Братья Карамазовы

Братья Карамазовы

3.1
10 оценок
отзывов
Купить билеты
Kassir
afisha
Отзывы:

Оставить отзыв

  • Ваша оценка:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
от 26 марта 2015
Театр «Мастерская»
Давно ждал новой попытки Козлова вернуть в театр философию Достоевского. Прошлый подобный опыт - «Идиот. Возвращение» - большая удача, обусловленная слиянием двух немаловажных факторов. Во-первых, «Мастерская» родилась под счастливой звездой: режиссёр смог получить в своё распоряжение блестящий коллектив из молодых артистов. Во-вторых, идея ограничиться переносом на сцену только лишь завязки романа сыграла решающую роль в создании атмосферы гипнотизирующей лёгкости и ненавязчивой глубины – спектакль полон действия, от которого невозможно оторваться, и при этом начисто лишён длиннот. В одну реку, однако, тяжело войти дважды: одна из самых ожидаемых премьер сезона разочаровала некоторыми актёрскими работами и рваным темпом повествования. Вряд ли стоит это скрывать: «Братья Карамазовы» - моя любимая художественная книга, готов согласиться с любыми обвинениями в завышенных требованиях. Мои бесчисленные попытки нарисовать в голове идеальную экранизацию или театральную постановку литературного шедевра всегда заканчивались ничем. Что именно из романа следует выкинуть, не потеряв при этом карамазовский дух? Как должны быть обыграны длинные беседы, даже внутри толстой книги многим кажущиеся чудовищно затянутыми, более того, ставящими под угрозу устойчивость конструкции романа? Тут может быть уместен подход Додина, решившего растянуть своих легендарных «Бесов» на целый день. Козлов решает, что пяти часов с двумя антрактами будет достаточно, отказываясь от опыта самой известной своей постановки. От этого новая работа мастера трещит по швам. Конечно, есть здесь и место для находчивости: быстрая смена эпизодов за счёт остроумного сценического решения с разделением места действия на три части работает безотказно. Пока с левой стороны сцены беседуют двое, с правой за шторой заготавливаются декорации для следующего диалога. «Лёгким движением руки» беседа завершается – одна занавеска задёрнута, другая открывает спрятанных за ней участников нового фрагмента драмы. Каждая секунда на вес золота. Остается, однако, пространство и для провала: многие колоссальные по силе воздействия пафосные монологи комично протараторены. Тотальная деконструкция и разрушение самой сути. Это, конечно, сугубо авторская позиция и осознанное решение, ведь главный роман Достоевского снискал дурную славу тяжёлой и утомительной книги «не для всех». Смелость в применении иронии, безотказно работавшая в «Идиоте», здесь обретают форму фиглярства. От меткой остроты до глупости путь короткий. Женские персонажи вызывают спектр эмоций от полной растерянности и смущения до раздражения и даже негодования. Вспоминая «Тихий Дон», затрудняюсь выделить кого-то из вчерашних студенток нового курса. О провальной актёрке, к счастью, говорить не приходится. Алексей Карамазов удачно воплощён на сцене Фёдором Климовым, чью следующую роль я жду с большим нетерпением, Антон Момот – блестящий Дмитрий, вновь показавший себя по-настоящему харизматичным и ярким артистом, игра Кирилла Кузнецова оставила приятное впечатление, но такая утончённо-интеллигентная трактовка образа Ивана кажется спорной. Глава семейства у Дмитрия Белякина излишне груб и взрывоопасен, а ведь Фёдор Павлович весьма жалкий тип. Через три недели после посещения «Мастерской» можно с уверенностью сказать, что послевкусие у спектакля слабое. Возвращаться к нему снова совершенно не хочется. Должно быть, этой работе Козлова предстоит встать в один ряд с крепкими середняками, привлекающих зрителей в театр, прежде всего, названием.
от 3 марта 2015
Театр «Мастерская»
Одна из трех известных постановок студентов выпуска 2014 года курса Григория Козлова, а ныне - артистов Санкт-Петербургского театра "Мастерская" под руководством, соответственно Г. Козлова. Рецензия далась непросто. Видимо сказалось влияние любимого моего Федора Михайловича, которого, мягко говоря, слегка упростили, но (и это главное!) не испортили. Это прекрасный спектакль в терминах выпускного курса студентов, лаконичная постановка истории трех братьев со всеми перипетиями. Актеры выполняют свои задачи, смотреть на них не просто приятно, а невероятно приятно! Они красивы, молоды, полны энтузиазма, харизматичны и заражают зал своей творческой энергией. Если Вам 25, Вы на "Вы" с Достоевским, но классику любите, а в театре Вам важны эмоции и красота - Вам определенно нужно на этот спектакль. Теперь, собственно, рецензия. Глубину образов Достоевского воспроизвести сложно и легко одновременно. В балете "Карамазовы" в постановке Бориса Яковлевича Эйфмана с помощью одной только волшебной хореографии они переданы в точности! Спектакль Козлова - это повествование, пересказ, кратное содержание того, что с братьями происходит. Можно не согласиться с трактовкой образа Дмитрия (ну не было у него чувства юмора, совсем), с выбранными монологами Ивана (с чего это он вдруг об этом?) - он гораздо более многогранен в книге. Не всегда чувствуется нерв, иногда мешает неровный темп происходящего, истерики прекрасны - но их можно иногда заглушать.. В спектакле затрагиваются все вопросы понемногу: сластолюбие (хотя на сцене это выглядит невинным романтизмом), ревность (очень громкая), мазохизм, столь свойственный героям ФМ, безнаказанность преступлений (урывками), самопожертвование (так, образ Алеши здесь канонически сложился, хорошая финальная сцена Дмитрия и Катерины), и т.д. и т.д... Религия - очень поверхностно, философия Ивана - очень поверхностно.. Т.е. складывается впечатление, что спектакль призван не утомить излишне зрителя глубиной эмоции, ведь, по традиции, длится он пять часов! И надо сказать, это действительно легкие пять часов. Страсти Достоевского могут изливаться дозированно и более логично, что-ли. Если взять тему братьев, или Карамазовых - то остальные персонажи могли бы носить чисто вспомогательный характер, а мировосприятие этих четырех можно бы и "препарировать".. Но здесь я углубляюсь в область предположений и советов. Хотелось бы от этого состава и этого театра получить абсолютно "авторский", оригинальный взгляд - осмысление такого великого материала. Более взрослого, да простят меня молодые актеры, которые еще технически не могу обладать познаниями в тех закоулках жизни, в которых существуют на сцене и рассказывают зрителю... Хотелось бы не столь буквальной внешней трактовки образов - но чтобы можно было "дойти до самой сути"... И) Если уж на сцене, пардон, публичный дом - не стоит его представлять в виде института благородных девиц (хотя, мне можно возразить, что последний не всегда благопристойней выглядит). Любитель романтики и красоты Г. Козлов - верен себе: девушки на сцене выглядят "сногсшибательно". Отдельное спасибо прекрасной Ольге Афанасьевой - она зажигает в каждой своей роли - большое удовольствие наблюдать за ней! Резюме. Для выпускного спектакля студентов - это 100% пятерка! Для уровня, на который претендует театр ("Это лучший театр в СПб", как я узнала из фразы на сайте "Мастерской") - это тройка! (Фраза вызвала чисто медицинский интерес). Тройку поставить - рука не поднялась, наверное визуальное приятное послевкусие - это тоже очень-очень важно. Ну и, само-собой, "прииски!" Выпуск Руслана Кудашова в качестве курсовой работы подарил БТК офигительный "Человеческий детеныш" - тому спектаклю все шесть поставить можно, однако! Там Маугли, а здесь - Карамазовы. За размах - четыре плюс.

Спектакли с высоким рейтингом Театр «Мастерская»

Самые обсуждаемые спектакли Театр «Мастерская»