Иван Грозный Москва / Большой театр 2.5 11 оценок 11 отзывов Иван Грозный 2.5 11 оценки Москва / Большой театр 11 Отзывов Отзывы: Оставить отзыв Оставить отзыв Ваша оценка: ★ ★ ★ ★ ★ Отправить Виктория от 11 июня 2023 Большой театр Все отлично.Мне очень понравилось.Хореография,свет,костюмы...Музыка С.Прокофьева идеально ложиться на действие.Она не из легких,с нагнетающим эффектом,чем и хороша.Все мои ожидания оправдались.Серьезный спектакль,который не оставляет равнодушным.Скажу больше:двух часов разделенных антрактом мне показалось мало.Самые стойкие поклонники не отпускали трех главных действующих лиц минут 15.Однозначно рекомендую. Михаил Иванников от 11 марта 2018 Большой театр afisha.ru/performance/91004/ https://mikhaili.livejournal.com/7729.html ПАДЕНИЕ В БОЛЬШОМ ТЕАТРЕ, простите "МОРДОЙ В ГРЯЗЬ" или кто убивает Большой театр России В воскресенье, на сайте Большого театра, шла трансляция балета "Пламя Парижа". На него, я, к сожалению, не попал. Билетов в кассах нет, а брать с десятикратной наценкой у перекупов, я не стал принципиально (об этом напишу в другой раз). Так и пришлось смотреть трансляцию. Но не о ней, а о другом, более значимом, более знаковом спектакле, о том, что смотрел из зала две недели назад. Об убийстве "Ивана Грозного", об убийстве спектакля и полётах балетных лицом о сцену, о полётах в кулисы и мимо них, о плясках деревенской филармонии на конкурсе народного творчества. И вся эта фантасмагория, дьявольским надругательством, "отмачивалась" на сцене Большого театра. Вообще-то я собирался написать красивый пост о Большом театре, о любви к нему, об искусстве, а точнее о его колыбели, коей и являлся, до недавнего времени этот театр. Театр, титульный театр, национальная визитная карточка, как матрёшка, водка и космос. Театр, квадригу которого ещё с советских времён знает пол мира, также, как и напечатанного на обороте казначейского билета Ленина. Балет "Лебединое озеро" чуть более чем остальные пол мира, узнававшие о переворотах и смертях вождей по медиа-трансляциям последнего. Начиная писать свой пост "О Большой любви", я захотел встретиться с теми, кто не только любит его как я, но и служит ему (работает в нем). Но, начав писать... Понеслась "моя" квадрига, запряженная в вагон, путейской оперой "Снегурочка". Не страшны ни снег, ни слякоть, пропел я, отдав дань ржавой попытке современного искусства. Не киберпанк со сцены, не в милицейские рации и мегафоны пели, вот и здорово, вот и не караоке. И... Уже бежал на "Руслана и Людмилу". Странное ощущение пип-шоу проснулось в первые минуты. Даже вспомнились слова небезызвестного мецената о взглядах под юбки балеринам... Со слов ветеранов балета, работавших в театре и знакомых с маэстро, присутствовавших накануне спектакля на оркестровой репетиции, мне стало известно, что Юрий Николаевич (Григорович) кричал на дирижера и оркестр, что не узнает музыку. Не слышит лирическую тему, что духовые забивают ее. Особенно в любовных сценах. Столкнувшись в коридоре с кем-то из старшего поколения, из тех, кто уже на пенсии и пришли посмотреть один из лучших спектаклей Григоровича - Юрий Николаевич сказал, что не узнает свой спектакль. Спектакль, слава которого, наравне со "Спартаком", не померкла и заставляет кривиться кислой оскоминой настоящее балетное руководство театра. И не мудрено, ведь у самих-то только из всех слав, слава о привезённых из Италии дивах, в качестве любовниц, да не в пример традициям и не скрывая ни от кого, пропихивание любовниц (наверно надо писать - "муз") в примы театра. СПЕКТАКЛЬ УБИТ. Да-да - убит и сделано это чрезвычайно искусно. Убит чужими руками, так, что сам не запятнан, а свалить на артистов и их непрофессионализм легко. Однако не надо скрываться за благородным негодованием и показушной борьбой за чистоту классического танца, когда представители классической школы выхолощены из театра под всеми благовидными и неблаговидными предлогами, когда выбор исполнительниц производится по правилу дала/не дала... И не хочется, а приходится трясти этим бельём. Вываливать эту помойку на всеобщее обозрение. Слишком рьяно превращают национальное достояние в домовой (карманный) театр, используя все нечистые схемы для личного обогащения и удовлетворения мелкопоместных амбиций. Царя танцевал забавный персонаж, однако - Иван Васильев. Я не стану заострять внимание на огромных ляжках и женской попе, согласитесь - смешно! Кто его позвал, мне кажется очевидно всем. Как очевидно присутствовавшим в зале, что так низко, только крокодилы, из анекдота про прапорщика, летают. Прыжки в ширь над "горизонтом". Кто откроет рот поспорить - нате фоточку из архива, как это было в исполнении Павла Дмитриченко, всего четыре года назад, но в до Вазиевскую эпоху, и должно было быть сейчас, но НЕБЫЛО в исполнении Ивана Васильева. Ладно прима балета не отрывается от земли, но хотя бы можно было посмотреть архивную запись спектакля?!! Из танца не узнал ничего (не увидел ничего знакомого, что когда-то танцевалось и есть в записях), пускай и с купюрами, но напоминающего постановку Григоровича! Набор акробатических элементов и только!!! Его монолог после смерти Анастасии потерял свою главную суть - обращение к богу. Рука с двумя перстами тянущаяся вверх вообще пропала из танца. Хороша была Анастасия, только заразительный хоровод снежинок, несущийся в своём хаотичном порядке, дурно подействовал и на её душевное равновесие. Результатом, во время монолога первого акта, стало барражирование прелестным личиком по сцене. Как мне пояснили - " видимо выполняя заветы Хасаныча, решила разорвать себя в перекидном, да что-то пошло не так и... Мордой об пол..." Девушку было жалко. Красиво танцевала. И я ахнул вместе со всем залом. А когда она дотанцовывала, с гримасой боли на лице, переживал вместе со всеми. Народ, который в балетах Григоровича был важным действующим лицом произвёл совершенно фантасмагорический эффект. Артисты во время танца уходят за кулисы, в то время когда танец продолжается. Культура поведения, уважение не говоря про зрителей, а к танцующему рядом с тобой отсутствует напрочь. Полёты "Во сне и наяву" продолжались в обоих отделениях - кто уже приземлился, а кто только собрался скакнуть, да въехал в кулисы. Запутавшиеся в ногах, танце и канатах Звонари. Кто-то старается через-чур, кто-то танцует даже не в пол ноги. Халтурит. Вру? Тогда опять фото из истории (конечно - КАК ДОЛЖНО БЫЛО БЫТЬ, НО НЕБЫЛО)! 964534727.jpg Девушки... Милые, дорогие. Хороша летка-енка получилась! Захватила! Кто на пяточку, кто на носок, полупальцы, полная стопа!!! Ну круто же "народным хороводом", а? Половина не знает порядка и создает массовку "до кучи". Создавалось впечатление, что вообще впервые увидели этот балет прямо на сцене. Из дюжины танцовщиц, лишь пара привлекала внимания. И где же Вазиевская борьба за чистоту Классического танца. Или ему она нужна только в Лебедином, Спящей. Щелкунчике. А Грозный к классике не относится. Но простите — это не ему решать, а значит нужно прибить неугодный спектакль! Единственным приличным фрагментом из всего балета можно назвать девушек со свечками. Единственные, которые танцевали ровно, аккуратно. Пару слов о Курбском в исполнении Артема Овчаренко. Помня в этой партии Акимова, Таранду, хочется спросить: где муки и боль страданий. Вообще где сам танец? Где актерское мастерство? Отсутствует. Напрочь отравила гниль разлагающегося трупа спектакля, театра, или сомнительная "слава" Нуреева? В связи с этим прекрасно понимаю слова Григоровича, о том, что это не его балет. Падение в Большом или падение Большого театра. Падение, что называется «мордой в грязь». Кому выгодно убийство ГАБТ, вопрос чисто риторический. Выгодно, ещё как выгодно. Выгодно опустошить репертуар. Своеобразное проявление местечковой коррупции. Ведь новые постановки, авторские и прочие дивиденды в звонкой монете. Президентские гранты. Это же сколько можно деньжищ отмутить за каждый новомодный изыск, так любвеобильно желаемый быдлом, с выводом голых овечек, размахиванием гениталиями и демонстрацией голых поп. Ta Ra от 22 февраля 2018 Большой театр afisha.ru/performance/91004/ 22 февраля 2018 года, 19:00, Москва, Большой Театр, балет "Иван Грозный" Если бы Вы знали, с чем мне сегодня позволено было соприкоснуться!! Чудо от Симона Вирсаладзе под микс от Сергея Прокофьева и Михаила Чулаки, оживленное жестами, взглядами, полётами и символичными крестами от Юрия Григоровича. Наконей-то я увидела Ивана Грозного таким, каким я его представляла. Прогрессивным, Сильным, умеющим любить и очень, очень Светлым. Да, отягощенным, вынужденным, но это уже о другом Иоане. Последующем. Сценические решения не восхищают. Они потрясают! Как и музыка, такие же динамичные, как танец, как сегодняшний день. Стремительные, недосягаемые и обволакивающие. В антракте я слышала о «мощных колоннах, превращающихся в трон, тронный зал»... (где-то я это уже читала)... А я увидела три купола (одного храма ли, одного государства ли), окруженные (выдавливаемые) недружественной пустотой, злобой, жестокостью, гнилью с одной стороны и Верой, широтой души, открытостью, бесшабашностью, щедростью с другой. А крест, проходящий через весь спектакль... Я всегда ставила под сомнение паранормальную жестокость Иоана к своим женам. Была другая причина. Может быть, озвученная в этом спектакле..? Иоан пронес по своей жизни своей крест – единственную любимую им... отстранившись от Светлого мира после её потери. ... скрещение кнута и посоха у Иоана... кнута опричников и косы смерти несущей... ... кисти рук выкладывают диагональ слева вниз, перечеркнув её же диагональю слева вверх... Перекрещение колокольных канатов, обращающихся то в посланников беды, то в радостный праздник со скоморохами, да плясками. То в предвестников смерти, то в олицетворение итогового превращения Иоана в Грозного («...хотели – получите!»). Меня вообще поразило и обрадовало одновременно отсутствие в спектакле навязчивой конкретности в постановке. Художникам удалось создать мираж, ощутить значение которого они означили нам – зрителю. Я говорю не только о непредсказуемости в ощущении виртуальной работы Вирсаладзе. Но и о смелом решении Михаила Чулаки миксовать музыку Прокофьева, усилив таким образом видение Руси, силы духа русского, щедрость празднеств на земле нашей; обострив вечную циничность двора московского, колкого до смертельного удара исподтишка, ненадежного и фальшивого в сути своей. А это кружевное вплетение детского хора!! Потрясающе. А ещё мне посчастливилось увидеть рассказанную Юрием Григоровичем историю о царе Иване и смутном времени!! Это был не танец а новый язык – не жестов, а символов, переданных в танце. Полёт, вывернутая ступня, поклон-наклон... Всё было продуманно. Безумно, но блестяще. Символы и жесты на уровне помешательства. Недоговоренности, вопрошающие задуматься, усомниться в озвученном. И это замечательно. Есть о чём помолчать после спектакля... Я давно не была в Большом (да и в Москве я не была давно). Последнее, что я видела – гениальный Васильев и неподражаемая Максимова в Спартаке. Но, как бы сказал Жванецкий, ... удачно я зашла сегодня... Какая это прелесть – Светлана Захарова. Какая это мощь – Михаил Лобухин. Какая это лёгкость – Денис Родькин. Большой, как всегда, оправдал своё положение в моём сердце. СПАСИБО P.S. кстати, тем, кто так верит, что Иван Грозный был исключительно только паранойно грозным... Сегодня, как и десятки, сотни лет назад, историю Руси стараются переписать под удобный мотив, под необходимые обстоятельства и пр., и пр., и пр... Но сегодня, как и сотни лет назад ведётся одна и та же война. Между теми, кто победил и теми, кому это не удобно. Я не жила при Иване Грозном. Не читала летопись (настоящую, НЕ переписанную под удобоподобную). У меня есть моё мнение. Спасибо единомышленникам за подаренный Вашим гением Вечер!! Людмила Гаврилова от 21 января 2017 Большой театр afisha.ru/performance/91004/ Возможно, это лучшее, что я видела на сцене! Я родилась под счастливой звездой ) От желания восстановить спектакль в Большом до новой премьеры в 2012-ом прошло много лет - долгое время наследники Прокофьева не давали разрешения на использование его музыки. И только меня заинтересовала фигура Ивана Грозного - я вижу на растяжке рекламу Большого! Больше 20 лет прошло с предыдущих показов "Ивана Грозного" с блистательным Иреком Мухамедовым в роли первого русского царя. Реальный Грозный тоже танцевал, попирая все законы тогдашней морали, в чем и упрекал Иоанна его главный оппонент и фанат князь Андрей Курбский. В своих письмах из Литвы политэмигрант Курбский так припоминал Ивану его бесчинства: "начал со скоморохами в машкарах плясать и сущие пирующие с ними". Очень нравится, что ставится много старых и новых произведений про нас, русских, с нашей воистину лесной жестокостью и подчас мазохистской щедростью. Прежде всего, конечно, нужно знать и ценить себя, иначе невозможно понять и принять что-то чужое. Иван в балете Большого представлен изначально светлой сильной личностью, которую поглотила тьма озлобленности и паранойи. Грозный стремился к прогрессивным преобразованиям, но не смог реализовать свои замыслы, поскольку потерял контроль над собой. Мне это очень интересно, потому что в Москве подобное грозит любому. До переезда в Москву я не знала такого циничного предательства и ответных вспышек гнева такой силы, которые приходилось гасить месяцами. Я была шокирована уже в самом начале представления ) Когда три мощные колонны начали разъезжаться и оказались специальным образом освещенными сетками, за которыми скрывался трон... Декорации авторства Симона Вирсаладзе гениальны! Жаль, что такие люди не могут жить вечно. Вкратце про балет - взрослый мужик рядом со мной прокомментировал: "Как страшно" ) Иоанн на сцене топчет, душит, травит. В какой-то момент царь складывает вместе кнут и посох, и образуется крест, так же опричники складывают свои кнуты и секиры. Грозный в трактовке Юрия Григоровича заставляет вспомнить Люцифера, который падает, не получив ответа, помощи, наставления от Бога. Собственно Курбский называл опричников "бандой Сатаны". Сцена отчаянной молитвы Ивана после гибели любимой Анастасии такова, что хотелось вскочить и выбежать из театра. "Иван Грозный" вообще не дает передышки ) Когда финальное мочилово заканчивается, руки правителя с таким напряжением соскальзывают бессильно вниз по посоху... Остро чувствуешь, что в Иоанне сейчас человек отмучился, умер в корчах, был он все же человеком, да потом весь кончился. Потом у него с посохом отдельное соло, в котором жезл доминирует, сгибает буквально, одновременно являясь высокой планкой. Зрелище жуткое, мурашки бегут по коже. Когда смотришь балет такого уровня, думаешь: Все-таки иногда люди - птицы! Саша К. от 17 апреля 2015 Большой театр afisha.ru/performance/91004/ На этот балет можно спокойно звать "неподготовленных" зрителей, даже тех, кто обычно засыпает в театрах. Вряд ли этот спектакль оставит кого-либо равнодушным. Шедевральные сценография и костюмы. Яркий символизм. Необычайная динамичность действия вместе со сложнейшей для исполнителей, но такой эффектной для зрителя хореографией Григоровича. А драматизма и актерской игры здесь столько, что вам потом не захочется идти на обычные драмспектакли. Alla Bulgakova от 15 апреля 2015 Большой театр afisha.ru/performance/91004/ БАЛЕТ "Иван Грозный" в Большом. Звучит пугающе, наши друзья отказались все, но нам очень уж хотелось посмотреть снова на Ивана Васильева, поскольку в Москве его редко застанешь! Первое действие красивое, Русь, Иван, Царица Анастасия. Второе действие хотя и кровавое по сути, но танцевали шикарно. Григорович всё-таки очень талантливый хореограф. Положить на танец такую тяжелую историю, как Иван Грозный верх совершенного мастерства. Ну а уж музыка Прокофьева не нуждается в представлении! ?Аплодировали протяжно, минут 15, и артисты, не ленясь, 33 раза выходили на поклон! ?????? Alexandra Polyushkova от 15 апреля 2015 Большой театр afisha.ru/performance/91004/ «Из телевизора – в Большой, или почему в балете запели» Да будет вам известно, что никакого балета «Иван Грозный» Сергей Прокофьев не писал. А теперь подробнее. Историю Ивана Грозного хотел экранизировать Сталин. По его требованию подобрали «крупного мастера-режиссера» Эйзенштейна, а сценарий утверждал лично Иосиф Виссарионович. Сделать музыку к кинофильму поручили Сергею Прокофьеву. Про кино Съемки фильма шли во время великой отечественной войны, в Алма-Ате. Первая серия вышла на экраны в январе 1945 года, и за нее режиссёр и съёмочная группа получили Сталинскую премию I степени. Вторая серия фильма Сталину не понравилась из-за откровенного показа садизма опричников, которому режиссер, по мнению Сталина, не нашел в фильме достаточно убедительного оправдания. 4 сентября 1946 года Центральный Комитет ВКП(б) выпустил Постановление, в котором осудил вторую серию с формулировкой: «Режиссер С. Эйзенштейн во второй серии фильма «Иван Грозный» обнаружил невежество в изображении исторических фактов, представив прогрессивное войско опричников Ивана Грозного в виде шайки дегенератов, наподобие американского Ку-Клукс-Клана, а Ивана Грозного, человека с сильной волей и характером — слабохарактерным и безвольным, чем-то вроде Гамлета». В итоге, после запрета второй серии, работы над фильмом были прекращены. «Иван Грозный» был задуман как трилогия. Первая серия охватывала период от коронации до опричнины, вторая рассказывала о боярском заговоре, третья… третья серия фильма существует только в сценарии, в подготовительных рисунках, в рабочих записях и нескольких запечатлённых на плёнку фрагментах. По задумке режиссера, она должна была символизировать триумф русских над Западом. «Иван Грозный» стал последним фильмом, снятым Эйзенштейном. В феврале 1946 года Сергей Михайлович умер. Про музыку По свидетельствам современников, у Прокофьева был замысел создания оперы «Иван Грозный», ставить которую он хотел с Эйзенштейном. Именно поэтому в музыке так четко выражен оперный характер. Помимо авторского музыкального текста в фильм вошло много оригинальных стилизаций на темы традиционных русских литургических песнопений. В итоге, музыкальный материал для кинополотна составил 55 номеров. Часть номеров не вошли в картину, а полная публикация авторского текста Прокофьева состоялась только в 1997 году! Сам же материал дербанили на части. В 1962 году композитор и дирижёр Стасевич составил из музыки Прокофьева ораторию «Иван Грозный». Композитор Чулаки создал на музыку Прокофьева балет с либретто Григоровича. Его поставили в Большом в 1975 году и в Гранд-опера в 1976. Балет давали на сцене Кремлевского балета и в Краснодарском театре. Партию Ивана танцевал Васильев. В 1978 спектакль экранизировали под названием «Грозный век». Исторические костюмы фильма «Иван Грозный» были использованы при съёмках комедии «Иван Васильевич меняет профессию». Сегодня произведение Прокофьева исполняется как в виде оратории и балета, так и в полном варианте. Но что же показывают в Большом? По легенде, балетмейстер Юрий Григорович был настолько потрясен музыкой Прокофьева, что загорелся идеей рассказать о жизни царя языком хореографии. В советское время балет поставили, но возобновить его в современной России было непросто. Родственники Прокофьева, владеющие правами на использование его творческого наследия, не давали согласия на работу – ведь Прокофьев такого балета не писал. Только в 2011 году разрешение на постановку, а точнее эксклюзивное право на ее восстановление, было получено, с условием, что воссозданием редакции от 1975 года займется сам Григорович. Так «Иван Грозный», «легендарный балет Сергея Прокофьева», вернулся на сцену Большого. Два акта рассказывают о душевной драме царя Ивана. В одной из сильнейших сцен – прощании с любимой женой – в балете поют. Теперь вы знаете, почему. Насколько хореографический язык отражает реальные события – судите сами. Опыт показывает, что в России у каждого – своя История. Валерия Тарасенко от 15 февраля 2014 Большой театр afisha.ru/performance/91004/ Невероятная постановка, которая полностью захватывает внимание зрителя и не отпускает до самого конца! Драма жизни и души одного человека развернулась на сцене Большого театра - история трагической потери любимой жены Ивана Грозного, борьба с боярами, появление опричников и душевные терзания царя. Это был не просто балет, это было настоящее шоу - взрывное, эмоциональное и очень динамичное благодаря хореографии Юрия Грегоровича и музыкальному сопровождению Сергея Прокофьева. Гармоничные и не утяжеляющие сцену декорации, красивые костюмы и, конечно же, сам балет, на мой взгляд, даже несколько не классический, но прекрасно отражающий эмоции героев спектакля. Особенно сильно впечатляет сцена прощания Ивана с Анастасией, где музыка, пение, декорации, костюмы героев и свечи создают неповторимое ощущение таинства и трагизма момента похорон возлюбленной. И, конечно же, динамичная концовка, где концентрируется вся боль Ивана Грозного и выплескивается в виде яростных танцев опричников и воплощения мести царя. Прекрасная интерпретация исторического фрагмента жизни Ивана Грозного в современной, вобравшей в себя все преимущества классического балета, постановке! тирамису )) от 20 декабря 2013 Большой театр afisha.ru/performance/91004/ 24 ноября сходила на балет "Иван Грозный" в Большом театре с участием Михаила Лобухина, Анны Никулиной и Дениса Родькина. Мою рецензию вместе с картинками на сайте журнала Elysee можно посмотреть, перейдя по ссылке http://elyseemagazine.com/index.php/kultura/teatr/item/1486-грозный Два часа этого балета стали для меня самым сильным впечатлением за последние месяцы! Русские пляски на фоне звона колоколов, страшный танец опричников под вихревую музыку Прокофьева, красочно изображенная битва с монголами- все это создавало атмосферу Руси времен Ивана Грозного. Каждый образ Григорович рисует красками своей неповторимой хореографии, которая раскрывает сложную сущность героев. Иван Грозный- не только сильный самодержец и блистательный полководец, но и нежный муж и безутешный вдовец после гибели его жены Анастасии, невинной жертвы своего времени, Курбский - предатель, но его страдания из-за потери возлюбленной вызывают сильное сострадание. Накал чувств главных героев держал меня в постоянном эмоциональном напряжении, а стремительность сюжетной линии не отпускала внимание ни на мгновение. Из всех сцен сложно выбрать самые интересные, каждая важна для создания полной картины того времени и персонажей, однако я хочу отметить те, что произвели на меня наибольшее впечатление. Первое появление Ивана Грозного в исполнении Михаила Лобухина выглядит устрашающим. В гибких, будто паучьих движениях, мощных прыжках чувствуется власть царя, который, словно предвидя последующие трагические события, показывает, что его недругам будет трудно с ним совладать. Павел Дмитриченко, первый исполнитель партии Ивана Грозного в возобновленной постановке, отмечал: "Иван Грозный прежде всего очень сильная личность, он не мог быть слабым, потому как являлся царем долгое время, больше полувека. Естественно, находясь во власти такое количество времени, человек не может быть мягким, тюфяком, который пытается с помощью каких-то слов сделать свое правление и добиться своих целей." Каждый выход Дениса Родькина, танцующего роль князя Курбского, соединяет в себе потрясающую технику исполнения и полную эмоциональную отдачу. Он рассказал о работе над образом: "Я старался создать бесстрашного русского богатыря. Я должен был двигаться широко, должен был прыгать — занимать пространство, чтобы захватить энергией своего героя зал. Я не считаю Курбского предателем, он убежал, просто свою жизнь спасая. И в моем танцевальном моменте Курбский был положительным героем. Раньше же создавали отрицательный образ. И поэтому я решил, что буду другим." Страдания Курбского из-за невозможного счастья с Анастасией, которую царь выбрал себе в жены, наполнены таким отчаянием и болью, что невозможно не сопереживать этому герою. Видение Ивана- это прощание царя с любимой женой. Он будто снова встречает свою возлюбленную и в последний раз прикасается к ее образу. В движениях царя тихая нежность, напряженное ожидание мучительного расставания - его чистая любовь к Анастасии покоряет. В этом балете он не виновник, а жертва. Юрий Григорович поясняет созданный им образ царя: " Иван Грозный в определенной степени трагический герой: взвалил на себя крест во имя того, чтобы страна не исчезла в раздробленности. Думаю, он и сам сознавал, сколько на его душе тяжких грехов. Я беру эпизоды его молодости: невероятную любовь к первой жене Анастасии – чувство, которое прошло через всю его жизнь и осталось у него в памяти как самое светлое." Для меня самый страшный эпизод- месть царя. Иван Грозный расправляется с боярами, убивая их так же, как они убили Анастасию. Видя повязанных изменников, царь в одежде скомороха издевается над ними, держа в руках кубок с ядом. Кому-то из них придется выпить отраву из рук царя. Противоречивость шутовского действия и казни людей усиливает трагизм происходящего, доводя его до апогея в момент, когда царь яростно срывает скоморошечий наряд, и его злость уже не оставляет никакой надежды: все будут казнены. Последующая финальная сцена- борьба Ивана с самим собой. Власть убивает в царе душу, мучает его, но он не может отказаться от трона, оставить Россию во время смуты без правителя. Сомкнув в руке канаты всех колоколов, Иван с ужасом протягивает руку в будущее - таков грандиозный финал этого удивительного балета. В "Иване Грозном" соединилось все, что может поразить зрителя: и гениальная музыка, и потрясающая хореография, и увлекательный сюжет. Красота спектакля заключается не только в танце артистов, но и в ярких, исторических костюмах и живописных декорациях. Посмотрев этот балет, сразу чувствуешь мощь Большого театра, понимаешь, почему русская балетная школа-лучшая в мире. Если вы еще не видели "Грозного" в Большом, спешите найти билеты! Это, как говорится, "must see". Я попытаюсь сходить еще раз, но уже на другой состав. Еще одна моя мечта- увидеть балет "Спартак" тоже в постановке Юрия Григоровича. Неужели же есть что-то лучше "Ивана Грозного"? Оксана Дегтярь от 23 ноября 2013 Большой театр afisha.ru/performance/91004/ Отличный балет, отличная постановка и исполнение ( Премьер -Михаил Лобухин в роли Ивана Грозного) Всем оппозиционерам рекомендую сходить. Очень современно и очень жизненно!! Очень понравилась аллегория заговор бояр - (это) танец со смертью, и самый восторг- предательство бояр, один оппозиционер предатель близок к трону, почти залез на него и тут!!! )) Иван Грозный спускает его с трона, с лестницы... !!! Феерично, символично!! Нежная сцена - отношения Царя с Царицей. Не пошло , как это часто бывает в современном "искусстве". Трагическая история предательства Курбского, который любит Анастасию, сначала отказывается от заговора с отравлением, соглашается, и в результате, Анастасия погибает приняв предательский бокал. А еще мой восторг - победа царского войска поз знаменем с Крестом Христовым. Сим победиши. Очень показательно, символично. В общем - смотреть надо. И нам для бодрости духа и оппозиционерам для вразумления. Все уже было. 1 2