Человеческое использование человеческих существ Москва / Электротеатр Станиславский Мало оценок 2 оценки 2 отзыва Человеческое использование человеческих существ Мало оценок 2 оценки Москва / Электротеатр Станиславский 2 Отзыва Купить билеты Отзывы: Оставить отзыв Оставить отзыв Ваша оценка: ★ ★ ★ ★ ★ Отправить strofa strofa от 26 июля 2015 Электротеатр Станиславский afisha.ru/performance/100732/ Почему мы смотрим одно и видим разное Спектакль ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ СУЩЕСТВ или Курс общей лингвистики РОМЕО КАСТЕЛЛУЧЧИ в Электротеатре СТАНИСЛАВСКИЙ Зрительский отзыв. Посмотрел три раза. Первый просмотр передал ощущение небывалой мощи, точности, отсутствие малейшего энтертеймента для зрителей. Просто беспощадное отсутствие упрощений.. Автор со зрителем на равных. Ничего не расшифровывает. Иди и смотри в общем.. :) И даже, так называемая программка к спектаклю про язык Generalissimo как филологический эксперимент, - воспринималась как псевдонаучная игра.. Ничего особо она не поясняет а наоборот прячет и дает пищу жаждущему объяснений, пониманий, обнаружения формата, радостей идентификации,- а!..вот это что,- уму… Но с помощью ума тут не разобраться. Я был бессилен :)) На мой зрительский опыт театральный,- в спектакле нет никаких зацепок, никаких, форматов которые бы сообщали под каким углом на это действо смотреть слушать переживать. Перфоманс Ромео чистый пример печального, оригинального и щемяще - поэтического высказывания о христианстве, о диалоге с традицией, трансцендентным ,- при полном отсутствии заимствований. Чистый пример гениального высказывания. Как маловер Петр отрекался от Учителя три раза, так и я этот крик своей души пытался опровергнуть раз за разом трижды, во время каждого из трех просмотров, и мне это не удалось, слава Богу :) Не удалось сделать скидку на эмоциональность восприятия и прочие случайные причины.. :). Прекрасное точное гениальное высказывание. Спасибо мастеру :) Но! Поскольку мою зрительскую крышу несколько клинило от эмоций, то стал разбираться почему случилось такое точное попадание в мое бедное постсоветское «я»..:) Несколько лет я был, конечно, информирован слухами летящими поперед батьки. Мне говорили эти слухи что Ромео гений еще в 2007 году, когда он пришел посмотреть спектакль Голем в ШДИ. Как так, почему гений,- было непонятно. Видео никаких поводов - шансов «прорубить» бедному Евгению, что к чему - не давало.. Потом, когда Ромео приехал репетировать в Москву, вышла пара его точных и задумчивых, как бы в себе, интервью, где он ухитрился не отвечать на дурацкие вопросы журналистов.. Или ли это были монологи? Но пел там мастер Ромео самозабвенно какую то свою, ни с чем не смешиваемую, не очень понятную, но близкую мне песню.. Это подкупало и делало его, в моих глазах, по крайней мере, гением чистого высказывание..:)) Ожидание встречи с чудесным с того времени осталось, видимо окрасило впечатление… Но не три раза же подряд:( Никогда не было и вот опять…:) Подкупили две вещи сразу. Во первых, это не театральный драматический спектакль, ничего особо не игралось, подчеркнута ткань медленного такого изображения, показа событий перфоманса.. Громогласный Христос, бородатый Лазарь (Иисус – Е.Сергеев, Лазарь – Д.Чеботарёв) просто обозначали действие без особых страстей, которые были бы ненатуральны с учетом их ролей… Ну как можно драматически сыграть, блин, Христа или оживающего покойника Лазаря без фейка??... Правильно, нужно дать зрителю представить самому как бы это происходило в его воображении.. И спектакль делает это такими точными, не аффектированными средствами, что его можно показывать как пособие адекватности обращения с метафизическим «контентом»..:)) Но при этом точность попадания в фантазию, мою,например, убийственная… В чем главная болевая точка современного, лишенного присутствие Бога в какой либо форме, сознания?Вопрос веры у лишенных метафизической целостности россияневропейцев и прочих греков сосредоточен в доказательствах.. Не может простая душа циника хоть двадцатого, хоть двадцать первого, хоть первого второго века христианской эпохи уверовать без доказательства, без чуда.. Римские телепузики требовали хлеба и зрелищ, телепузики постхристианские требуют чуда. И вот в центр перфоманса представлена коллизия возникновения такого чуда: оживление четыре дня как ушедшего в мир иной человека.. Причем, видно, что Лазарь не очень доверяет происходящему, не хочет оживляться, а потом, на глазах изумленной публики, что называется, в разгар птичьего общения с Богочеловеком на второй, кажется, версии разговора их наипростейшего языкаGeneralissimo, смиряется с оживлением и приобнимает Спасителя… А перед этом - делает шаг.. В смертных покровах.. Некоторые христианские комментаторы относят факт, приближения Лазаря своим ходом к Спасителю сквозь пелена, к чуду второго уровня.. на Языке христианских маловеров.:)) Во вторых, меня сразу сделала актуальным соучастником этого происходящего артзаговора, во всех смыслах, - простая деталь: декорация из картонных коробок. Не знаю, это по моему просто самое точное, что можно было сказать про наш век высоких технологий с точки зрения бросающейся в глаза его материальности. Красоты мира никуда не делись, но из того что создано людьми, - образ 21 века это конечно коробки и склады.. Как то получилось что это главная декорация конца 20 начала 21 века. Когда я подъезжаешь Парижу, Москве, Тайпею (перечисляю только что сам видел из окна автобуса) минут 30 нужно ехать вдоль длинных корпусов таможенных складов всяких Леруа Мерленов и Ашанов.. Мое сильнейшее переживание ничтожности человека связано, кроме войны с Украиной, с громадным складом конвертов на улице Электродной компании «Курт»: шестиэтажные стеллажи с картонными коробками конвертов.. Эхо, холодно, человек на погрузчике теряется в этом царстве картонного однообразия, которым украсил свою жизнь.. И продолжает украшать подьезды практически всех столиц мира.. И вот на этом фоне Кастеллуччи предлагает мистерию оживления Лазаря. Я сразу решил, что это про меня.. Ибо, если Гоподь явит чудо нам грешным, то придется ему явить его в донельзя простом ансамбле: на мусорной свалке из неубивавых пластиковых пакетов либо, если без запаха, то на контейнерном складе из таких коробок.. Еще одним якорем - крючком заставившим меня сделаться безоговорочной мишенью этого гениального перфоманса (это в третьих) были трубы Страшного Суда, конечно. Мои собственные трубы тоже имеют свою предысторию. Когда то прочел в повести Стругацких «Хромая Судьба» или в повести «Падший ангел» что ли, про писателя которому продали в пивной за трояк партитуру труб Страшного Суда. Меня это так «вштырило», в 70 годах.. В тексте: подлинное описание родного советского родного быта, невозможность того сего, безрадостная пивная, гастрономические оргии героев романа или повести по поводу получения продуктовых спецзаказов.. И вдруг, на этом фоне у абсолютных атеистов и физиков Стругацких,- вот эта вот несоветская партитура, библейский «аксессуар».. Не буду врать, я тогда видимо первый раз различил Ветхий завет как источник чего то небывалого с непостижимыми последствиями.. Может, в первый раз эти партитуры мне про Ветхий Завет что то попытались сказать, нечто постучалось вместе со Стругацкими в мою кособокую дверь… И я этот стук беззаветно нес через свою жизнь, и Ветхий Завет постепенно стал проявляться как град Китеж в моем ушибленном большевиками сознании.. Помню, прочел тогда для чего эти трубы будут использоваться я именно тогда … Я долго мучался после прочтение, воображал почему погиб композитор, которому , по сюжету повести такой же, как и я, советский маловер, передал на аттестацию, купленные ноты.. И вот я их услышал в перфомансе Кастеллуччи. Ревели и пели они так так, как только и могут петь трубы провожая в иной мир Спасителя в очередной раз,, добровольно отвергнутого человечеством. Как и можно провожать в иной мир великую душу.. Как то доносила эта прекрасная музыкальная вакханалия размеры и истинную ценность.. подзатертую и девальвированную всякими Гитлерамии Сталинами вкупе с Макиавелли человеческой души..:) Ни сюда мне теперь и ни туда, Я сегодня в подвале своём нашёл Партитуру Труб Страшного Суда*, Прочитал, сыграл и с ума сошёл. примерно так..:) ( стихи из сети анонимные) Я услышал заодно, как ревут букцины римских построений, шофары еврейских религиозных дискотек и прочие немыслимые звуки неведомых инструментов, которые я так никогда и не услышу, видимо, про которые только читал, но которые, мне персонально, теперь отдали вместе перфомансом Кастеллуччи ребятаТегина из PHURPA. Каждый раз они пели по разному. И это правильно. Потому что плач и оплакивание душ, простых истин, благих намерений, не могут быть записаны как саундтрек. Это извините, сиюминутная вещь. Между прочим, рассмотренная и обнаруженная Ромео в мире и России. (PHURPA сами по себе гастролируют давно, вот роскошное интервью, кстати, про них: http://www.colta.ru/articles/music_modern/7875 ...к спектаклю музыка не писалась) и просто вставленная в перфоманс. И важно в спектакле, что собственно и показывается: что делает с Христом четырехкратный диалог с Лазарем, Что делает с Лазарем диалог со Спасителем.. Что она делает с исполнителями этот древнейший в мире плач провожающий душу на очередной виток Сансары, как представляется.. И что это: очередной виток сансары для Христа.. В общем, много чего можно представить под эту далеко не симфоническую и не комплиментарную музыку..( Ребята ревут что то из традиции юндрун-бон.. Она точно адресована внутрь для тех кто ее поет, а не то, как она выглядит со стороны… Ничего специального, все естественно, точно выверено.. Автор только специально подумал, как, в какой последовательности это логоцентричное зрелище устроить … Такой рецепт был придуман: взять постхристианское сознание с мятущейся совестью, поместить в картонные коробки, снабдить диалогом Богочеловека с Лазарем и т.д. А так, ничего необычного.. Драматизма действия не было, говорят, в игре, это же перфоманс, но драматизм и еще какой сообщали инсталляция и воссоздание прямо перед внутренними глазами изумленной публики перфоманса, как христианской мистерии.. Как известно, этот древний секрет переделки личности в сущность утрачен, в ближайшем доступном приближении мы можем познакомиться с опытом мистерии только в лоне какой нибудь доступной религии или в театре устремляющемся к ней.. В творчестве Васильева и Юхананова, в частности… Рождественская мистерия это такая штука,которая была призвана рождать чувство сопереживания рождению Христа всякий раз когда она исполнялась.. Всякий раз.. Мне всегда казалось что это невозможно, какие кнопки она должна нажимать, что бы каждый раз возникало сопереживание?? «Человеческое использование человеческих существ»,- пример такого непретенционзного в постановочном смысле перфоманса постоянно нажимающего нужные кнопки в духовной организации зрителя и соучастника… То что зритель у Кастеллуччи только соучастник, а не потребитель какого то зрелища можно понять и по тому, что ему приходится участвовать в выносе тела Спасителя на плоскости - круге из благих намерений простейшего языка.. И по общей сообщающей что то интонации общем простом, незаигрывающего на на йоту, устройстве перфоманса. Отдельная важная часть спектакля игра в Простейший язык. По мне так это точнейший образ высказывания Спасителя к городу и миру: вставай Лазарь!( и мир заодно), живи жизнью вечной, не живи конечной,- и неперсонифицированый мир в большинстве своем,- не слышит , остается глух. Как апостол Петр отрекается любя..:)) ( Меньшинство, как раз услышало все. Есть свидетельства Августина Блаженного, апостола Павла, отца Антония Сурожского, Павла Флоренского и иже с ними :) И диалог повторяется четырежды все упрощающимися словами: Просьба восстать и жить жизнью вечной и стала основным переживанием и драматической коллизией перфоманса постепенно, в каждом опыте использования простейшего языка упрощаясь, упрощаясь, трансформируясь какую то в «собачью» перекличку позывных: Лазарь: - Метеор! …Метеор! Спаситель: - Агон!..Агон! …Блок!.... Апофема!!...Метеор!!... Агон!! Смысл происходящего не меняется, это мольба, требование, просьба и заклинание в одном лице, но меняется язык.. Я не знаю точного замысла этого упрощения у Кастелуччи. В моем восприятии это упрощение символизирует и собачью ломку языка в сети, и сплющивание представление цивилизации о самих себе, как о каком то объеме с глубиной, историей и отвественностью.. Изменяются представления о здоровье,лечении, об образовании.. Становятся возможным войны, - как продолжение телевизионного вещания, сетевого общения.. Язык забывает что культура это практика сложностей в понимании и выражениии и редуцируется до передачи просто эмоций но не смыслов.. Синдром Эллочки Щукиной завоевывает мир, если мы ему поддаемся и перестаем читать и думать самостоятетельно. Если нет времени на разговор , на общение как на высшую форму и возможнсть передачи смысла.. Судороги Лазаря это результат этой редукции языка, лишения сложных понятий. У меня половина однокурсников воюют в сети. Брат пошел на брата.. :) А ведь выпивали вместе, слушали курс русской литературы 19 века Эдуарда Григорьевича Бабаева … А о чем эта литература забыли… Демонстрация упрощения, редукции языка такую имеет в спектакле шокирующую силу. Это Праздник Непонимания какой то: человеческая речь превращается в словосочетания, потом в отдельные слова группы слов, просто слова, содержащие, впрочем цивилизационные коды: (второй уровень использования простейшего языка) Лазарь: - Последний! Ясмь! Государство! Ясмь! Соединение!! Спаситель: - Человек! Единения! Ясьм! Стоп! Наука! Реализм! Стоп! - Реализм! Ступня! Время!!Стоп! этот упрощенный до номинации, названия язык содержит в себе тот же диалог с которого началось действие, содержит как позвонки код больных мест цивилизации, но уже не в силах отдать сложность красоту и возможность совместного действия во Имя! Как и все, я раб лампы прошлого, заложник того что когда то видел.. Мне это отдалось финальной перекличкой из прекрасного фильма фильма Миндадзе и Абдрашитова « Парад планет» - Кустанай!! - Карабин!! И такая, я помню, звенящая пустота была в зале после этих позывных советских героев, мертвых при жизни, условно погибших на учениях после прямого попадания ракеты, и тем самых воскресших в новом ощущении себя, свободы, своего тела и правды в единении сдруг другом… Я слушал слова переклички Лазаря с Спасителем,- Последнее! Природа! Реализм! Вожделение! …в перфомансе Кастеллуччи, а слышал перекличку из этого фильма, открывшего, приоткрывшего, точнее советскому зрителю природу несоветских каких то истинных отношений, когда умирать нужно не только за советскую партию и советскую родину.. а лучше вообще не умирать, потому что подвиг одного это всегда преступлении другого чаще всего.:) Туда же перекличка позывных. Первый-первый, я второй,- из хрен знает каких анекдотов. И позывной Гагарина Кедр. И позывные первых советских космоперфомансов для всего мира: Беркут беркут я центр (позывной космонавта Поповича). Чайка! Чайка! я Центр (позывные космонавта Терешковой) И анекдоты про чукчу , который в полете Сокол ,а так,- чурка в космосе.. весь этот паноптикум упрощений от железобетонного словосочетания « партия и правительство» до « украинских жидофашистов» все это порождает в какой то неявной связи опыт использования простейшего языка Gentralissimo. Ромео по своим каким то поводам любит лошадей и они так или иначе присутствуют в его работах. Три раза меня буквально оторопь брала когда я слушал внезапно возникающее ржание и топот этих копыт невидимого всадника.. Апокалипсиса по видимому... Все три раза кнопка нажималась когда я это не ожидал, и все три раза с одинаковым эффектом мурашек по позвоночнику проходил этот «спецэффект» В спектакле много таких находок которые я не буду перечислять, оставлю это критикам, у меня все же рецензия в стиле «отзыв читателя» Послесловие: нашел в сети еще одного собрата по просмотру, (Наталья Шлемова, www.proza.ru2015 7201799 ) Цитирую: Метод Кастеллуччи я сформулировать не могу, я его там просто не увидела. Поток сознания. Но увидела одну большую претензию… на посвятительный ритуал. То, что это по сути своей Иконоборческий театр, я поняла. А дальше-то что?! Где новая Философия?! Ее нет. «Бесплодье умственного тупика», куда загнала нас технократия (если бы я в свое время не закончила одну очень серьезную профессиональную Эзотерическую духовную Школу в Москве, я бы по наивности подумала, что мне предъявляют эзотерическое откровение в художественной антиформе). Подмены всё это, суррогаты, симулякры постмодерна. У меня несколько другое впечатление от спектакляперфоманса, не знаю как точно.. Почему мы с предыдущим оратором смотрим одно, а видим разное??… Потому что мы разные, немного разный опыт, раздроблен культурный контекст советской эпохи, которые нас объединял, Но есть и еще причина…В том числе объясняющая пафос моего высказывания о спектакле «Человеческое использование человеческих существ» :) Лучшую ее формулировку я тут же нашел в интернете (а где же еще..:) в цитате неведомой мне дамы философа Клариссы Пинколы Эстесс из текста « Бегущая с волками» "Если вы хотите что-то погубить, проявляйте холодность. Как только чувства, мысли или действия замерзают, отношения становятся невозможными»… Добавим: ни с чем :) Боюсь, Кларисса писала о своем, о взаимоотношениях женщин с мужчинами, но и для наших целей цитата еще как работает…:) Фото иллюстрирующее рецензию спектакля Олимпии Орловой. https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=1160236567323256&id=100000107714263 Игорь калошин от 26 июля 2015 Электротеатр Станиславский afisha.ru/performance/100732/ Почему мы смотрим одно и видим разное Спектакль ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ СУЩЕСТВ или Курс общей лингвистики РОМЕО КАСТЕЛЛУЧЧИ в Электротеатре СТАНИСЛАВСКИЙ Зрительский отзыв. Посмотрел три раза. Первый просмотр передал ощущение небывалой мощи, точности, отсутствие малейшего энтертеймента для зрителей. Просто беспощадное отсутствие упрощений.. Автор со зрителем на равных. Ничего не расшифровывает. Иди и смотри в общем.. :) И даже, так называемая программка к спектаклю про язык Generalissimo как филологический эксперимент, - воспринималась как псевдонаучная игра.. Ничего особо она не поясняет а наоборот прячет и дает пищу жаждущему объяснений, пониманий, обнаружения формата, радостей идентификации,- а!..вот это что,- уму… Но с помощью ума тут не разобраться. Я был бессилен :)) На мой зрительский опыт театральный,- в спектакле нет никаких зацепок, никаких, форматов которые бы сообщали под каким углом на это действо смотреть слушать переживать. Перфоманс Ромео чистый пример печального, оригинального и щемяще - поэтического высказывания о христианстве, о диалоге с традицией, трансцендентным ,- при полном отсутствии заимствований. Чистый пример гениального высказывания. Как маловер Петр отрекался от Учителя три раза, так и я этот крик своей души пытался опровергнуть раз за разом трижды, во время каждого из трех просмотров, и мне это не удалось, слава Богу :) Не удалось сделать скидку на эмоциональность восприятия и прочие случайные причины.. :). Прекрасное точное гениальное высказывание. Спасибо мастеру :) Но! Поскольку мою зрительскую крышу несколько клинило от эмоций, то стал разбираться почему случилось такое точное попадание в мое бедное постсоветское «я»..:) Несколько лет я был, конечно, информирован слухами летящими поперед батьки. Мне говорили эти слухи что Ромео гений еще в 2007 году, когда он пришел посмотреть спектакль Голем в ШДИ. Как так, почему гений,- было непонятно. Видео никаких поводов - шансов «прорубить» бедному Евгению, что к чему - не давало.. Потом, когда Ромео приехал репетировать в Москву, вышла пара его точных и задумчивых, как бы в себе, интервью, где он ухитрился не отвечать на дурацкие вопросы журналистов.. Или ли это были монологи? Но пел там мастер Ромео самозабвенно какую то свою, ни с чем не смешиваемую, не очень понятную, но близкую мне песню.. Это подкупало и делало его, в моих глазах, по крайней мере, гением чистого высказывание..:)) Ожидание встречи с чудесным с того времени осталось, видимо окрасило впечатление… Но не три раза же подряд:( Никогда не было и вот опять…:) Подкупили две вещи сразу. Во первых, это не театральный драматический спектакль, ничего особо не игралось, подчеркнута ткань медленного такого изображения, показа событий перфоманса.. Громогласный Христос, бородатый Лазарь (Иисус – Е.Сергеев, Лазарь – Д.Чеботарёв) просто обозначали действие без особых страстей, которые были бы ненатуральны с учетом их ролей… Ну как можно драматически сыграть, блин, Христа или оживающего покойника Лазаря без фейка??... Правильно, нужно дать зрителю представить самому как бы это происходило в его воображении.. И спектакль делает это такими точными, не аффектированными средствами, что его можно показывать как пособие адекватности обращения с метафизическим «контентом»..:)) Но при этом точность попадания в фантазию, мою,например, убийственная… В чем главная болевая точка современного, лишенного присутствие Бога в какой либо форме, сознания?Вопрос веры у лишенных метафизической целостности россияневропейцев и прочих греков сосредоточен в доказательствах.. Не может простая душа циника хоть двадцатого, хоть двадцать первого, хоть первого второго века христианской эпохи уверовать без доказательства, без чуда.. Римские телепузики требовали хлеба и зрелищ, телепузики постхристианские требуют чуда. И вот в центр перфоманса представлена коллизия возникновения такого чуда: оживление четыре дня как ушедшего в мир иной человека.. Причем, видно, что Лазарь не очень доверяет происходящему, не хочет оживляться, а потом, на глазах изумленной публики, что называется, в разгар птичьего общения с Богочеловеком на второй, кажется, версии разговора их наипростейшего языкаGeneralissimo, смиряется с оживлением и приобнимает Спасителя… А перед этом - делает шаг.. В смертных покровах.. Некоторые христианские комментаторы относят факт, приближения Лазаря своим ходом к Спасителю сквозь пелена, к чуду второго уровня.. на Языке христианских маловеров.:)) Во вторых, меня сразу сделала актуальным соучастником этого происходящего артзаговора, во всех смыслах, - простая деталь: декорация из картонных коробок. Не знаю, это по моему просто самое точное, что можно было сказать про наш век высоких технологий с точки зрения бросающейся в глаза его материальности. Красоты мира никуда не делись, но из того что создано людьми, - образ 21 века это конечно коробки и склады.. Как то получилось что это главная декорация конца 20 начала 21 века. Когда я подъезжаешь Парижу, Москве, Тайпею (перечисляю только что сам видел из окна автобуса) минут 30 нужно ехать вдоль длинных корпусов таможенных складов всяких Леруа Мерленов и Ашанов.. Мое сильнейшее переживание ничтожности человека связано, кроме войны с Украиной, с громадным складом конвертов на улице Электродной компании «Курт»: шестиэтажные стеллажи с картонными коробками конвертов.. Эхо, холодно, человек на погрузчике теряется в этом царстве картонного однообразия, которым украсил свою жизнь.. И продолжает украшать подьезды практически всех столиц мира.. И вот на этом фоне Кастеллуччи предлагает мистерию оживления Лазаря. Я сразу решил, что это про меня.. Ибо, если Гоподь явит чудо нам грешным, то придется ему явить его в донельзя простом ансамбле: на мусорной свалке из неубивавых пластиковых пакетов либо, если без запаха, то на контейнерном складе из таких коробок.. Еще одним якорем - крючком заставившим меня сделаться безоговорочной мишенью этого гениального перфоманса (это в третьих) были трубы Страшного Суда, конечно. Мои собственные трубы тоже имеют свою предысторию. Когда то прочел в повести Стругацких «Хромая Судьба» или в повести «Падший ангел» что ли, про писателя которому продали в пивной за трояк партитуру труб Страшного Суда. Меня это так «вштырило», в 70 годах.. В тексте: подлинное описание родного советского родного быта, невозможность того сего, безрадостная пивная, гастрономические оргии героев романа или повести по поводу получения продуктовых спецзаказов.. И вдруг, на этом фоне у абсолютных атеистов и физиков Стругацких,- вот эта вот несоветская партитура, библейский «аксессуар».. Не буду врать, я тогда видимо первый раз различил Ветхий завет как источник чего то небывалого с непостижимыми последствиями.. Может, в первый раз эти партитуры мне про Ветхий Завет что то попытались сказать, нечто постучалось вместе со Стругацкими в мою кособокую дверь… И я этот стук беззаветно нес через свою жизнь, и Ветхий Завет постепенно стал проявляться как град Китеж в моем ушибленном большевиками сознании.. Помню, прочел тогда для чего эти трубы будут использоваться я именно тогда … Я долго мучался после прочтение, воображал почему погиб композитор, которому , по сюжету повести такой же, как и я, советский маловер, передал на аттестацию, купленные ноты.. И вот я их услышал в перфомансе Кастеллуччи. Ревели и пели они так так, как только и могут петь трубы провожая в иной мир Спасителя в очередной раз,, добровольно отвергнутого человечеством. Как и можно провожать в иной мир великую душу.. Как то доносила эта прекрасная музыкальная вакханалия размеры и истинную ценность.. подзатертую и девальвированную всякими Гитлерамии Сталинами вкупе с Макиавелли человеческой души..:) Ни сюда мне теперь и ни туда, Я сегодня в подвале своём нашёл Партитуру Труб Страшного Суда*, Прочитал, сыграл и с ума сошёл. примерно так..:) ( стихи из сети анонимные) Я услышал заодно, как ревут букцины римских построений, шофары еврейских религиозных дискотек и прочие немыслимые звуки неведомых инструментов, которые я так никогда и не услышу, видимо, про которые только читал, но которые, мне персонально, теперь отдали вместе перфомансом Кастеллуччи ребятаТегина из PHURPA. Каждый раз они пели по разному. И это правильно. Потому что плач и оплакивание душ, простых истин, благих намерений, не могут быть записаны как саундтрек. Это извините, сиюминутная вещь. Между прочим, рассмотренная и обнаруженная Ромео в мире и России. (PHURPA сами по себе гастролируют давно, вот роскошное интервью, кстати, про них: http://www.colta.ru/articles/music_modern/7875 ...к спектаклю музыка не писалась) и просто вставленная в перфоманс. И важно в спектакле, что собственно и показывается: что делает с Христом четырехкратный диалог с Лазарем, Что делает с Лазарем диалог со Спасителем.. Что она делает с исполнителями этот древнейший в мире плач провожающий душу на очередной виток Сансары, как представляется.. И что это: очередной виток сансары для Христа.. В общем, много чего можно представить под эту далеко не симфоническую и не комплиментарную музыку..( Ребята ревут что то из традиции юндрун-бон.. Она точно адресована внутрь для тех кто ее поет, а не то, как она выглядит со стороны… Ничего специального, все естественно, точно выверено.. Автор только специально подумал, как, в какой последовательности это логоцентричное зрелище устроить … Такой рецепт был придуман: взять постхристианское сознание с мятущейся совестью, поместить в картонные коробки, снабдить диалогом Богочеловека с Лазарем и т.д. А так, ничего необычного.. Драматизма действия не было, говорят, в игре, это же перфоманс, но драматизм и еще какой сообщали инсталляция и воссоздание прямо перед внутренними глазами изумленной публики перфоманса, как христианской мистерии.. Как известно, этот древний секрет переделки личности в сущность утрачен, в ближайшем доступном приближении мы можем познакомиться с опытом мистерии только в лоне какой нибудь доступной религии или в театре устремляющемся к ней.. В творчестве Васильева и Юхананова, в частности… Рождественская мистерия это такая штука,которая была призвана рождать чувство сопереживания рождению Христа всякий раз когда она исполнялась.. Всякий раз.. Мне всегда казалось что это невозможно, какие кнопки она должна нажимать, что бы каждый раз возникало сопереживание?? «Человеческое использование человеческих существ»,- пример такого непретенционзного в постановочном смысле перфоманса постоянно нажимающего нужные кнопки в духовной организации зрителя и соучастника… То что зритель у Кастеллуччи только соучастник, а не потребитель какого то зрелища можно понять и по тому, что ему приходится участвовать в выносе тела Спасителя на плоскости - круге из благих намерений простейшего языка.. И по общей сообщающей что то интонации общем простом, незаигрывающего на на йоту, устройстве перфоманса. Отдельная важная часть спектакля игра в Простейший язык. По мне так это точнейший образ высказывания Спасителя к городу и миру: вставай Лазарь!( и мир заодно), живи жизнью вечной, не живи конечной,- и неперсонифицированый мир в большинстве своем,- не слышит , остается глух. Как апостол Петр отрекается любя..:)) ( Меньшинство, как раз услышало все. Есть свидетельства Августина Блаженного, апостола Павла, отца Антония Сурожского, Павла Флоренского и иже с ними :) И диалог повторяется четырежды все упрощающимися словами: Просьба восстать и жить жизнью вечной и стала основным переживанием и драматической коллизией перфоманса постепенно, в каждом опыте использования простейшего языка упрощаясь, упрощаясь, трансформируясь какую то в «собачью» перекличку позывных: Лазарь: - Метеор! …Метеор! Спаситель: - Агон!..Агон! …Блок!.... Апофема!!...Метеор!!... Агон!! Смысл происходящего не меняется, это мольба, требование, просьба и заклинание в одном лице, но меняется язык.. Я не знаю точного замысла этого упрощения у Кастелуччи. В моем восприятии это упрощение символизирует и собачью ломку языка в сети, и сплющивание представление цивилизации о самих себе, как о каком то объеме с глубиной, историей и отвественностью.. Изменяются представления о здоровье,лечении, об образовании.. Становятся возможным войны, - как продолжение телевизионного вещания, сетевого общения.. Язык забывает что культура это практика сложностей в понимании и выражениии и редуцируется до передачи просто эмоций но не смыслов.. Синдром Эллочки Щукиной завоевывает мир, если мы ему поддаемся и перестаем читать и думать самостоятетельно. Если нет времени на разговор , на общение как на высшую форму и возможнсть передачи смысла.. Судороги Лазаря это результат этой редукции языка, лишения сложных понятий. У меня половина однокурсников воюют в сети. Брат пошел на брата.. :) А ведь выпивали вместе, слушали курс русской литературы 19 века Эдуарда Григорьевича Бабаева … А о чем эта литература забыли… Демонстрация упрощения, редукции языка такую имеет в спектакле шокирующую силу. Это Праздник Непонимания какой то: человеческая речь превращается в словосочетания, потом в отдельные слова группы слов, просто слова, содержащие, впрочем цивилизационные коды: (второй уровень использования простейшего языка) Лазарь: - Последний! Ясмь! Государство! Ясмь! Соединение!! Спаситель: - Человек! Единения! Ясьм! Стоп! Наука! Реализм! Стоп! - Реализм! Ступня! Время!!Стоп! этот упрощенный до номинации, названия язык содержит в себе тот же диалог с которого началось действие, содержит как позвонки код больных мест цивилизации, но уже не в силах отдать сложность красоту и возможность совместного действия во Имя! Как и все, я раб лампы прошлого, заложник того что когда то видел.. Мне это отдалось финальной перекличкой из прекрасного фильма фильма Миндадзе и Абдрашитова « Парад планет» - Кустанай!! - Карабин!! И такая, я помню, звенящая пустота была в зале после этих позывных советских героев, мертвых при жизни, условно погибших на учениях после прямого попадания ракеты, и тем самых воскресших в новом ощущении себя, свободы, своего тела и правды в единении сдруг другом… Я слушал слова переклички Лазаря с Спасителем,- Последнее! Природа! Реализм! Вожделение! …в перфомансе Кастеллуччи, а слышал перекличку из этого фильма, открывшего, приоткрывшего, точнее советскому зрителю природу несоветских каких то истинных отношений, когда умирать нужно не только за советскую партию и советскую родину.. а лучше вообще не умирать, потому что подвиг одного это всегда преступлении другого чаще всего.:) Туда же перекличка позывных. Первый-первый, я второй,- из хрен знает каких анекдотов. И позывной Гагарина Кедр. И позывные первых советских космоперфомансов для всего мира: Беркут беркут я центр (позывной космонавта Поповича). Чайка! Чайка! я Центр (позывные космонавта Терешковой) И анекдоты про чукчу , который в полете Сокол ,а так,- чурка в космосе.. весь этот паноптикум упрощений от железобетонного словосочетания « партия и правительство» до « украинских жидофашистов» все это порождает в какой то неявной связи опыт использования простейшего языка Gentralissimo. Ромео по своим каким то поводам любит лошадей и они так или иначе присутствуют в его работах. Три раза меня буквально оторопь брала когда я слушал внезапно возникающее ржание и топот этих копыт невидимого всадника.. Апокалипсиса по видимому... Все три раза кнопка нажималась когда я это не ожидал, и все три раза с одинаковым эффектом мурашек по позвоночнику проходил этот «спецэффект» В спектакле много таких находок которые я не буду перечислять, оставлю это критикам, у меня все же рецензия в стиле «отзыв читателя» Послесловие: нашел в сети еще одного собрата по просмотру, (Наталья Шлемова, www.proza.ru2015 7201799 ) Цитирую: Метод Кастеллуччи я сформулировать не могу, я его там просто не увидела. Поток сознания. Но увидела одну большую претензию… на посвятительный ритуал. То, что это по сути своей Иконоборческий театр, я поняла. А дальше-то что?! Где новая Философия?! Ее нет. «Бесплодье умственного тупика», куда загнала нас технократия (если бы я в свое время не закончила одну очень серьезную профессиональную Эзотерическую духовную Школу в Москве, я бы по наивности подумала, что мне предъявляют эзотерическое откровение в художественной антиформе). Подмены всё это, суррогаты, симулякры постмодерна. У меня несколько другое впечатление от спектакляперфоманса, не знаю как точно.. Почему мы с предыдущим оратором смотрим одно, а видим разное??… Потому что мы разные, немного разный опыт, раздроблен культурный контекст советской эпохи, которые нас объединял, Но есть и еще причина…В том числе объясняющая пафос моего высказывания о спектакле «Человеческое использование человеческих существ» :) Лучшую ее формулировку я тут же нашел в интернете (а где же еще..:) в цитате неведомой мне дамы философа Клариссы Пинколы Эстесс из текста « Бегущая с волками» "Если вы хотите что-то погубить, проявляйте холодность. Как только чувства, мысли или действия замерзают, отношения становятся невозможными»… Добавим: ни с чем :) Боюсь, Кларисса писала о своем, о взаимоотношениях женщин с мужчинами, но и для наших целей цитата еще как работает…:) Фото иллюстрирующее рецензию спектакля Олимпии Орловой. https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=1160236567323256