Царь ЭДИП

Царь ЭДИП

4.1
463 оценки
отзыва
Купить билеты
Kassir
afisha
Отзывы:

Оставить отзыв

  • Ваша оценка:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
от 22 октября 2018
Театр им. Е.Вахтангова
Один из самых лучших спектаклей, которые я видела! Бесподобно все! Люблю античные сюжеты, и так красиво поставить один из них... смотрела спектакль 2 раза - и каждый раз на одном дыхании!
от 11 октября 2018
Театр им. Е.Вахтангова
Великолепная постановка.
от 8 октября 2018
Театр им. Е.Вахтангова
Классика современным языком «Царь Эдип» - классическая греческая трагедия Софокла, поставленная в Театре имени Вахтангова в современной интерпретации. Впрочем, несмотря на оформление, художественные приемы на сцене все равно классика: интересная, трагичная и довольно ровная. Основным элементом оформления в спектакле служит огромная бочка, которую катят, которая катится сама, на которую взбираются, к которой цепляются, за которую уходят: одним словом, неизменный элемент происходящего действия. Оформление вообще довольно лаконично: основными цветами становятся белый и черный с редкими вкраплениями золотого и красного. Главный герой – царь Эдип – персонаж в белом, и этому цвету он не изменяет до самого финала, иногда надевая массивную золотую шапку (я не знаю, как она называется), чем-то напоминая в таком виде не просто главу своего государства, но и религиозного лидера. В противовес «белому» царю его народ весь в черном, он однообразен, в какой-то момент люди даже надевают маски, дабы потерять на время свою индивидуальность. Таков Эдип – просветленный царь, вполне искренне переживающий из-за бед, обрушившихся на его страну. Здесь хочется обратить внимание на замотанного, словно мумия или зомби, в бинты персонажа, и ведь именно он надевает на Эдипа его светлый пиджак, когда вокруг все говорят о море и болезнях, и в чем-то здесь намек, что «чума» (назовем это так, хотя термин не слишком применим) – неизменная часть доброго царя. Стоит обратить внимание, что светлый образ начинает рушиться с момента появления слепого провидца, к которому до того достаточно благородный Эдип проявляет неожиданную жестокость, и который своими словами оказывается способен чуть ли не свалить здорового и сильного героя с ног (первое проявление какого-то давнего недуга, пока еще воспринимаемое как яркое отражение, может, страха, но точно чего-то душевного). Метафора понятна: слепец способен видеть больше, чем зрячий и претендующий на духовное лидерство царь, и этот, на первый взгляд, слепец вполне способен не просто дать отпор зарвавшемуся царю, но и – страшнее – заронить в нем сомнение. Эдип отбирает у старца его палку, пусть пока она царю без надобности, но тот может опереться на плечо мальчишки-проводника, а Эдипу, кажется, и опереться не на кого. Отсюда жестокость к родственнику Креонту, предстающему в полуобнаженном виде и с венком из лавровых (?) листьев на голове, подчеркнуто беззащитному перед царем. Отсюда жестокость к самому себе, когда царь извлекает на свет забытые, казалось бы, воспоминания, мучая себя собственными сомнениями и подозрениями. Где-то в этот миг «мумия» вдруг становится отражением самого царя, изображая судорожными движениями его переживания, страхи, подозрения. Появление жены Эдипа Иокасты приводит на сцену еще одного полумистического персонажа – девушку в платье ворона, как парившие над бочкой вороны в самом начале, с огромными черными крыльями, следующую за героиней повсюду и становящуюся уже ее тенью. Кто эти два персонажа? Я склонна думать, что рок, судьба обреченной супружеской четы. В какой-то момент девушка-ворон раскрывает белоснежные крылья, вставая за спиной Иокасты, делая ту ангелом, но потом отдаляется, разрушая образ. А затем следует, уже размахивая крыльями черными. Народ царя тоже имеет свой голос: буквально пение, да еще и не на русском языке. Народ подает голос лишь в отсутствие царя, непонятно для него, оставаясь не слышим царем. Чаще они – молчаливые свидетели трагедии. Они могли быть для него опорой, но он их даже не пытается замечать. Надо отметить и представителей простых людей: пастухов, когда им приходится говорить. Никто не идеализирует их, они, вроде, и неплохие, они могут руководствоваться благими намерениями, но при малейшей опасности собственной жизни они предпочитают делать, что сказали. Они здесь противоположны Эдипу: он отчаянно делает себе больно, познавая правду, а они говорят правду, избегая боли. Иокаста – жена Эдипа – здесь ближе к обычным людям, нежели к неординарному мужу: ей тоже хотелось бы молчать, чтобы избежать ненужной боли, но честна она с царем не из-за страха, а из-за самой честности. Она по-земному мудрая, она склонна переживать из-за человеческих проблем, тогда как ее муж корит себя из-за традиционной и даже религиозной морали, что незримо объединяет его со старцем в начале спектакля, отстаивающем условно божественную точку зрения. Известный финал – финал-перевертыш, отсылка к встрече со старцем, и вот уже в руках у Эдипа тот посох, и вот уже его глаза не видят света земного, зато душа видит свет неземной. Ослепнув, прозрел. Важно здесь и то, что «мумия» разматывает свои бинты и видит, наконец, свет, что лишь подтверждает мою теорию о его тесной связи с Эдипом. Быть может, это душа героя? И бочка – это рок и судьба? К бочке цепляются оставленные дочки Эдипа, бочка их тащит, от нее они убегают, а до того другие персонажи пытаются ее катить. Виктор Добронравов в роли Эдипа весьма убедителен, и создает он характер царя достаточно ровно и цельно. Даже когда сомнения западают в душу Эдипа, тот не переходит в саморефлексию, он склонен действовать, разрушая себя не мыслями, но поступками. Он решителен. Решителен в гневе на провидца, первым рушащим миф о собственной непогрешимости, он решителен, пусть и с оттенком опаски, при воспоминаниях о прошлом, он решителен в расспросах жены, а затем и пастуха. Финальный выход никак не выбивается из канвы: он все так же решительно наказывает себя. Никаких лишних сомнений. Очень последовательный характер. Трудно сказать, что движет им более прочего: клятва найти убийцу Лая или желание быть уверенным в своей честности, правильности, праведности. Наверное, второе – желание быть уверенным в себе любой ценой. Отсюда и сомнения в правильности слов богов, и подозрения к Креонту. Ошибиться может кто угодно, но не Эдип! В сущности, он и не ошибается на свой счет, он просто не сразу узнает о себе правду, а, узнав, возвращает собственную уверенность, пусть и жестким способом. Виктор изображает Эдипа уверенным, но, пожалуй, без самолюбования, достаточно страстным при покушении на его собственную истину, полным неверной надежды и временно спокойным при общении с Иокастой. Думаю, ключевое в изображенном актером характере – честность, в первую очередь, с самим собой. Его Эдип лгать, жить во лжи не смог бы. Людмила Максакова не играет сверхчеловека, она играет женщину. Ключевое в характере Иокасты – любовь. К мужу, к сгинувшему много лет назад сыну, к погибшему супругу. В ней совсем нет злобы, ненависти, лишь любовь. Она очень по-женски надеется, что ее Эдип остановится, что все будет по-прежнему, даже уже понимая, что произошло. Она все равно не осуждает. Она просто хочет жить. Разве ей не больно от воспоминаний о сыне? Еще как, даже слезы стоят в глазах. Но спасти своего мужа и себя саму ей важнее. Ее финал столь трагичен из-за трагедии супруга, невозможности повернуть время вспять, жить как жили. Поэтому ее черная ворона не отбрасывает крылья, а летит навстречу судьбе. Евгений Князев – Тиресий. Невозможно сильный старец-провидец. Он близок к простому народу тем, что хочет скрыть правду во благо, но близок к Эдипу тем, что ее раскрывает, заставляет в нее поверить. Свой посох он старается не отдавать, может, чтобы не наслать на Эдипа печальную судьбу? Евгений делает своего героя сильным, духовно и физически. Его недуг, кажется, ему совсем не мешает. Только такой старец может направить Эдипа. Ведь слабость сильный царь никогда не признает. Эльдар Трамов – Креонт. Самый непонятый мною персонаж. Он ведь не отрицательный. Он несколько мечтатель, и, в сущности, он безобиден. Он даже положителен. Ощущение некоторой духовности должна создать прическа актера, стилизованные под античность одеяния, венок, однако… У Эльдара такое ярко выраженное отрицательное обаяние, от него так веет…порочностью, что в образ в «Царе Эдипе» сложно поверить, от Креонта вполне можно ожидать какой угодно подставы. Так просто при таком раскладе поверить, что Эдип не зря в нем сомневался, было, за что, тем более, что в финале Креонт получает ровно это – власть, пусть на деле к ней не стремится. Понятно, почему Анатолий Шульев нашел в Эльдаре Трамове своего Донжуана, идеальное попадание, но почему Эльдар играет Креонта, я не понимаю. Он играет хорошо, но как-то…диссонирует с этой ролью. Павел Юдин – воин. Очаровательный комедийный образ охранника-недотепы, и в античности такие были! Чаще забавный, порой скучающий, почти даже ребенок с игрушечной лошадкой и вполне преданный. Таков воин. Без лишних мыслей, без лишних размышлений. Также на сцене играли: Евгений Косырев (Жрец), Виталийс Семеновс (корифей хора), Олег Форостенко (вестник), Рубен Симонов (пастух), Максим Севриновский (домочадец Эдипа), Екатерина Симонова (крылатая дева), Юрий Цокуров (мальчик), Мария Бердинских и Мария Риваль (дети). Спектакль увлек, заинтересовал, пусть это вполне классическая история в современных декорациях. История, наверное, вечная: о поиске себя настоящего и о принятии себя настоящего. История о неизбежности судьбы, от которой не уйти, о ничтожности самих попыток. О важности окружающих людей, о необходимости думать о них, ведь Иокаста, дети пострадали из-за поиска себя Эдипом. Я не могу занести «Царь Эдип» в число своих любимых спектаклей, но я получила и эстетическое удовольствие, и удовольствие от сильных актерских работ.
от 8 октября 2018
Театр им. Е.Вахтангова
Классика современным языком
от 12 сентября 2018
Театр им. Е.Вахтангова
Это потрясающе! Так красиво и так впечатляет-пойду еще!
от 10 сентября 2018
Театр им. Е.Вахтангова
Очень скучная и затянутая первая часть спектакля! Я даже подумывала о том, чтобы уйти, но решила досидеть до конца. Продолжение спектакля понравилось больше, но не хватило драматизма, эмоций. Сложилось впечатление, что некоторые актёры не играли роль, а просто громко читали текст.
от 6 сентября 2018
Театр им. Е.Вахтангова
Интересно очень, но трудно сначала понять, но может это только для меня и моей подруги)))
от 5 сентября 2018
Театр им. Е.Вахтангова
Вот не люблю я Добронравова, и сколько ни пытаюсь подойти непредвзято - каждый раз одно и то же. Переигрывание и пафос. Не могу сказать, что именно он испортил спектакль, в конце концов, вся постановка сама по себе мрачная. Поэзия погружает в бессмысленный транс и отрывает от реальности и сути спектакля. Только греческий хор и порадовал.
от 3 сентября 2018
Театр им. Е.Вахтангова
В целом смотреть стоит. Декларации интересные. Игра Максаковой не понравилась.сходить стоит
от 31 августа 2018
Театр им. Е.Вахтангова
Через несколько дней после "Царь Эдип" смотрел Добронравова на той же сцене в "Чайке" (удивлен), и теперь жду конференции что бы задать вопрос - как у Бутусова по Булгакову в "родном" составе или приглашенным. Хор греков - ради этого стоит сходить, а так - на любителя. Реклама стала не только двигателем прогресса.

Спектакли с высоким рейтингом Театр им. Е.Вахтангова

Самые обсуждаемые спектакли Театр им. Е.Вахтангова