Саша, вынеси мусор

Саша, вынеси мусор

2.9
16 оценок
отзывов
Купить билеты
Kassir
afisha
Отзывы:

Оставить отзыв

  • Ваша оценка:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
от 10 февраля 2016
Центр им. Мейерхольда
Война: долг мужчины или женская беда?! Интригующее начало спектакля «Саша, вынеси мусор» (по одноименной пьесе современного украинского драматурга Натальи Ворожбит) увлекает театрального гурмана с первых же минут. Искушенную петербургскую публику собирают прямо на сцене вокруг стола с различными явствами времен Советских Социалистических Республик (селедка, почищенная на газетке, чёрный хлеб, нашинкованная капуста, картошечка, сало, скворчащее на сковороде). А потом все зрители (как и актеры в спектаклях) скрываются за кулисами, откуда попадают в Малый зал, где очень близко и тесно стоят друг к другу стулья, а сцену подпирает кирпичная стена, оставляя актерам 20 см подмосток. Три действия, три героя, одна война. Беременная падчерица Оксана и её мать Катя, готовя поминки, разговаривают с умершим Сашей (мужем и приемным отцом в одном лице), сетуя ему на нелегкую судьбу женщин после смерти кормильца. Саша был офицером украинской армии. Он мертв, но они говорят с ним как с живым, упрекая его по мелочам. Их диалоги с умершим комичны и трагичны одновременно; эти нелепые воззвания женщин «справедливости ради» стирают для зрителя границу между смертью и жизнью, потому что их слова, обращенные в пустоту, находят отклик – Саша отвечает им (как будто он вовсе и не умирал). Второе действие спектакля разворачивается год спустя на могиле умершего, все те же диалоги (о конфетах, которые любил покойный, о памятнике на могиле, о том, да о сем…), все те же обиды. В третьем действии события разворачиваются совсем непредсказуемо: в дом, где проживают Катя и вновь беременная Оксана, является с того света Саша. Он восстаёт из мёртвых, чтобы вновь быть на службе у своей страны. На дворе 2014 год, грядет новая война, нужны военные, и вот шестая мобилизация. Но Катя и Оксана не слишком рады возвращению покойного Саши, потому что он снова сейчас уйдет на войну, где погибнет, и его опять придется хоронить, а денег на похороны уже нет. Песня Scorpions «Wind of change», которую поет Оксана «под занавес» рушит Берлинскую стену (режиссер дает в конце спектакля «вдумчивый» видеоряд), но за Берлинской стеной растут новые…куда более высокие и страшные стены. На выходе из зрительного зала зрителя вновь встречал и провожал стол, уставленный всякими кушаниями, и каждый желающий мог в завершении вечера полакомиться пирожком с капустой. Спектакль просто бесподобный, как и другие постановки, сделанные умелыми руками Виктора Рыжакова
от 26 января 2016
Центр им. Мейерхольда
С порога – к кухонному столу. Зрителей будоражат запахи готовящегося ужина. Смотреть на оставленную без присмотра еду, которая ждет семью к столу, – как заглядывать в дом сквозь проем приоткрытой двери: жаль нарушать хрупкий покой. Дверью точно не ошиблись, а кажется, что здесь кто-то готовил ужин. Хозяйка дома вот-вот появится и продолжит нарезать овощи. На кухонном столе разложены продукты – ждут своей очереди. Запахи дома и уюта. Похоже без присмотра оставлен кусок чей-то жизни. Передается тревожность ожидания. Фон – кирпичная стена – приближает актеров, вровень сидящих в первом ряду. Художник Ольга Никитина создает новую честность в театральной условности. Стена неожиданно вытесняет все лишнее, и от этого неудобно мало места для игры. Актерам остаются свободными остаться наедине с собой, когда нет привычной опоры движения в игровом пространстве. Режиссер Виктор Рыжаков делает акцент на значимости близкого присутствия камерной истории личного горя. И это находит отклик с позицией драматурга с гражданской ответственностью. Наталья Ворожбит отстояла право на свою правду, когда находилась внутри событий на Майдане и войны на востоке Украины, потому что нельзя оставаться в стороне. Война не застала и пришла после смерти офицеров украинской армии. Ворожбит близко видела гибель военных в мирное время. Тот случай, когда драматург и режиссер союзники. Без привязки к позиции той или иной стороны конфликта войны. Свободный гражданин выходит говорит правду и будет услышан. Смелое гражданское высказывание без назидания перетянуть на свою сторону. Это важный честный разговор со зрителем, который открыт к принятию чужой правды. Еще одно важное приближение к обдумыванию внутренней работе с собой. Две женщины: мать (Светлана Иванова-Сергеева) и дочь (Инна Сухорецкая) – заняты последними приготовлениями к поминкам. Молодая дочь на последнем сроке беременности сожалеет, что Саша (Александр Усердин) не увидел внука. Саша погиб не как герой, а у себя дома от сердечного приступа. На войну не успели проводить. Сашу призвала смерть, а он думал, призовет долг защищать Родину. Шестая мобилизация украинской армии началась без него. Саша готов вернуться и встать на защиту Отечества как все военнообязанные Украины. Он уходит, когда так нужен своей семье. Его любимые женщины не готовы к его возвращению, потому что провожать на войну – невыносимо. Две женщины остаются наедине с горем утраты и приближающейся войной. Поначалу кажется, что Саша вышел куда-то и может вернуться. Одновременно возглас –«Саша, вынеси мусор!» Здесь – и о боли потери, и об отчаянии вслед тому, кто ушел не попрощавшись. Тяготы бытовых забот перемежаются с воспоминаниями о Саше: упреки жены в многочисленных недостатках, что выпивал и мало получал, терпел унижения начальства; трогательный эпизод, когда защитил дочь от нападок, что неродная; и то, как он заступался за слабых. «Саша, вынеси мусор!» – это поставленный с уверенным знанием, тонко прочувствованный и сыгранный спектакль. На расстоянии вытянутой руки ощущается бережное отношение в жестких условиях вытеснения к стене. Очень тонко передалось предчувствие беды. Здесь Женщина заботится о выживании, дарит миру и оберегает новую жизнь. Без ложного преувеличения можно сказать, что все силы двух одиноких женщин брошены на то, чтобы согреть дом, оберегать и растить детей. Здесь смерть – быстро и навсегда. Умирать не страшно. Куда страшней жить после смерти близкого человека.
от 11 января 2016
Центр им. Мейерхольда
Шикарная пьеса! Шикарнейшая игра актеров. Душу раздирает! Были на предпремьере - удивил и очень приятно удивил перенос спектакля в зеленое фойе. Очень живая обстановка, пронзительная история. Одни эмоции.
от 1 ноября 2015
Центр им. Мейерхольда
За час можно перевернуть душу. В ЦИМе могут. На фоне большой кирпичной стены две женщины говорят с умершим мужчиной. Жена и почти дочь – падчерица. Офицер украинской армии умер не в бою – от сердечного приступа. Забыт Родиной, хотя и служил на кафедре Военного университета, но это не то, и здесь никакого пафоса. Об этом говорит ему жена, уже вдова, собирая радостные воспоминания совместной жизни по крупицам. Женщины готовят поминки: поднимается тесто для пирожков, на плите жарятся шкварки, нашинкована капуста, салаты, конфеты. Всё это, ещё до того, как зрители проходят вглубь зала они видят на столе, мимо которого проходят на свои места, закуски встречают их при входе в зал, сама же пьеса – будет с другой стороны. Женщины собирают поминки и разговаривают с Сашей. Упрёки и воспоминания, с редкой радостью, где быт, безденежье, выпивка побеждали чувства. За окном – бушует жизнь, это слышно по звукам детского смеха, голосов, гомона улицы. Жизнь идёт. Жизнь всегда продолжается. В спектакле три не разделяемых действия. В первом – женщины прощаются с Сашей, вспоминают жизнь прошлую, собирая поминки; во втором – через год говорят друг с другом на его могиле; третье действие – это уже сентябрь 2014 года. Зритель знает этот год. Знает, что 2014 значит для Украины и России. Тогда Саша появляется снова. Когда военные нужны, как никогда. В стране идёт война. Шестая мобилизация и мёртвые встают. Что бы они сказали, как бы поступили, будь живы? Сомнений нет. «Я присягал, я должен идти воевать». «Я офицер. Я не могу лежать». «Мы с ребятами перетёрли. Надо вернуться. Чего было жить тогда? Сейчас другое дело – сейчас война…» «Саша, мы тут как-то сами. А ты отдыхай. Пусть другие». Простые диалоги военного времени, которые простотой своей рвут мирную душу. Киевский драматург Наташа Ворожбит и режиссёр Виктор Рыжаков в анонсе к спектаклю говорят просто: «Война показана здесь через вечную ситуацию: мужчина всегда готов, женщина всегда против, примирить их может только любовь. Война мыслится мужчинами как долг. Женщины мыслят войну как беду и горе. Этот спектакль женское воззвание к мужчинам с призывом к миру». Тонко работая с текстом, скромно – с декорациями, точно – со звуками и музыкой, Виктор Рыжаков показывает главное – ценность жизни, бездумность войны. За час можно перевернуть нутро и вывернуть душу. Поминки по герою Саше, даже с того света готового идти воевать, становятся будто бы поминками по двум народам, воюющим не понятно за кого. Когда за окном оглушительно бушует весна и мчится жизнь. Под музыку Scorpions, символ объединения мира (восхитительно-точное музыкальное решение режиссёра!), идёт видеохроника разрушения Берлинской стены. На фоне новой стены, которая, словно по исторической спирали, растёт и увеличивается… В ХХI веке война продолжается.
от 14 сентября 2015
Центр им. Мейерхольда
Выбирая, на какой спектакль пойти, я прочитала аннотацию: "«Саша, вынеси мусор» пьеса про войну как она есть. В пьесе три действия и три героя.Мать и беременная дочь готовят поминки по погибшему Саше. Он был офицером украинской армии. Он мертв, но они говорят с ним как с живым. Война ложится на них всей тяжестью. Война мыслится мужчинами как долг. Женщины мыслят войну как беду и горе. Спектакль «Саша, вынеси мусор!» — женское воззвание к мужчинам с призывом к миру." Но аннотация не отражает атмосферы, эмоций и общего впечатления от постановки. Спектакль начинается необычно, вводит зрителя в заблуждение. Зайдя в зрительный зал, человек сам становится действующим лицом: он попадает в пространство инсталляции. Свет освещает только часть зала. На небольшом островке деревянного пола стоит теплый уютный домашний стол, на котором будто бы еще минуту назад готовили что-то донельзя вкусное. Зрители выстраиваются вокруг инсталляции, ожидая, что именно там будет происходить действие. Спустя некоторое время, зажигается свет, приглашая занять места в зрительном зале. На сцене двое- Катя и Оксана, обе в черном, Оксана на седьмом месяце беременности. Сцена совсем близко к зрителю, её практически и нет, лишь небольшая полоска, на которой едва хватает места актерам. Саша - муж Кати, отчим Оксаны, умер. Весь спектакль является разговором о любви, мире и войне. Но прежде всего он о любви. О той, что не ценишь, пока не потеряешь, о той, над которой не властна даже смерть. О любви человека к своей родине и к своей семье. О том, что долг женщины - забота о мужчине, а долг мужчины - забота о всей стране. "Саша, вынеси мусор" вне пространства и времени. Зритель уносит спектакль с собой, продолжает о нем думать, возвращается к нему. Особенно стоит отметить голос Инны Сухорецкой, которая несколько раз исполняла одну и ту же композицию. Эта песня шла невидимой нитью по всему спектаклю, связывая воедино всё и всех. Я высоко оцениваю игру актеров, оформление сценического пространства и режиссуру. Не могу однозначно сказать, понравился мне спектакль или нет, но он заставил меня задуматься, а это, наверное, и есть главное предназначение современного искусства.
от 12 сентября 2015
Центр им. Мейерхольда
Как бы ни хотели промоутеры позиционировать этот спектакль как спектакль про войну на Украине - ни фига он не про это! Похоже, Наталья Ворожбит написала эту пьесу давно и исключительно про свою семью, в которой отец был военным, но по причине распада СССР и последующего запустения ВПК на Украине, не был востребован как профессионал. В конце концов, как и многие его друзья-однополчане, отец умер своей, естественной, смертью. Семья скорбит, жизнь идет своим чередом и Все! Здесь не было ничего необыкновенного для успешной постановки. Но тут случилась война на Украине! и автор решила притянуть за уши скорбь по своему отцу к «горячей» теме. К сожалению, Наталья Ворожбит не соизволила приехать на премьеру спектакля в Москве по своим политическим убеждениям (по крайней мере, зрителям так объяснила очень активная тетенька, представляющая мнение и автора! и всего центра Мейерхольда) и поэтому у нас не было шанса узнать истинные причины написания ею пьесы. Жаль. Но хочу сказать спасибо режиссеру Виктору Рыжакову за то, что он не поддался на провокационные выпады нашего времени и просто рассказал зрителям про мир мужчины. Спектакль о том, КАК МУЖЧИНА представляет себе своию семью и свою позицию в ней. Еще спектакль о том, как МУЖЧИНА думает, что в его отсутствии (будь то он на работе, в командировке или умер, в конце концов), его любят и ждут его девочки!!! И о том, что МУЖЧИНА ВСЕГДА готов исполнять свои ПРЯМЫЕ обязанности - ЗАЩИЩАТЬ Родину и обязанности повседневные - вынос мусора. Но главное это то что МУЖЧИНУ просто НАДО ЛЮБИТЬ И ХВАЛИТЬ!!!! (желательно при жизни). Так что …. Виктор Рыжаков – Вы молодец. Акценты в Москве были поставлены правильно! (Только намеки на войну на Украине). Надеюсь, на премьере в Киеве, акценты не будут смещены. Актрисы и актер – нет слов. Молодцы. Удачи!

Спектакли с высоким рейтингом Центр им. Мейерхольда

Самые обсуждаемые спектакли Центр им. Мейерхольда