прошлого надо подвергнуть анализу, искренне раскаяться во всех тех своих поступках, где мы причинили комуто боль и прочие неприятности или кому-то не помогли, хотя должны были это сделать. Это и будет покаянием пред Богом. А смысл его — избавиться от пороков, взрастить в себе недостающие положительные качества и научиться больше не грешить. Поймём, что Бог воспринимает в любой момент любую мысль каждого человека. И, чтобы донести её до Бога, — вовсе не нужны ни посредники, ни специальные ритуалы. Начнём приучать себя к направлению своих “глаз души” — к Богу. Это достигается размышлением о Боге и обращениями к Нему.

Еще спектакли этого театра