Враг народа

Враг народа

2.9
13 оценок
отзывов
Купить билеты
Kassir
afisha
Отзывы:

Оставить отзыв

  • Ваша оценка:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
от 28 августа 2021
Театр Европы
Сергей Курышев (Доктор Стокман) играет прекрасно. В остальном, мне показалось, довольно печально, к сожалению...
от 4 июля 2019
Театр Европы
Общаясь с разными людьми, слышал, что малый драматический театр уже не тот, что бы раньше, что Додину пора на заслуженный отдых, что гениальные спектакли второй половины 20 века, возрожденные силами молодых артистов, являются жалкой пародией на первоисточник. Да, отчасти это все так. Несколькими днями ранее я получил огромное, жирненькое, убедительнейшее НО, сходив на "Врага народа". Пока в МДТ ставят такие спектакли, я буду туда ходить. Больше всего меня потряс тот факт, что пьеса Ибсена написана в дремучем 1882 году. Я не знаю, насколько адаптирован был текст, читаемый со сцены театра, потому что с этим произведением норвежского классика не знаком. Как бы там ни было, тот факт, что прошло 136 лет, а текст будто о нас написан , как минимум удивляет. Лишнее подтверждение тому, что по существу не меняются ни желания человеческие, ни мотивы, побуждающие к каким-то действиям. Все как у Булгакова - обыкновенные люди, напоминают прежних, только квартирный вопрос их испортил. Во время первого действия зритель пытается подглядеть сквозь полупрозрачную занавеску, что же происходит в доме доктора Томаса Стокмана, о чем разговаривают жители курортного городка на юге Норвегии. Атмосфера ожидания, взаимных недомолвок, невысказанных взаимных упреков царит на сцене. Постепенно все разъясняется, занавеска отдергивается и на авансцене оказываются все действующие лица, центральное место среди которых занимает сам доктор. Я не хочу рассказывать, в чем суть проблемы, поднимаемой главным героем, тем более что как бы хорошо я не пересказал, лучше все равно почитать само произведение или сходить на постановку. А лучше и то и то. Второй акт проходит в режиме пленарного заседания, докладчиком на котором выступает доктор Стокман, распорядителем - мэр городка, а народом - зрительный зал. Два раза выступление докладчика прерывается аплодисментами, настолько метко и остро он попадает в болевые точки нашего сегодняшнего дня. Стокман вихрем проносится по каждому, имеющему отношению к власти в городке и на лопатки укладывает человека с его пороками и страстями. Сергей Курышев в роли доктора великолепен. Бонус: "Из каких людей составляется большинство в стране? Из умных или глупых? Я думаю, все согласятся, что глупые люди составляют страшное, подавляющее большинство на всем земном шаре. Но разве это правильно, черт возьми, чтобы глупые управляли умными? Никогда в жизни!" P.S. Как же хочется, чтобы В.В.Путину в прямом эфире звонил не В.Газаев с пожеланиями здоровья, а "доктор Стокман" с поднятием реальных проблем.
от 13 мая 2015
Театр Европы
Третий курс. На лекциях по зарубежной литературе обсуждаем "Кукольный дом" Ибсена. Драма, в которой основная полемика складывается вокруг семейных ценностей, а на более глобальном уровне касается свободы личности. Эта история потрясла меня до глубины души. Благополучие и уют счастливой на первый взгляд семьи таяли подобно шарику ванильного мороженого в жаркий летний день. Ибсен с каждой страницей мастерски разрушал, созданную им же самим, эту бутафорскую идиллию, раскрывая поочерёдно все тайны кукольного дома. "Враг народа" в постановке Льва Додина стал не меньшим для меня потрясением. В уютной, полной яркого летнего света комнате с окнами от пола до потолка, за накрытым белой скатертью столом сидят мать, отец, дочь и пусть не друзья, но хорошие знакомые. Вспоминают трудности, что были в недавнем прошлом, и радуются настоящему, с благодарностью принимая пережитые невзгоды. Всех присутствующих мы наблюдаем за прикрытой из тончайшего, едва ли не прозрачного материала занавеской. Через несколько минут к нам выходит доктор Стокман с письмом в руках. Кажется, его подозрения подтвердились. Он начинает свой рассказ... Гениальность Генрика Ибсена, как выдающегося драматурга, в том, что он "раскручивает" сюжет, начиная повествование с изящной, без единого намёка на хоть сколько-нибудь драматическое заключение, сцены к трагическому концу. Скатерть летит прочь, а стёкла в комнате разбиты. Тот, кто мгновение назад декламировал высокие истины, с лёгкостью переходит на другую сторону, соглашаясь с "общественным мнением", подчиняясь "подавляющему большинству". Сильное гражданское высказывание на сцене МДТ в интерпретации талантливейшего режиссера Льва Абрамовича Додина. Зал рукоплескал, а крики "браво" раздавались повсюду. Мой вечер удался. Спасибо.
от 20 ноября 2014
Театр Европы
По мне Сергей Курышев (доктор Стокман) начал как-то не уверенно, но в процессе все стало на свои места, очень хорош в этой роли! Хорошая постановка до мелочей, несмотря на немного ленивое первое действие. Второе было более глубоким по смысловому содержанию ! Пыталась уловить каждые слово доктора Стокмана! А высказывал он действительно важные и верные мысли . Таких искренних оваций давно не наблюдала в театре! Мыслящим людям понравится!!
от 19 июня 2014
Театр Европы
Эта работа для меня важна потому, что после просмотра есть над чем задуматься.... немало ответов получаешь после увиденного! А ведь всё в жизни так просто, но и одновременно так сложно. Вот ведь парадокс! Бороться за истину, идти напролом, плыть против течения - могут совсем немногие. Сергей Курышев совершенно органичен в главной роли . Великолепная работа!
от 22 мая 2014
Театр Европы
В жизни большого художника наступает тот период, когда он уже всё понимает об этом мире и говорит о нём без громыхания молодости, по-стариковски тихо, чаще всего даже скудно и скупо. Так Ханеке снимает "Любовь", а Додин ставит "Враг народа". У обоих уже нет воодушевления от мира, они разочарованы и не питают иллюзий. Но благодаря своей мудрости, не сосредотачиваются на ворчании. Они делятся со зрителем своими мыслями. И если нет рядом близкого человека, который бы рассказал о жизни, рядом есть большие и близкие художники. В Малом драматическим всегда умели находить пьесы редкие, незаезженные, умные. "Враг народа" Ибсена - словно глоток свежего воздуха. Никто из ныне живущих не рассказал о современном человеке так, как это сделал Ибсен. Об одиночестве человека порядочного, о невозможности противостоять воле большинства. Сергей Курышев - актёр не самый ровный. Он не Игорь Иванов или Пётр Семак, которые поражают сразу. У Курышева не всё принимаешь, не сразу привыкаешь к его манере держаться на сцене и говорить. Но весь его путь, мне кажется, был затеян ради роли в этом спектакле. Потому что уверен, что это роль именно Курышева, никого другого. Именно его манера, речь, жесты - это манера, речь и жесты доктора Стокмана. Редкость, но в спектакле Додина много музыки. Музыка и воздушная сценография Александра Боровского делают этот спектакль красивым. Трагедия человека не кажется такой страшной, когда его окружает такой дом и такая музыка. Режиссёр уверен, что в доме доктора Стокмана обязательно разобьют окна: люди не прощают, что кто-то порядочнее и чище их. Мне пока 29 лет и я не так уверен по поводу разбитых окон, но благодаря спектаклю МДТ мне дальше будет легче жить с этим пониманием. Меня предупредили. И, как всегда в МДТ, показали, по какую сторону разбитых окон надо стоять.
от 14 апреля 2014
Театр Европы
И вышли мы с мужем из зала, посмотрели друг на друга, сказали: "Стыдно признаться, но не задело", и пошли домой. А теперь с начала. Пусть меня закидают грязными тряпочками, но я все равно скажу. Начну с того, что мы очень давно хотели попасть на спектакли театра Европы. И вот попали... В первом действии действия никакого, во втором - еще меньше, чем в первом. Во втором действии вообще просто шедевральное решение: на авансцене стоят семь стульев, почти все действие все семеро героев сидят на этих стульях, 6 из них спиной к зрителю, и один доктор сидит посередине лицом к зрителю, читает монолог, а остальные время от времени бросают ему реплики. Статика жуткая. Весь спектакль доктор в одной краске - недоумевающе-детской с видом обделавшегося малыша. Ну а авторский текст и смысл прекрасен: наша система изначально неверна, так как принято считать, что на какой стороне сплоченное большинство, там и правда, а большинство - плебеи и рабы системы, а правы единицы. И что по-настоящему прав и свободен говорить правду тот, кто абсолютно одинок. Итог: можно было смело выпустить брошюру с текстом и не заморачиваться постановкой. А сейчас это похоже на лекцию...
от 31 марта 2014
Театр Европы
Cтоит ли говорить о том, что (или кто) окружает нас? Что придает нам силы, заставляет нас идти против всего на свете, даже если вокруг тебя одни враги? Кто твой друг, а кто твой враг? Доктор Стокман (в блестящем исполнении Сергея Курышева) сталкивается со всеми этими и многим другими вопросами по ходу всей пьесы. Сталкивается с жизнью. Как он выходит из них - как человек готовый за свою правду стоять до конца. Убежденный тем, что люди должны знать правду. Даже в ущерб себе. Пьеса, которая написана более ста лет назад, в интерпретации Льва Додина свежа и злободневна. Здесь нет того многоголосья, что дано у автора, но ты сидя в зале, всеми фибрами ощущаешь причастность к самой постановке. Вся пьеса по большей части происходит на авансцене, привлекая зрителя в сам процесс. Создается такое чувство. что ты сидишь на каком-нибудь собрании и участвуешь в обсуждении важного вопроса. В этом уверяешься особенно в начале второго действия. когда стулья всех актеров повернуты вглубь сцены, а они, вставая с мест, поворачиваются к тебе, со своими репликами. В оригинальном тексте присутствует многоголосица толпы. Здесь ее мастерски передают актеры, что персонажи ведут за собой массы "сплоченного большинства". Собственно, на это в постановке делается акцент. Человек против большинства. Заметьте, не общества (хотя по ходу пьесы все заинтересованные в этом персонажи пытаются поставить знак равенства между этими понятиями), но большинства. Массы. Толпы. Не интересующейся ничем, что мешает им жить и процветать в своем "болоте". Еще раз убедился, что честный человек, как и сто лет назад, фигура странная и редкая. Но в исполнении Курышева - такая притягательная. Ты ему веришь, понимаешь и сочувствуешь. Не уверен, что на его месте поступил бы также, но если ты это понимаешь - может ты и не настолько плох? Наверняка многие скажут, что театр становиться все более вещью в себе, а постановки МДТ особенно. Но спектакли, которые вызывают эмоции, заставляют тебя переосмыслить некоторые вещи с другой стороны, или ткнуть тебя лицом в то, от чего ты в повседневной жизни отмахнешься, остались. И "Враг народа" один из них, если не самый лучший.
от 21 февраля 2014
Театр Европы
Л.А. Додин никогда не боится неудобного материала, скорее даже ищет его. Ищет и всегда находит. "Враг народа" по всем параметрам МДТвский спектакль, по задачам, по духу, по исполнению. Неудобные обществу люди, совершают неудобные поступки и говорят неудобные слова. В ответ общество скалится и пытаясь сделать вид о незначительности происходящего, ломает неудобным шеи. Спектакль очень понравился, первое действие довольно статичное, но логика развития сюжета не позволила бы его сделать другим, а во втором кроме боя стекол, в принципе тоже нет особой динамики в действии, однако динамика развития героев, такая, что не оторвать глаза от сцены! Ах, какой там Курышов-Стокманн , персонаж, как-будто для него создан, ИМХО его самая лучшая роль (хотя в ЖиС он гениально играет). Как он морщит лоб, потирает озябшие руки и прячет их в карманы растянутой кофты, как растягивает слова и застенчиво улыбается... Ну и пьеса, что называется: все про нас, от первого до последнего слова, даже странно, что это позапрошлый век. P.S. Лев Абрамович, после окончания спектакля, вышел на сцену, объявил, что Курышеву за эту роль дали премию Станиславского.
от 3 ноября 2013
Театр Европы
До сих пор мы выбираем Варраву Первое действие мне показалось слишком статичным. Я поняла, как это ужасно, когда нет действия на сцене. Следить за монологами, внутренней жизнью героев тоже хорошо, но рано или поздно наступает момент когда выбиваешься. Второе действие прекрасно! Люблю такие спектакли, которые оказываются «по-новому актуальными». Конечно, спектакль Станиславского, если верить описаниям, был совсем о другом. Здесь же Стокман в исполнении С. Курышева поразил меня! Благодаря ему ни доли помпезности и морализма нет в этом спектакле, несмотря на располагающий к этому текст пьесы о свободе и нравственности, о том, что самые опасные враги общества - это сплоченное большинство, о том, что все же большинство - сила, а не право, о добровольном духовном рабстве.. Читается мысль о том, что «зараженная ложью почва» никогда не станет уже девственной и чистой, а лживое общество невозможно полностью стереть с лица земли. Мы изо дня в день терпим нравственное поражение в битве за эту чистоту и до сих пор мы выбираем Варраву, до сих пор отдаемся малодушию, боимся собственных возможностей.. Понамешанно в пьесе много и очень трудно донести все со сцены. Невероятно трудная пьеса для постановки. Самый сильный тот, кто абсолютно одинок - выпало из контекста. Может быть потому что эту фразу мусолят изо дня в день и она обесценилась… Стала этим самым «общественным мнением». Музыка потрясающая. Полностью сливается с атмосферой.

Спектакли с высоким рейтингом Театр Европы

Самые обсуждаемые спектакли Театр Европы