Губернатор

Губернатор

2.5
17 оценок
отзывов
Купить билеты
afisha
Отзывы:

Оставить отзыв

  • Ваша оценка:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
от 14 декабря 2022
МХТ им. А.П. Чехова
Лучший спектакль, который я когда-либо видела! Все от сценографии до актерской игры - 10 из 10
от 27 ноября 2021
МХТ им. А.П. Чехова
Я получила эстетическое удовольствие
от 30 октября 2020
МХТ им. А.П. Чехова
Данный спектакль - лучшее, что когда либо ставил режиссёр Андрей Могучий на сцене. Саша Магелатова - лучшее, что есть в этом спектакле. Экспрессивно, выдержанно, актуально и современно. Несмотря на то, что события происходящего не столь радужны и положительны, смотреть и подмечать детали задуманного очень и очень любопытно.
от 25 апреля 2019
МХТ им. А.П. Чехова
От регламента к губительной человечности Дабы не терять время зря, увидеть максимум за минимум времени я решила пойти и в воскресенье в театр, и уже домой ехать ночным поездом. Вторым театром оказался БДТ. Конечно, в первую очередь я посмотрела афишу Александринского театра, в который буквально влюбилась, но здесь меня ждал облом, ибо на их сцене был какой-то танцевальный сторонний спектакль. А вот у БДТ в афише был «Губернатор» - прошлогодний номинант и даже в какой-то номинации лауреат «Золотой маски». Словом, выбрала БДТ. Этот спектакль о губернаторе, погибшем от руки рабочего, и месяце его жизни до смерти. Отсчет времени для него начинается с момента, когда губернатор отдал приказ о расстреле протестующей толпы. Ровно с этой минуты начинает меняться его жизнь, начинает меняться он сам. Спектакль решен визуально достаточно строго. Преобладание серого цвета, но местами, будто не контрасте, резко красный – предчувствие, дыхание будущей революции. Хотелось бы сказать, что серый в «Губернаторе» смотрится достойно, а это очень и очень непросто. Серый – не лучшее решение для сцены. Помнится, совсем недавно я ругала новосибирские «Римские каникулы» за ужасающую гнетущую серость, и несоответствие грима их идее – черно-белому, а в их воплощении серому кино. В мюзикле не уделили внимания гриму. А вот в БДТ уделили. Серые, черно-белые здесь не только костюмы. На лица и тела актеров нанесен грим, создающий эффект документальной съемки. Костюмы выполнены тоже в черно-белой и серой гамме, но смотрятся стилистические правильно. Впрочем, было бы лукавством сказать, что ярких цветов нет. Есть яркие акценты: это помада на губах супруги губернатора, пусть и обрамленная черно-серым гримом, ярко-красный цветок на ее одежде. Это смотрится стильно, ярко. Так, а не румяные актеры в серых костюмах! Без «документального» грима в постановке буквально один эпизодический персонаж. В самом начале на сцене на стульях все-все герои. Серые, но по центру – актриса с красным знаменем. Конечно, с естественным цветом лица. Насколько же предсказуемо то, что постепенно уходящие со сцены – в прошлое – герои оставляют эту девушку одну. В своем собственном обществе, от которого она в ужасе сбегает. Но все же будущая революция – еще не персонаж, она лишь будет и грядет, страшная и кровавая. А пока перед нами история человека. Что за человек этот губернатор? Он кажется немного роботом в своем «раз-два-три-четыре – так ходят губернаторы». Таким нам его представляют: четким, живущим по раз и навсегда установленным правилам. Живущим, на самом деле, скучную жизнь. Без эмоций и чувств. Даже голос за сценой, читающий какой-то важный текст – даже он абсолютно бесстрастный, лишенный красок. Просто текст, причем довольно быстро произносимый. Под стать герою. Герою снятся странные альбиносы-палачи (с красными, да, глазами), и кто они? Ангелы? Шпионы? Гости из будущего или вообще крылатые ожившие горгульи (даже такая ассоциация от них есть)? Смесь робота и человека? Да, наверное, так. Для живущего регламентированную жизнь героя сон про железных (почти) людей – норма. А что же с ним происходит? В нем просыпается человек, и этот человек боится. Жизнь дает сбои. Он уже не считает, потому что получается не кратно четырем (что-то идет не так). Он проявляет эмоции, бунт против нарушения порядка, проявляет эмоции как может. Но больше он осмысливает свое будущее… Как говорит нам голос, губернатору не было жалко тех людей, они будто просто фигурки. Но потом эти фигурки в его собственном воображении оживают, преследуют, дают установку. Установка одна – ожидание смерти. Становится ли губернатору жаль убитых? Скорее, нет… Его совесть мучает не из-за проснувшейся жалости, а из-за осознания неправильности своего поступка. А это тяжко для человека, привыкшего к порядку. Порядка нет, значит, существование губернатора теряет смысл. Нет смысла – есть ожидание смерти. Губернатор ее ждет. Он не просто ее предчувствует. Он ее ждет, как неизбежность, как обязательный финал, который в этой рушащейся России должен произойти ужасно скоро. Почему смерть неизбежна? Губернатор взмахнул белым платком – привычный смысл сдающихся. Он напал, но он и сдался. Сдался на волю победителя, а в его случае победителем оказывается его гибель. Но спектакль можно увидеть и с другой точки зрения. Пока губернатору говорят, что народ тих и усерден, как никогда, народ бурлит. Кипит, видны красные всполохи. Люди зализывают раны, страдают, а еще переполняются отчаянием и ненавистью. Пока губернатор рефлексирует, ищет, кого бы обвинить дабы чуть облегчить свое состояние, народ готовится, даже и не замечая этого. Губернатор рассуждает, как не прав его сын, вспоминая вдруг, что не сын взмахнул платком. Губернатор рассуждает, что люди сами виноваты в своем голоде – лишь ищет виновных, хотя сам вынес себе приговор. А народ бурлит, недовольство зреет, и уже не мирное. Вот часовая неумелая бомба – как символ ненависти и вызова. Вот потерявшая разум женщина, чей ребенок был убит. А вот и письма губернатору, полные злобы. Все полно предчувствием его главного поражения – его смерти. Здесь примечателен эпизод с письмом гимназистки, которой жалко губернатора. Потому что она оказывается единственной, кому не все равно, кто способен проявить доброе чувство к губернатору, даже если он его и не заслуживает. За эту доброту герой цепляется как за соломинку перед тем, как уйти на дно. Даже воплощенному порядку нужно немного человечности. Эта вовсе не длинная история – история об одном человеке. Человеке, который жил так, как надо, как написано. По регламенту. И однажды этот регламент сбился. Белый платок: и все, жизнь пошла наперекосяк. Он стал чувствовать: угрызения совести, страх, жалость к себе, ощущение неизбежного, его ожидание. Отрицание, но потом смирение. Ненавистный для людей человек-должность, человек-мундир оказывается просто человеком. Его в финале жалко, но… и нет. Потому что он пришел к своей финальной точке, и, пожалуй, это для героя облегчение. Роль губернатора блистательно исполняет Дмитрий Воробьев, который проводит своего героя от «как надо» к чувствам и переживаниям, доселе ему неизвестным. Он и четкий, и растерянный, и трогательный. Он докапывается до самого нутра своего героя и показывает его зрителю. Он героя не судит, предлагая зрителю решать, как к нему отнестись. Ирина Патракова играет супругу губернатора, и этот образ отчаянно напоминает Ренату Литвинову. Эта героиня – единственная, кому позволен яркий акцент, может, лишь чтобы подчеркнуть ее хрупкую, пусть и изрядно порушенную вредными привычками, красоту. Она – воплощение уходящей натуры, причем саморазрушающейся. Ее никто не губит, кроме нее самой. Героев, эпизодов, проносящихся мимо губернатора так много, что невозможно выделить и запомнить всех. Пожалуй, стоит лишь перечислить остальной актерский состав: Андрей Феськов, Алиса Комарецкая, Диана Шишляева, Максим Бравцов, Ольга Ванькова, Анатолий Петров, Валерий Дегтярь, Рустам Насыров, Геннадий Богачев, Сергей Лосев, Георгий Штиль, Аграфена Петровская, Руслан Барабанов, Александра Магелатова, Дмитрий Мурашев, Егор Медведев. Спектакль тяжелый, и производит сложное впечатление. Он оформлен изумительно: строго, но выразительно. А еще он не успевает надоесть: небольшая продолжительность без антракта только в плюс: не сбивается нерв постановки. Сам БДТ произвел тоже двоякое впечатление. Красивейшее здание, но внутри жуткая теснота: как в гардеробах, так и в фойе. Если в Музкомедии были красивейшие залы, то в БДТ такого нет. Сам зал театра небольшой, видимо, недавно отремонтированный, зато совершенно не тесно. Кстати, я так поняла, что в гардеробах работают камеры хранения: это же замечательно. Но я свой рюкзак оставила в камере хранения на вокзале. БДТ, как ни странно, довольно далеко от метро: минут 15, но находится на красивой набережной. Я вполне довольна, что решила пойти и в воскресенье в театр. Здесь хочется особое спасибо сказать мудрости БДТ, который ставит спектакли в воскресенье в 18:00! Огромные молодцы! Это позволяет успеть на более ранний поезд. Ну и прогуляться до вокзала пешком это тоже позволило, так как страшновато было бы идти по темным улочкам Петербурга, если бы солнце уже зашло.
от 25 апреля 2019
МХТ им. А.П. Чехова
От регламента к губительной человечности
от 24 января 2019
МХТ им. А.П. Чехова
Смотрели "Губернатора" в Москве в рамках фестиваля "Золотая Маска". Это красивая, атмосферная, сильная и интеллигентная постановка. Здесь все очень и очень хорошо: начиная от восхитительной сценографии и грима, превращающего всех действующих лиц в "живых мертвецов", обреченных на смерть (на этом фоне выделяется только румяная гимназистка) и заканчивая невероятной игрой актеров, сумевших глубоко прочувствовать героев и передать это зрителю. Воробьев до безумия гармоничен в роли губернатора, он основа и стержень спектакля. И в тот момент, когда он произносит фразу "Придите ко мне кто-нибудь. Пожалейте меня", все вокруг перестает существовать и остаются только повисшие в воздухе слова и звенящая тишина зала. Если провести аналогию между театром и вином, то есть спектакли, которые похожи на вино из пакета, разлитое в пластиковые стаканчики; а есть такие, которые можно сравнить с хорошим дорогим вином в стеклянных бокалах. Так вот, "Губернатор" БДТ - это очень хорошее вино в красивых бокалах с терпким богатым послевкусием.
от 25 мая 2018
МХТ им. А.П. Чехова
Отлично! Спектакль Могучего в БДТ снова на хайпе. Обожаю этого режиссера за новаторство и поддержку театрального искусства на современной волне. Данная постановка была ближе всего к классическому русскому театру, здесь нет много различных арт-задумок, но это не делает спектакль менее интересным. Мне почему-то трудно сегодня изложить рационально и по полочкам свои мысли чисто о самой постановке, в голове все хаотично, но эмоции в кульминации и финале спектакля били ключем и еще несколько часов после. Сидел я на балконе, поэтому плохо видел лица актеров, наверно, в первых рядах партера зрелище просто завораживающее. Работа сильная, немного тяжелая, безусловно оставляющая пищу для размышления мозгу. Декорации построены интересным образом и часто менялись, режиссер разделил спектакль на 11 эпизодов, закадровый текст переодически дополнял происходящие действия, а так же мысли самого губернатора. Звуковое оформление, музыкальная драматургия держала в напряжении и не дала бы заснуть самому не выспавшемуся накануне зрителю. Нет смысла конкретно перечислять режиссерские штучки воплощения материала на сцене, так как потом может быть не интересно, но для меня это одно из того, ради чего я хожу в театр. Все мы любим кино, где можно создавать целые миры и вселенные, но театр - не кино и здесь нужно реально скрещивать креатив и голову, чтобы получилось что-то толковое. Я больше ничего не хочу писать, как только, ИДИТЕ, ИДИТЕ, ИДИТЕ на спектакли Андрея Могучего. Это стоящий современный режиссер, особенно это посыл молодежи, многие представители, из которых думают, что театр он и как 100 лет назад театр. Нет, не в случае Могучего. Мысли по поводу самой идеи рассказа самые разные. Первая: чиновник-управленец - это ответственный за многое человек. И как далеки в своих деяних нынешние наши управленцы. Вторая мысль, можно сказать вытекающая из первой: тяжела шапка монамаха. Почему-то вспомнил Януковича не ставшего расстреливать на Майдане народ. Да, возможно он коррупционер был, но не убийца. С другой стороны, его трусом называют. И как тут найти золотую середину?! Не остаться убийцей и не трусом?! И опять же, Россия была сильна только, когда ее крепко держали в кулаке, а это редко обходилось без внутренних волнений. Не читал первоисточник, но возможно произведение Андреева несет очень важные и актуальные мысли. Удивительно, что за все время есть только одна экранизация 1991 года. Раскаяние главного героя смотрится жалобно в том понимании, что есть нравственные люди на руководящих постах умеющие осознавать свои ошибки, ведь наверное, никто не хочет, чтобы начальник/губернатор/министр/президент и т д. были безчувственными безнравственными тварями. Вторая сторона медали, чувство вины сожрет тебя, убьет или превратит в мученика по жизни, а мучиться или жить мы выбираем сами. Убитых людей уже не вернешь, стоит ли так страдать?! Наша жизнь и мировоззрение настолько многогранны, что непонятно, надо ли на плохое отвечать плохим, мстить, клин клином выбивать или отдать все в руки Вселенной?! Народ, внутренне душой должен развиваться, а не решать все холоднокровным расчетом. Ведь страшно, когда ты оступился намеренно или не намеренно, а 90% мечтают тебя уничтожить, стереть в порошок и искренне это желают. Впервые был на главной сцене БДТ, театр красив, как внешне, так и внутри. Надеюсь, он станет одним из моих самых посещаемых театральных площадок.
от 25 мая 2018
МХТ им. А.П. Чехова
Отлично!
от 23 марта 2018
МХТ им. А.П. Чехова
Спектакль Губернатор Очень сильная, захватывающая работа Андрея Могучего по рассказу Леонида Андреева «Губернатор». Если вы с этим произведением не знакомы, ничего страшного, оригинальный текст звучит не только в репликах актеров, но есть и голос автора, который озвучивает внутреннюю жизнь губернатора (в литературе этот прием повествования называется несобственно-прямая речь). История эта о взаимоотношениях человека и власти, долга и совести, жизни и смерти. Не хочу углубляться в перессказ, потому что этот спектакль имеет возможность посмотреть абсолютно каждый благодаря Золотой маске и Яндекс. ИТак, пребывание в этом мистическом заколдованном круге преступления и наказания для Губернатора оборачивается не муками совести или сомнениях в своей теории (как у Раскольникова, например), а ожиданием смерти, размышлением над тем, как его убьют. Но что, если он уже мертв? Вот в чем моя очень странная мысль по поводу решения этого спектакля. Губернатор говорит: «Я мертвец, ищущий могилы» и голос автора: «Для него все кончалось здесь, на этом свете». Постоянно подчеркивается, что в городе все уже знали, что после своего поступка губернатор будет убит. Так вот мне кажется, что спектакль поставлен так, как будто губернатор – это уже призрак, привидение, неуспокоившаяся душа. Начинается спектакль с того, что в него стреляют через подушку, из которой летят перья. Это вроде как его сон. А если не сон? Призракам (как мы знаем по фильмам и литературе, а не из личного опыта :) ) свойственно постоянно прокручивать в голове какую-то неразрешенную при их жизни ситуацию, проблему. Так делает и губернатор на протяжение всего спектакля (рассказа), возвращаясь к тому страшному моменту, когда приказал расстрелять 42 человека. Он носит с собой эту подушку весь спектакль, как привидения часто потом являются с атрибутами, которые были при их убийстве. Он постоянно носит с собой платок, которым махнул, отдав приказ расстрелять, завязывает им руку поранившись, отчего платок становится кровавым (прозрачная символика). Но вам ничего не напоминает эта история с платком? Правильно, историю Фриды из «Мастера и Маргариты». Она каждый день переживала события того дня, когда закопала своего ребенка, пока Маргарита не освободила ее. Так же и губернатор, ведь точно так же. Я уже не говорю, что в пользу моей версии факт, что губернатор видит других призраков, инфернальные фото в негативах по бокам сцены и трупно-зеленый цвет, со стен декораций переходящий на грим персонажей. Маргаритой губернатору становится девочка-гимназистка, которая его пожалела. У нее у одной нет краски на лице, она одна – живая. Все остальные – мертвые и находятся они в аду. Там и жена губернатора, погрязшая в разврате и похоти, и революционеры, призывающие на баррикады и гремящие цепями, и безумная мать, рассказывающая сказку своему мертвому ребенку (в спектакле есть вставки из других произведений Андреева) – последняя сцена просто потрясает, актрисе срочно оскар (вообще здесь все играют удивительно хорошо). Губернатор сидит на сцене и слушает сказку про злого великана, потому что именно он должен отвечать за всю эту боль народа. А почему он? Он не великан, он всего лишь пешка, ходящая в установленных ей рамках: «так ходит губернатор». А потому что кто-то должен за все ответить. И эта же самая девочка-гимназистка, которая пожалела губернатора, в начале спектакля держат в руках красный флаг революции, именно из любви ко всем страдающим, именно из-за надежды на новую жизнь вне этого ада на земле, куда даже ангелы спускаются в латах.
от 16 марта 2018
МХТ им. А.П. Чехова
После "Грозы" был уверен, что ничего такого же стильного на сцене Большого драм театра я уже не увижу. Как выяснилось, я заблуждался. Сценография оказалась на таком уровне, что зачастую я забывал о развитии сюжета и просто наблюдал на трансформациями, происходящими на сцене посредством света, визуального ряда, перемещения декораций. "Губернатор" это спектакль по одноименному рассказу Леонида Андреева. К счастью мне хватило сообразительности и времени на то чтобы прочитать накануне спектакля рассказ. И дело не в том, что я бы ничего не понял при просмотре спектакля не зная текста. Это совсем не так. Просто здорово, когда собственное видение того, какими изображены герои, как и почему они себя ведут определенным образом, накладывается на то, какими их изобразили актеры и какими их видел режиссер. И несколько раз я подумал о том, что на сцене образ мне нравится больше, что он удачнее и точнее, чем у меня в голове. Если можно сравнивать спектакли с фильмами, то я бы назвал "Губернатора" психологическим триллером и сравнил по стилистике с работами Мартина Скорсезе. С первой же сцены из-за земельного цвета лица актеров возникает ощущение, что все персонажи уже мертвы, что не только Губернатор обречен, но и вообще все его окружение, все население маленького неизвестного городка. Кроме, пожалуй, девочки-гимназистки, которая выделяется алым пятном флага, который держит в руках и своим человеческим отношением к самому Губернатору. Она единственная кто видит в нем человека, а не политического деятеля и жалеет его. Губернатор, замечательно сыгранный Дмитрием Воробьевым, после отданного им рокового приказа стрелять по толпе, мучается от угрызений совести: "Только какая же это государственная необходимость - стрелять в голодных. Государственная необходимость - кормить голодных, а не стрелять." К сожалению, он единственный из чиновников, кто хотя бы постфактум стал сочувствовать народу и пытаться этот народ понять.

Спектакли с высоким рейтингом МХТ им. А.П. Чехова

Самые обсуждаемые спектакли МХТ им. А.П. Чехова