Дон Жуан

Дон Жуан

3.3
26 оценок
отзывов
Купить билеты
Kassir
Отзывы:

Оставить отзыв

  • Ваша оценка:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
от 27 марта 2010
Театр им. В.Ф. Комиссаржевской
Жизнь пуста, бездумна и бездонна. Выходи на битву, старый рок! (c)Александр Блок Режиссёр Александр Морфов за основу взял Мольера, но Мольер им переосмыслен и текст изменён - микшированно несколько пьес на тему. В спектакле показан уродливый мир, уродливых отношений и этот мир узнаваем и похож на наш, а не на Францию 17 века. Сам Дон Жуан (А. Баргман) лишён хрестоматийной "мужской" привлекательности. Он страшен, уродлив, циничен. Развалившийся, растёкшийся человек, внушающий отвращение. Его погоня за женщинами и странный образ жизни, который клянёт Сганарель - не сладострастие, а проверка мира на прочность. У Мольера Дон Жуан, издеваясь, утверждает, что если бы Бог сущестовавал, то непременно покарал бы его за плохое поведение. В спектакле иначе - Жуан почти молит об этой каре. Он выбегает в грозу под блеск молний и просит - Господи, убей меня, порази громом и гневом своим! Потому что - если Бога нет, то всё позволено. Но ведь не может же быть, чтобы всё было позволено! Это противоестественно, это не укладывается в голову и в душу! "Морфовский" Дон Жуан переживает классический кризис атеистического мировоззрения, громоздит убийство на распутство и на самом деле хочет, чтобы его остановили. В пьесе есть эпизод, где Сганарель и Дон Жуан встречают нищего калеку, который просит Христа ради и Дон Жуан предлагает ему денег, но лишь в обмен на богохульство. В спектакле этот эпизод педалирован и изменён. На сцене не нищий, а столпник - он ни о чём не просит, принимает подаяние глядя на благодетелей сверху вниз по причинам чисто физическим, он - над всеми - на раскачивающемся столбе. И когда Д.Ж., задравши голову, спрашивает: "Вы молитесь, вы должно быть очень счастливый человек?" это звучит не как насмешка над недалёким Сганарелем (В. Богдановым), вопрос вполне искренен, хоть и приправлен изрядной долей горечи. Поверить в Бога было бы облегчением. Искуситель Дон Жуан сам искушён и обескуражен контрастом между жалким нарядом столпника, его куцей речью - и его стойкостью, и брошенный вверх кошелёк "просто из человеколюбия" по большому счёту ничего не меняет. Позже, Дон Жуан сам залезет на этот столп и будет твердить "Я верю, что 2Х2=4, 4Х2-8, 8Х2=16", как молитву, как заклинание. В отличие от своего мольеровского прототипа герой А. Баргмана ничуть не напоминает адепта популярной в 18 веке теории чистого разума. Этот Дон Жуан не уверен ни в чём, мир странен, законы устанавливает не он, и в следующую минуту всё может перемениться: 2Х2 будет равняться 5ти, 2Х4 - 11ти. Всё шатко, как качаемый ветром столб, и оперется невозможно даже на таблицу умножения. Второй акт - логическое продолжение первого. Если в первом акте комические и философские эпизоды чередовались, то во втором режиссёр больше не позволяет зрителю расслабится, провоцирует неустанную работу мысли, загадывает загадки и подсказывает ответы. Мир теряет свои краски. А перед зрителями - уже не один пьяница, распутник и дуэлянт, а с десяток. Поведенческая модель Дон Жуана - от причёски до привычки бросать женщин без объяснений растиражированна чернью. Оказывается, можно жить так же, только не задавая вопросов. Просто брать от жизни всё самое приятное, не рассусоливая, пропуская экстремальные водные процедуры, философствование и человеколюбивые жесты. Эта форма без содержания, покрытая гламурным глянцем и приспособленная для массового потребления оказывается куда более страшной, чем самая отвратительная сущность. И Дон Жуан отгораживается от настигших его двойников, он уже не в поисках радости, а в поисках ответов на вопросы: зачем? почему? Кому это надо? Если у Мольера Дон Жуан притворяется уверовавшим и лицемерит, то в спектакле иначе. Сидит в чёрном на высоком стуле, над всеми, над всем, грустен, мрачен, в разговоре с отцом почти нежен. Берёт чётки, смотрит на них с недоумением, перебирает с задумчивым недоумением - так надо? это поможет? Такое выражение лица я видела не раз - у тех, кто стоя перед храмом видимо озадачивался какой рукой креститься, а потом преодолевая неловкость втыкал свечи перед иконами. Узнаваемо и прозрачно, так же как и робость, с какой Дон Жуан готовится ко встрече со священником, спохватывается - вынимает изо рта жвачку. Потом на таком же высоком (3 метра стуле) подъезжает пастор... Это прекрасно сыграно, как ДЖ склоняет голову, шепчет что-то, священник кивает, кивает, кричит что-то гневное... И ДЖ отстраняется, как же, как же, я пришёл, я переступил свою гордость, а меня не хотят принимать таким, какой я есть (всё это сыграно блестяще невербально). С горечью говорит "И тут тоже самое". И когда минуту спустя Сганарель подходит к своему хозяину: ох, какое счастье, что вы исправились. ДЖ смеётся неестественно громко. "И ты поверил. Я притворялся", - но притворяется он как раз сейчас. Господи, если Ты существуешь, то зачем посредники? И зачем так грязна жизнь? Или Тебе всё равно и Ты с беспристрастным любопытством взираешь на мир с ещё более высокого табурета? Дон Жуан снова пробует этот мир на прочность и на этот раз идёт до конца. Сыновья привязанность, дворянская честь, нежность любовных отношений - всё сминается безжалостно. И уже не комедией оказывается спектакль, а трагедией рока. Он будет сидеть за длинным и высоким столом и ждать прихода Командора. А вместо него придут ряженые на ходулях, разыграют комедию, и тогда станет действительно страшно. Страшно от осознания своей ненужности, своего одиночества в этом мире. Рок - "большая бессмысленная обезьяна". И Дон Жуан делает последний шаг в пропасть, убивает человека, которого до этого спас... И становится уже не важно, придёт Командор или нет. Свой ад Дон Жуан уже обрёл внутри себя, страшнее не будет. Дон Жуан сходит в оркестровую яму, как в вечность, и вот уже звучат аплодисменты, артисты выходят на поклон, а ответы на заданные вопросы так и не нашлись...
от 22 декабря 2009
Театр им. В.Ф. Комиссаржевской
Если вы действительно любите театр, сходите обязательно! Великолепная сценография, некоторые сцены смотришь, открыв рот от восторга (например, спасение тонущих в море Д.Жуана и Сганареля). Прекрасные актерские работы (практически все, но особенно хорош В.Богданов в роли Сганареля). Если же вы ходите в театр исключительно для развлечения, не ходите ни в коем случае. В спектакле очень много смешного, но все-таки это серьезная постановка, тяжелая и (внимание!) наводящая на размышления. Некоторые пишут, что спектакль очень "осовременен", и в нем "много пошлости". "Современный лад" присутствует, да: велосипед, жевательная резинка, визитки, которые Д.Жуан раздает зрительницам, но то ли я привыкла к тому, что сейчас ни одна постановка без этого не обходится, то ли создателям спектакля удалось не перегнуть палку - все эти находки вполне удачны и не портят действие на сцене, наоборот. Пошлости не было. Я очень чувствительна к пошлости, честное слово, я бы заметила. Была пара шуток на грани, но ни одной ЗА гранью. Вашу религиозную бабушку, возможно, не стоит водить на этот спектакль, но никакой опасности для школьников старших классов нет. Мне показалось, что немного скомкан конец, но надо принять во внимание, что спектакль вышел несколько лет назад и мог немного... потерять форму. Тем не менее, я видела несколько постановок Дона Жуана, и могу сказать, что это одна из лучших, (но и одна из самых мрачных).
от 22 декабря 2009
Театр им. В.Ф. Комиссаржевской
Если вы действительно любите театр, сходите обязательно!
от 10 февраля 2006
Театр им. В.Ф. Комиссаржевской
Спектакль разделен на 2 части, причем одна из них (первая) еще претендует на то, чтобы быть веселой и комичной, а вторая создает впечатление мрачности и довольна скучна. Много пошлости, совершенно не вписывающейся в идею, хотя именно она смешит публику. Однако если учесть, что на спектакль водят большие толпы школьников (хоть и "испорченных"), все-таки хочется убрать всю пошлятину (пусть это звучит по-ханжески)… Общее впечатление от спектакля - не понравилось, второй бы раз не пошла, друзьям бы не посоветовала.
от 10 февраля 2006
Театр им. В.Ф. Комиссаржевской
1
от 10 января 2006
Театр им. В.Ф. Комиссаржевской
Красиво, увы, писать не умею, но добавлю капельку негатива. 1. Местами некоторый перебор с «осовремениванием» оригинала и «общением» с залом. Но совсем чуть-чуть, не сильно раздражает. 2. Крепитесь, первый акт идет более 2-х часов. И честно говоря, я не совсем понял, зачем нужно было делать 30-минутный второй акт, который смазал общее впечатление о спектакле. К тому же не все могут высидеть 2 с лишним часа на неудобном кресле и банально начинают отвлекаться от действа на собственные ощущения дискомфорта. Это, пожалуй и весь негатив, а позитива все равно больше.
от 10 января 2006
Театр им. В.Ф. Комиссаржевской
0

Спектакли с высоким рейтингом Театр им. В.Ф. Комиссаржевской

Самые обсуждаемые спектакли Театр им. В.Ф. Комиссаржевской