Фрекен Жюли

Фрекен Жюли

3.3
28 оценок
отзывов
Купить билеты
Kassir
afisha
Отзывы:

Оставить отзыв

  • Ваша оценка:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
от 6 февраля 2022
Театр им. Моссовета
"Фрёкен Жюли" - премьера прошлого сезона, первый спектакль, поставленный в театре новым худруком, и отзывы мне попадались совершенно полярные: от абсолютного восторга до столь же абсолютного неприятия. Поэтому у меня во-первых, разыгралось любопытство, а во-вторых, захотелось узнать и об авторе пьесы, и о самой пьесе. Итак, Август Стриндберг - шведский писатель, считается основоположником современной шведской литературы и театра. Период его творчества пришелся на вторую половину девятнадцатого - самое начало двадцатого века, а собственно "Фрёкен Жюли" была написана в 1888, однако долгое время в Швеции была запрещена цензурой и поставлена на сцене впервые лишь в 1906 г. Надо, конечно, отметить, что по нынешним временам скандального в пьесе немного - впрочем, и невинной ее не назовешь. Сама пьеса - всего для трех актеров. Суть истории в том, что дочь хозяина поместья, фрёкен Жюли, соблазняет своего лакея фактически на глазах его невесты, кухарки. Такой незамысловатый сюжет, впрочем. таит в себе много "подводных течений" и вопросов: и кто кого, и кто виноват, и что делать. На днях мне таки посчастливилось увидеть постановку "Фрёкен Жюли" на сцене Под крышей театра им Моссовета. И, знаете, это было интересно. А если принять, что сцена Под крышей и предназначена в большей мере для экспериментов и проб, а не для "серьезных" спектаклей, то даже и хорошо. Как я поняла, Марчелли в некоторой степени перенес свою старую постановку (2006 года или раньше, не уверена) в Омском театре на сцену Моссовета. По крайней мере, художник-сценограф и художник по костюмам указаны те же - Игорь Капитанов и Фагиля Сельская, да и судя по сохранившимся фотографиям изначальной постановки концепция сохранилась. Несомненный плюс бережного отношения к прошлому, как ни странно, - кажущаяся свежесть и даже некоторая наивность режиссерских решений. Если бы я не знала, что над спектаклем работал художественный руководитель крупного московского театра, могла бы предположить, что режиссер молод и еще в поиске. Местами внимательное следование указаниям драматурга, натурализм и упор на быт, будничность всего происходящего, вместе с тем - попытки ввести откровенные сцены (впрочем, робкие попытки, будем честны) и заигрывания со зрителями, полное отсутствие музыкального сопровождения - и тем ярче, точнее звучит музыкальная композиция в финале. Плюс неровность темпа самого действия: то мы минут десять наблюдаем, как кухарка Кристина готовит ужин, то вроде бы действие пошло споро, то - бац! и необходима смена декораций, но антракта у менее чем полуторачасовой постановки нет, - и несколько минут мы при включенном свете наблюдаем, как работники невозмутимо превращают кухню в спальню. В общем, все как бы дает возможность предположить даже некоторую неопытность режиссера, однако когда после окончания спектакля отзвучат аплодисменты, ты с удивлением понимаешь, что все происходящее сложилось таки в единую картину и спектакль удался, и есть, о чем подумать. Ведь Стриндберг в своей пьесе говорит и об отсутствии истинной веры, и о смысле евангельской фразы "Многие же будут первые последними, и последние первыми", и об отсутствии любви в жизни людей, и о феминизме. Впрочем, Марчелли слегка сместил акценты, пожалуй, и это тоже интересно. Во многом спектакль удался, конечно, благодаря актерам: Фрёкен Жюли - Лилия Волкова Жан - Павел Усачев Кристина - Кристина Исайкина Лилия Волкова великолепна в роли фрекен Жюли. Под маской видимой взбалмошности, избалованности и самодурства скрывается девочка, растерянная, одинокая, жаждущая любви и не умеющая любить никого, даже (и особенно) саму себя. Это так точно и глубоко, что смотреть просто больно. Героиня то пускается во все тяжкие, так что об ее неподобающем поведении судачит прислуга, то ведет себя как строгая Хозяйка, то буквально кидается на шею лакея, она согласна верить сказкам и готова пожертвовать дорогими существами "во имя любви"... которой нет как нет. Кто и что виной тому? Воспитание, положение, характер или?... Жан (Павел Усачев) с одной стороны, всего лишь лакей, готовящийся создать семью с кухаркой и знающий свое место, с другой - достаточно образованный молодой человек, умеющий говорить с господами на их языке и втайне мечтающий о богатстве и более достойном положении. Однако на сцене Моссовета Жан - достаточно безволен и явно нуждается в руководстве, несмотря на демонстрируемый мачизм. Но самая загадочная и неожиданная фигура - это Кристина (Кристина Исайкина). Именно ее меньше всего слышно, но именно она, кажется, самая цельная и решительная особа из этой троицы. Она смиренно терпит все выходки фрекен Жюли, молча взирает на "подвиги" Жана (но какая игра! Браво!!!), но она же внезапно демонстрирует абсолютные неуважение и нелюбовь к хозяйке и она же подсказывает Жану (буквально: "замерз он или хочет кушать") следующие шаги. Открытый финал - хороший ход, хотя... в его открытости можно и усомниться. Этот спектакль хочется обсуждать, и это прекрасно. Развлекательных, ярких, веселых постановок полно, и они? несомненно нужны, но и такие спектакли для размышлений и обсуждений, безусловно, необходимы. PS - Очень не рекомендую приходить на спектакль голодным! PPS - В коридорчике сцены Под крышей организовали буфетную стойку и это прекрасно (надеюсь, что не только для этого спектакля). Не прекрасно то, что обслуживают только за наличные (о чем вы узнаете уже у той самой стойки), то есть воспользоваться предложением смогут не все... если вообще кто-то сможет :) Так что если хотите кофе - запасайтесь наличкой заблаговременно.
от 6 февраля 2022
Театр им. Моссовета
В период «жесткой пандемии», когда все сидели по домам, нас развлекали онлайн показами. Вот тогда -то я и познакомилась с пьесой «ФРЕКЕН ЖЮЛИ» (написанной в 1888 г), одной из самых известных Августа Стриндберга. Это была трансляция театра Наций с Мироновым и Хаматовой. В пьесе любовный треугольник: графиня, лакей,кухарка). Однако здесь не все так уж просто и однозначно. Кстати, в Швеции драма была запрещена цензурой до 1906 года.А сегодня это одна из самых репертуарных пьес. «Жизнь не устроена по идиотской математической схеме, согласно которой только большие поедают маленьких, – столь же часто случается, что пчела убивает льва или по крайней мере доводит его до бешенства»- говорит автор, характеризуя своё произведение. Взаимоотношения между мужчинами и женщинами интересны и волнуют зрителя , какой бы век ни стоял на пороге. А на сегодняшний день, когда богатых и независимых женщин становится больше и больше, а мужская «деградация» налицо, пьеса становится злободневной и очень актуальной. Любая женщина, как бы высоко она не стояла, нуждается в мужском плече рядом. И когда таким плечом становится человек более низкого ранга, но приобретающий власть над женщиной, будучи ее сексуальным партнером, - это всегда трагичный финал. Здесь он самый трагичный из возможных. Спектакль идёт на сцене «Под крышей». Я обожаю такие кулуарные пространства, когда всё ,как на ладони. Когда ощущаешь себя «соучастником» спектакля из-за близости к артистам. А они , между прочим, постоянно вовлекали зал в действие. То давали подержать парню из первого ряда тарелку с только что приготовленным ужином , то графиня просила прикурить ( у меня в том числе ?) . Первые два ряда оказались ЗОЖ-никами, никто не курит, выручила девушка с 3-го ряда. Очень красивые костюмы... Очень длинные паузы... Ну как в жизни. Когда человек молчит минуту, а кажется целую вечность. Кухарка готовит салат и жарит мясо, всё происходит в режиме реального времени,т.е. всё по-настоящему. Пока она готовила, я успела проголодаться )). Поход в театр для себя считаю удачным, если после просмотра хочется задуматься, поразмыслить над увиденным и углубиться в тему: почитать о спектакле, перечитать пьесу, посмотреть другие постановки по ней, экранизации. Здесь захотелось...Даже про художника по костюмам почитала ( Фагиля Сельская))). Номинирована на Золотую Маску дважды и Получила эту премию в 2020. А я собираюсь уже на другие постановки режиссёра Евгения Марчелли. И ещё хочется отметить очень приветливый персонал театра. После спектакля , разглядывая фотографии легенд Моссовета, разговорилась с одной из сотрудниц. Женщина в возрасте, очень интеллигентная и сразу видно, что не только очень образованная и информированная, но и очень любящая театр. Она тут же предложила показать мне фото главной героини Фрекен Жюли ( Лилия Волкова), рассказала в каких спектаклях ее ещё можно посмотреть. Поговорили о Кончаловском, Домогарове, новых премьерах и спектаклях, которые уже не идут. Благодарю за уютный культурный вечер
от 21 октября 2021
Театр им. Моссовета
Думаю столь отрицательные отзывы на сайтах билетных агенств (рейтинг всего 5,8 из 10) обусловлен в основном тем, что люди не знают на что идут. Это уже 4 версия этой пьесы из тех, что я видел на сцене. Эту пьесу не люблю совершенно, и даже казалось бы успешные спектакли как, например, в театре наций с Хаматовой-Мировым-Пересильд долго не просуществовала, что уж говорить от достаточно тусклых версиях как, например, в театре Вахтангова пару лет назад. Вопрос зачем это ставить в России раз не заходит для меня не понятен. НО! данная версия в театре Моссовета, которая идёт всего 80 минут, мне показалась как раз любопытной, во всяком случае я не успел заскучать. Твердая "3", не высоко только за счет материала на мой субъективный вкус. p.s. не приходите на этот спектакль голодными, так как сначала аппетитно готовят, а потом ещё и едят, просто издевательство)
от 28 сентября 2021
Театр им. Моссовета
Был на спектакле 26.09.2021. Спектакль понравился. Рекомендую к просмотру. Произведение Стриндберга я, к сожалению, не читал, поэтому смотрел спектакль, что называется, с чистого листа. Без определённых представлений о ходе действия, характерах героев. И соответственно, без каких-либо ожиданий, которые могли не оправдаться. Так вот, исходя из этих входящих факторов, спектакль смотрелся с интересом и вызвал позитивный душевный отклик. Вообще изначально интерес к данному спектаклю возник из-за того, что хотелось увидеть на сцене актрису Лилию Волкову, которая очень запомнилась мне по фильму Веры Глаголевой "Не чужие". Надо сказать, что и ее роль в фильме, и роль в данном спектакле оказались очень созвучны друг-другу. Вопреки описанию, приведённому на сайте театра, Фрекен Жюли не выглядела особой, ищущей любви. Скорее она предстала дамой, ищущей острых ощущений, какого-то разнообразия, эмоций. Может со скуки, а скорее всего, просто гормоны разыгралась. Бывает. А Лилия Волкова произвела на меня очень приятное впечатление. Будет интересно увидеть её в других спектаклях. Мне кажется она относится к тому классу актрис, которые просто за счёт голоса и внешних данных могут легко сыграть женщину, сочетающую в себе и жёсткость, своего рода лидерскую харизму, и романтичность, ранимость. В этом смысле Лилия очень напомнила мне Елену Лядову. А спектакль я бы охарактеризовать скорее как гимн жизненной практичности и мудрости простого народа (будь то шведы, датчане или русские), который со здоровым цинизмом воспринимает заскоки сильных мира сего, и продолжает жить. Такими я увидел в этом спектакле слуг Фрекен Жюли: Жана и Кристину. В процессе написания отзыва меня посетила и мысль критического плана. Для какого-нибудь молодого режиссёра этот спектакль можно было бы признать весьма удачным, а вот для художественного руководителя театра им. Моссовета спектакль продолжительностью 1 час 15 минут чистого времени, из которых минут 15, кухарка Кристина молча ходила за кулисы и обратно, а ещё минут пять меняли декорации между действиями. Нууу…, хотелось бы чего-то поувесистей что ли. Режиссуры какой-то. Тем не менее, повторюсь, спектакль запомнился и понравился. Отзыв на спектакль я пишу с определённым воодушевлением, вызванным эмоциями от спектакля.
от 23 августа 2021
Театр им. Моссовета
В оперном искусстве есть такое понятие: режопера, оперная попса. Тут попса в драмтеатре. Вязкое, вялотекущее действо с монотонными диалогами, то и дело срывающимися на крик. Это происходит тогда, когда режиссеру сказать нечего. Попытка устроить интерактив со зрителями умилил. Лавры театра Сфера покоя не дают? Но в Сфере это обоснованно и грамотно обыграно, а тут грубо и глупо. Назначение на роль фрекен Жюли Лилии Волковой большой вопрос, а Марчелли вообще пьесу читал? Там как бы девушка 25 лет... Финал спектакля скомкан, переделан, звучит песня Жанны Агузаровой. Это верх бесвкусицы, пошлости, низкопробной попсы. Агузарова в пьесе Августа Стриндберга и фрёкен Лилии Волковой, подперев голову рукой, возлежащая на ложе с отсутствующим взором. Бред. Посещаю театр два раза в месяц, такой дряни не смотрел уже несколько лет. PS. Единственное светлое пятно в спектакле это игра Павла Усачева. Видел его в спектакле "Песнь слона", молодец.
от 16 августа 2021
Театр им. Моссовета
Интересная интерпретация. Сохранена натуралистичность происходящего, Стриндберг был бы доволён. Но акцент с гендерных войн, классовых различий в мышлении слегка смещён - например, Фрёкен, вместо внутренней противоречивости, некой надломленности, демонстрирует уже некую степень помешательства. Второстепенному персонажу (кухарке) дано больше свободы, нюансы расставлены таким образом, что в конце, кажется, что она чуть ли не серый кардинал всего происходящего. В общем и целом прочтение интересное, но смотрится тяжеловато - кажется, что в попытке придать новых оттенков персонажам, потерялась какая-то химия между ними.
от 1 августа 2021
Театр им. Моссовета
Спектакль начал удивлять с самого начала. Минут 15 прислуга ничего не говоря, резала овощи в салат и жарила отбивную с кровью на электрической плитке, по-видимому, образца 1889 года. Создавалось впечатление, что это какой-то стёб, вызывающий настораживающую улыбку зрителей. Потом всё таки началось происходить основное действие. Чем-то мне это всё напоминало разборки между молодыми людьми во всем известной вам телевизионной передаче «Дом-2». Спектакль похоже авангардистский. Такие театральные продукты характерны для переходных этапов в истории художественной культуры на рубеже веков. Это выражение эстетических итогов века уходящего и экспериментов века грядущего, реакция эстетического сознания на глобальный перелом в культуре, вызванный научно-техническим прогрессом и социальными катаклизмами. Изюминкой спектакля было вовлечение зрителя в игру спектакля. У того, кто купит билет на 16 место во втором ряду, будет шанс попробовать реальное блюдо, приготовленное в начале спектакля и выпить бокал вина. Пьеса вроде как заявлена трагедией, а игра актёров построена так, что больше хочется смеяться, чем грустить и плакать. Продолжительность спектакля в анонсе 1 час 30 мину, но актёры уложились в 1 час 15 мину. И мы были рады этому тоже, так как успели ещё домой в область на нужную нам электричку. Такое ощущение, что это чей-то дипломный спектакль. Ребята молодые актёры играли хорошо, но мне кажется тут накосячил сам режиссер. Странный спектакль, на любителя. Второй раз на него точно не захочется сходить. А вот сам этот маленький зал театра мне понравился. Слышал обсуждение соседей-зрителей, которые говорили, что стоимость билета 3000 рублей явно и очевидно не соответствует представленному культурному товару.
от 14 июля 2021
Театр им. Моссовета
... Главное —? это получилось скучно. Динамики нет. Зацепить внимание не за что. Режиссерской целостности нет:? то сушим, то орём ...? каляка-маляка, как детишки в садике рисуют. Актеры практически в кандалах. Шаг вправо шаг влево —? расстрел. Механический барабан текста. Не играют, а отрабатывают роль (читай «ведомость») Но, это так смотрится из зала. Ребятки молодые, ребятки? стараются. Мальчик выглядит лучше, свои индивидуальные наработки дают результат. Девочкам сложнее. Эмоции режиссер не разрешает. Раскрывать характеры не хочет. Не? слушаться нельзя.? Он худрук, Он авторитет (наверное, не знаю)... Замкнутый скучный круг
от 16 апреля 2021
Театр им. Моссовета
Скучно, не зрелещно, без нерва и вовлеченности. Без конца!
от 16 апреля 2021
Театр им. Моссовета
Был на "Фрекен Жюли" на очень маленькой сцене под крышей в Театре имени Моссовета. Сразу скажу, что я не поклонник творчества шведского драматурга Августа Стриндберга. Что же меня привлекло? Хотелось увидеть режиссерское искусство нового худрука театра Моссовета Марчелли на сцене именно ЭТОГО театра. И спектакль мне понравился. Камерное исполнение, талантливые молодые актеры, трепетность персонала и особое отношение режиссера к своему детищу. Пусть никого не пугает натурализм: его здесь мало, а актеры молоды и естественны. Весь спектакль - это маленькое ювелирное искусство, несколько мизансцен, но смотреть интересно!

Спектакли с высоким рейтингом Театр им. Моссовета

Самые обсуждаемые спектакли Театр им. Моссовета